Статья на тему «Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий» (10 класс)
Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий
Беседина Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы
Курская область
Повышение учебной мотивации является важной задачей в образовательной сфере. Многие обучающиеся сталкиваются с проблемами отсутствия интереса к учебному процессу, а это негативно сказывается на их результативности. Однако, с развитием технологий, образовательные учреждения начинают использовать игровые технологии в качестве эффективного инструмента для повышения мотивации учащихся.
Игровые технологии предоставляют возможность обучаться в интерактивном режиме, что делает учебный процесс более увлекательным и захватывающим. Одна из основных особенностей игровых технологий заключается в создании условий, при которых обучающимся предоставляется возможность самостоятельно исследовать и решать задачи, а также соревноваться с другими учащимися.
С использованием игр в образовании можно получить положительный опыт, преодолеть препятствия и достичь конкретных результатов. Игры разработаны таким образом, чтобы быть визуально привлекательными и увлекательными, что способствует активному взаимодействию с учебным материалом. Кроме того, игровые технологии создают комфортную атмосферу, где обучающиеся могут экспериментировать и учиться на своих ошибках без страха быть осужденными.
Особенно важно отметить, что игровые технологии позволяют стимулировать соревновательность и индивидуальные достижения учащихся. Каждый ребенок может отследить свой прогресс и участвовать в игровых состязаниях. Это не только мотивирует более активно участвовать в учебном процессе, но и развивает чувство соперничества, что, в свою очередь, стимулирует лучшие достижения.
Выводя на первый план интерес, увлечение и индивидуальные достижения, игровые технологии позволяют лучше усваивать учебный материал, демонстрируя повышенную мотивацию. Такой подход существенно повышает качество образования, поскольку обучающиеся больше не рассматривают процесс обучения как простую рутину, а как серьезную и весомую игру, в которой их интерес востребован и их возможности оценены.
В своей работе использую варианты технологий на основе учебной игры в зависимости от целевой направленности, способа моделирования, содержания деятельности.
Инвариантными элементами учебного процесса на основе учебной игры являются такие ее этапы:
1.Ориентация. Учитель представляет изучаемую тему, знакомит с основными положениями, которые в ней используются. Дает характеристику имитации и игровых правил, общий обзор хода игры.
2.Подготовка к проведению. Учитель излагает сценарий , останавливаясь на игровых задачах, правилах. Распределяет роли.
3.Проведение игры. В учебном процессе использую такие игры:
-- игры-ситуации ( «Поэтические страницы», 10 класс);
-- игры-драматизации («Фольклорные традиции», в форме театра, 5 класс);
--игры- имитации реальной деятельности ( «Издание книги Сергея Есенина «Родные просторы», 6 класс);
-- состязательные игры («Клуб знатоков сказок», «Что? Где? Кокда?»);
--коммуникативные игры ( дискуссия «Русский язык развивается или умирает», «круглый стол» «О чем говорят цветы», «конференции»).
Игра—деятельность, которая имеет большое социальное. Психологическое и эстетическое значение для развития подрастающего поколения. Она дает радость от сознания собственных сил, помогает социальной адаптации, повышению самооценки.
Использование игровых технологий в образовании представляет собой инновационный подход, который способен решить проблему отсутствия мотивации учащихся. Игры создают условия для активной и захватывающей деятельности, они помогают развивать свои навыки и повышать свои результаты. Таким образом, игровые технологии демонстрируют свою эффективность и являются перспективным направлением для развития современного образования.