Посвящение в первоклассники
ПРОЕКТ «ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЕРВОКЛАССНИКИ»
Срок реализации: 2023 г.
Автор-разработчик:
Порицкая Марина Вячеславовна, учитель начальных классов
Дорога к знаньям – трудный путь,
Полна затей и приключений.
Ты, первоклашка, не забудь,
Что ты не признанный, но гений!
Тебе подвластно все кругом,
Чуть-чуть труда, чуть-чуть терпенья –
И все, что сможешь изучить,
Вдруг превратится в достиженья.
Актуальность проекта
В последнее время мы наблюдаем ряд проблем в современной школе. Одна из основных– нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. В связи с этим, очень важным является способствовать мотивации школьников к обучению и помочь первоклассникам в идентификации себя на этапе адаптации к новым условиям.
Традиционное мероприятие для первоклассников, проходящее из года в год в гимназии, помогает закрепить статус школьника и обозначить важность соблюдения правил поведения, умения дружить и работать в команде. Также взаимодействие школьников разных возрастов позитивно влияет на дальнейшее совместное обучение и тех и других.
Кроме того, успешная работа детского самоуправления невозможна без самостоятельной организационной деятельности. Шефство над младшими школьниками способствует развитию самостоятельности и реализации своих возможностей и идей. Так старшие товарищи первоклассников, помогая организовать и провести мероприятие для малышей, проявляют себя и выступают в роли наставников.
Целесообразность проекта
Посвящение в первоклассники - это не просто праздник для школьника, это игра. Подобная деятельность формирует психику ребенка, развивает его личность, влияет на его чувства и эмоции. Праздник занимает особое место в жизни ребенка, будь то младший школьник или подросток. В игре учащиеся совершают новые открытия, переживают минуты вдохновения, именно во время подготовки и проведения школьного праздника развивается воображение, фантазия, способности ученика, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Эффективнее всего происходит развитие познавательной деятельности. С этой целью старшие ученики начальной школы активно включены в подготовку мероприятия. Им же отводится
ключевая роль – проведение мероприятия.
Проблема
Снижение мотивации к обучению у школьников.
Гипотеза
Реализация данного проекта позволит создать условия для повышения мотивации к обучению, а также к активной деятельности в самоуправлении.
Целеполагание
Цель проекта: показать важность нового статуса ребенка; начать работу по созданию дружного детского коллектива и коллектива родителей, благоприятного микроклимата на трудном этапе адаптации детей в школе.
Задачи:
Укрепление и развитие школьных традиций
ведение первоклассников в мир знаний, знакомство со школой
привитие любви к знаниям, к школе и процессу познания мира
сплочение школьного коллектива
воспитание духовно-нравственных и эстетических качеств учащихся
Участники проекта
кураторы – вожатые и учителя
организаторы – ученики 2-4 классов
участники - первоклассники
Ожидаемый результат
Предполагается, что после подготовки и проведения мероприятия:
повысится и закрепится важность статуса гимназиста
первоклассники овладеют навыками работы в команде, прохождения через трудности, мобильности
старшие школьники смогут реализовать свои творческие и организаторские способности, научатся планировать и проводить мероприятия
Продукты проектной деятельности.
Продуктом данной проектной деятельности является регулярно пополняющееся портфолио, содержащие игры и задания, разрабатываемые самими школьниками. Игры отбираются и пробуются на практике. Таким образом формируется база несложных и интересных заданий.
Этапы.
Организационный этап.
Промежуточная задача | Деятельность учащихся |
Формирование организаторской группы проекта | Участие в группе |
Мозговой штурм | Выдвижение идей |
Разработка маршрутных листов, необходимых материалов | Подготовка материалов |
Отбор и проба игр | Организаторы пробуют игры с малой группой |
Творческий этап.
Промежуточная задача | Деятельность учащихся |
Подготовка сценария, игр и заданий для станций | Сбор и обработка материала |
Разработка маршрутных листов, необходимых материалов | Подготовка материалов |
Изготовление маршрутных листов, необходимых материалов | Изготовление материалов |
Мероприятие.
Проведение инструктажа с организаторами | фиксируют |
Проведение мероприятия | Выступают организаторами |
Оформление творческого отчета о реализации проекта | Оформление заметки |
Описание организации проекта
Создается инициативная группа учеников 2-4 параллели для проектирования, разработки и организации мероприятия «Посвящение в первоклассники». В ходе подготовки праздника со старшими учащимися школы проводится большая коллективная работа, направленная на воспитание духовно-нравственных и эстетических качеств учащихся. Все это помогает сплотить коллектив учащихся школы, способствует развитию качеств обязательности и ответственности.
Группа активистов продумывает детали мероприятия, разрабатывает маршрутные листы для путешествия по станциям. Подбираются подходящие игровые задания, умещающиеся в хронометраж по времени. Проводится организационная подготовка и все необходимые материалы. Назначаются сопровождающие, руководители станций, проводится инструктаж.
Во время официальной части «Посвящения в первоклассники» проводится интеллектуальная разминка и зачитывается письмо Профессора всешкольных наук, директора гимназии, с приглашением отправиться в путешествие по стране знаний. Но для этого необходимо пройти по всем городам этой страны и преодолеть испытания и собрать золотые правила гимназиста.
Первоклассники же активно с охотой и интересом принимают участие в играх, отвечают на вопросы и проходят испытания. Старшие школьники ответственно и увлеченно проводят мероприятие, как сопровождающие и руководители станций. Реализовывают свои идеи, организаторские и актерские способности.
Только после этого первоклассники приносят клятвы и получают медали, полноправно входя в статус первоклассника гимназии. После этого шуточную и трогательную клятву приносят родители первоклассников, обещая помогать своим детям и не давать им опаздывать на уроки.
Список литературы
Башаева Т. В., Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов // Ярославль: изд-во «Академия развития», 1998 г., 240 с.
Дереклеева Н. И., Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы // Москва: изд-во «ВАКО», 2004 г., 240 с.
Лазуренко Л. В., Учим играя. 1-2 классы. Занимательные игровые задания, упражнения // Волгоград: изд-во «Учитель», 2006 г., 110 с.
Мирошниченко И. В., Детские праздники // Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2006 г., 352 с.