12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Довбня Светлана Александровна517
6

Потенциал заданий Яндекс. Учебник и «Дерево предсказаний» как средства, способствующие развитию функциональной грамотности.

t1711505854aa.gifПотенциал заданий Яндекс. Учебник и «Дерево предсказаний» как средства, способствующие развитию функциональной грамотности.



Поколение нынешних детей исследовать Марк Пренски назвал цифровыми аборигенами. «Цифровые аборигены» - поколение тех, кто родился и вырос в окружении гаджетов. Для этих детей цифровая среда стала окружающим миром, где их пользовательский опыт формировался с 1,5 – 2 лет. Они обрабатывают информацию по своему и делают все иначе: общаются, занимаются творчеством, делятся с другими информацией, коммуницируют. И эта новая реальность влияет на познавательные возможности ребенка и формирует привычки ума для цифрового мира.



Работа с учебными текстами занимает существенное, а часто и ведущее, место в процессе обучения. К каким результатам чтения того или иного текста должно приводить ученика? Повышает коэффициент полезного действия от такого чтения? Насколько управляемо достижение такого безусловного результата со стороны преподающих и самих учащихся? Таким процессом управляет учитель в непосредственном сотрудничестве с учащимися.

Исследования последних лет свидетельствует о существенных проблем в области сформированности читательской компетентности у современных школьников. В рамках международных исследований качества и грамотности чтения PlSA B PIRLS были выявлены следующие негативные моменты:

- учащиеся неверно истолковывают содержание прочитанного текста в связи с незнанием/неверной интерпретацией фактов, изложенных в тексте;

- учащиеся трактуют слишком поверхностью смысл текста, без учета его «подтекста» и социокультурного контекста;

- учащихся неверно понимают значение отдельных слов/фраз и поэтому неверно в целом понимают смысл текста.

Для избежания данных дефицитов необходимо развивать функциональную читательскую грамотность.

Функциональная грамотность — способность работать с информацией для решения жизненных задач (межпредметный навык)

Читательская грамотность — способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Как известно, основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию; формирование приемов математической деятельности у обучающихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучения.

На начальном этапе обучения – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщения, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничению. Важна техника чтения. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Информация необходимая для решения задачи не лежит на поверхности. Элементы информации сообщаются в разном порядке. Часть информации сообщается не словами, а в виде графиков, рисунков, карт.

Из своих наблюдений я заметила, что на формирование функциональной грамотности младших школьников оказывает влияние применяемые в процессе обучения технологии и создание развивающей среды. Убеждена, что техника чтения является важнейшим фактором, который в итоге влияет на процесс формирования функциональной грамотности. У каждого ребёнка эта дорога индивидуальна и на ней есть свои сложности. Средства формирования навыков мышления — предметные задания, а форма организации — проблемные ситуации.

Подобрать интересные задания к уроку для выстраивания линии в развитии функциональной грамотности бывает непросто. Приходится потратить много времени на поиски, прежде, чем найти что-то стоящее. Чтобы помочь с этим учителю , в Яндекс.Учебнике предлагается библиотека ( витрина) таких заданий. Это главная страница в библиотеке, где собраны задания на актуальные темы.

В логике календарно- тематического плана основных УМК мы понимаем, когда и какие темы проходят в классе. В течение учебного года можно собирать занятия из заданий нескольких тематических подборок по этим темам, чтобы в любой момент можно было сразу выдать их или воспользоваться готовыми подборками.

Задания на формирование читательской грамотности помогают детям учиться работать с информацией: понимать и использовать прочитанное, соотносить информацию со своим опытом и знаниями и интерпретировать ее.

Материал заданий Яндекс.Учебник разработан в соответствии с читательскими умениями, выделенными в рамках международных исследований по функциональной грамотности. В каждом задании есть методические комментарии.

Давно уже ушли в прошлое уроки, где знания преподносили "на блюдечке". Теперь важнее другое - научить детей самостоятельно искать знания, и не только находить, но и уметь анализировать, оценивать. И здесь прекрасно вписывается в процесс обучения прием «Дерево предсказаний»

Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому вопросу. Прием помогает строить предположения связанные с развитием сюжетной линии, то есть идет формирование логического мышления у ребенка.

Правила работы с приемом таковы:Начало формКонец формы

Алгоритм работы с приемом

На доске изображен силуэт дерева:

Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.

Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно…", "Вероятно…". Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви). Все версии должны быть аргументированы, основываясь на предложенном тексте, а не на своих домыслах. В качестве аргументов важно использовать не только соответствующий материал учебника, но и материалы средств информации, собственные наблюдения за событиями и процессами.



А теперь я хочу показать комбинирование приемов «Дерево предсказаний» как оси урока и учебных материалов с заданиями Яндекс.Учебник. Задания Яндекс.Учебника помогают на этапе практического применения, а Древо предсказаний является сквозным приемом всего урока.




Изучение нового материала: на этапе объяснения новой темы я создаю дерево предсказаний, используя ключевые слова и идеи. Затем ученики делятся своими предположениями о том, что они узнают на уроке, и записывают их на соответствующих ветвях дерева. Выполняют задание на закрепление в Яндекс Учебник. В конце урока я проверяю корректность/ правильность предсказаний.


t1711505854aa.gif
Развитие критического мышления: Я предлагаю ученикам прочитать текст или посмотреть видео из урока Яндекс Учебник (есть видео здесь https://www.youtube.com/@yandexeducation/videos и в уроках Окружающего мира- их можно брать на любой интегрированный урок) на заданную тему. Затем ученики создают Дерево предсказаний, используя слова «возможно» и «вероятно». Они учатся строить и доказывать гипотезу, записывают свои предположения на ветвях дерева, а затем обсуждают их все вместе. Я могу задавать вопросы по итогам выполнения задания в Яндекс Учебнике для обсуждения и стимулировать учеников аргументировать свою точку зрения.
t1711505854aa.gif
Развитие креативности: я предлагаю ученикам придумать историю или сказку на заданную тему в логике предложенного задания Яндекс Учебника (с теми же персонажами, буквами, героями, аспектами темы и т.п.). Ученики создают дерево предсказаний, используя слова «может быть» и «предположим». Затем они записывают свои предположения на соответствующих ветвях дерева и обсуждают их в классе. Я предлагаю группе поработать с заданием в Яндекс Учебник и сформулировать свой "закон"/открытие, которые дети сделают, выполнив такие задания. Потом я
задаю вопросы для стимуляции творческого мышления и обсуждения идей учеников.
t1711505854aa.gif
Закрепление грамматических тем: я предлагаю ученикам составить дерево предсказаний на основе грамматических правил или конструкций, затем можно выполнить задания Яндекс Учебника и для осмысления ответить на мои вопросы, как они выбирали ответы. Ученики записывают свои предположения на ветвях дерева, используя слова «может быть», «если» и другие подобные слова. Затем я проверяю правильность предсказаний и объясняю правила или конструкции, которые были закреплены на уроке.
t1711505854aa.gif
Развитие навыков решения задач: я предлагаю ученикам решить задачу или провести научный эксперимент, используя данные из учебника, видеоролика с Яндекс Учебника, из текста, предложенного к заданию Яндекс Учебника, составить кластер наблюдений с веточками - сферами, где эти знания встречаются в жизни. Ученики составляют дерево предсказаний, используя слова «предположим», «если» и «возможно». Затем они записывают свои предположения на соответствующих ветвях дерева и обсуждают их в классе. Я могу задавать вопросы для стимуляции обсуждения и проверки понимания учениками задачи.
t1711505854aa.gif
Развитие навыков самоконтроля: Я включаю таймер и предлагаю одной группе детей выполнить задание или решить задачу в Яндекс Учебник (островок мобильного класса), другой ряд/группа составляют дерево предсказаний, используя слова «если», «предположим» и «может быть». Затем они записывают свои предположения на соответствующих ветвях дерева и обсуждают их в классе. С переходом к другой станции для рассмотрения следующей гипотезы, используя различные методы и подходы. На каждой станции важно вовремя выполнить задание, и получить фрагмент паззла, картинки, связанной с темой урока.  Я также могу организовать рефлексию по группам и задавать вопросы на анализ и синтез, для проверки понимания учениками навыков.


Итог:

Учащиеся моего класса владеют умением выражать свои мысли, сотрудничать и работать в группе, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других, работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний.

Нужно так же отметить,что побуждая детей к высказыванию самых разных предположений, мои ребята терпимо относятся к чужому мнению и не бояться высказывать свое, что способствует формированию коммуникативных УУД. Также формируются познавательные, личностные УУД – умение рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию, определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам.

Довбня Светлана Александровна, учитель начальных классов МБОУ Кулундинская СОШ №1.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.