Методическая разработка урока русского языка в 5 классе «Повторение изученного по морфологии»
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
Учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Гришинская школа Первомайского
района Республики Крым»
Мордухай Людмила Ивановна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема: «Повторение изученного по морфологии »
(урок - путешествие)
Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по разделу «Морфология»; работать над грамотностью письма; формировать умение применять теоретические знания на практике.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование познавательных мотивов учебной деятельности на основе системного подхода к изучению уже пройденного материала; воспитывать уважение к сопернику, чувства товарищества, умение работать в коллективе.
Метапредметные: умения выделять главное, логически мыслить, давать определение, самостоятельно планировать пути достижения целей, действовать по алгоритму.
Предметные: обобщение учащимися знаний по пройденному материалу; повторить признаки текста, выразительные средства языка.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Оборудование:
- Учебник: Русский язык, Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В.Глазков, А.Г. Лисицын: Просвещение, 2014.
- ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация к уроку, глобус;
- тестовые задания по теме.
Структура урока:
Организационный этап.
Целеполагание.
Актуализация знаний.
Этап подготовки учащихся к активному, сознательному воспроизведению учебного материала.
Закрепление изученного. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Контроль усвоения.
Рефлексия учебной деятельности.
Информация о домашнем задании, комментирование, выставление оценок за урок.
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Ребята, сегодня на уроке нам понадобится ваше настроение и чувство дружбы . Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. А нашим девизом на уроке будет фраза: «Невозможно без вниманья получить образованье!»
- Как вы понимаете эти слова?
- Какие 2 группы частей речи мы изучили в 5 классе? (самостоятельные и служебные). Почему 1 группа называется «самостоятельные части речи? Назовите все самостоятельные части речи. Почему 2 группа называется
«служебные части речи? Какие части речи относятся к служебным? А в каком разделе науки о языке изучаются части речи? (морфология)
II. Целеполагание.
- Ребята, вам предстоит самим определить тему урока. (Учащиеся называют тему урока). Запишите число, классную работу и тему урока в тетради. Но я вам предлагаю не просто урок. Определить вид урока я вам помогу. (На стол ставится глобус) Ребята легко определяют вид : урок – путешествие.
- Да, ребята, я вам предлагаю путешествие в далекую и загадочную страну «МОРФОЛОГИЮ». Эта страна расположена между двумя океанами: океаном ЗНАНИЙ и океаном УМЕНИЙ.(Слайд 1)
Давайте определим цели урока. Что мы должны знать и уметь по изученной теме? (Ребята определяют цели урока, учитель помогает им, дополняет.)
III. Актуализация знаний.
Словарная работа.
- Прежде чем отправиться в путешествие, давайте поработаем над лексическим значением слова ПУТЕШЕСТВИЕ.У вас на столах лежат ваши помощники – толковые словари. Найдите и прочитайте лексическое значение слова. Запишите его значение в тетрадь. (Дети зачитывают определение слова и записывают в тетради).
Работа в парах
- Как видим, страна МОРФОЛОГИЯ состоит из городов, названных в честь их жителей. На границе каждого города нам нужно будет предъявить пропуск. Это паспорт города. Предлагаю составить паспорта городов страны
Морфология. ( Каждой паре нужно записать все морфологические признаки той части речи, которую назовёт учитель. Задание рассчитано на 6 пар).
IV.Этап подготовки учащихся к активному, сознательному восприятию учебного материала.
Психологическая минутка.
Учитель: Ребята, паспорта готовы, можно отправляться. Закрываем глаза и мысленно отправляемся в загадочную страну (звучит запись гудка поезда и стук колёс.) Наша первая остановка – г. Существительное. Ребята открывают глаза.
Первая остановка: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.(Слайд 2)
- Предъявим, ребята, паспорт города.(Учащиеся зачитывают « паспорт» имени существительного). Смотря на вид города, назовите примеры существительных…
Задание 1. «Узнай меня» Отметьте характеристики, не относящиеся к существительному: (Слайд 3). Устно. А) обозначает признак предмета; Б) изменяется по лицам; В) имеет 3 спряжения; Г) в большинстве случаев изменяется по числам.
Задание 2.Определить склонение существительных: (Слайд 3)
МЫШЬ, ПЛЯЖ, ДРУЖБА, НЕРЯХА, ОКНО, ВЕСНА, ЦВЕТОК, ЯЗЫК, МОРЕ, КОТ, ЗЕМЛЯ, НОЧЬ, КНИГА, ЛЕС, РЕЧЬ, СВЕЧА, ПОРТРЕТ, БАНТ. Работа в тетрадях.
Самооценка : проверка знаний по опоре (Слайд 4)
Задание 3. Вставить буквы, подчеркнуть лишние слова, выбор аргументировать. (Слайд 5) Запись в тетради.
ЯЙЦ…, РУЖЬЕЦ…, КОЛЬЦ…, ДЕРЕВЦ… ГРАЧ…М, КЛЮЧ…М, КАЛАНЧ…Й, СИНИЦ…Й, ТОВАРИЩ…М, ПЛЮЩ…М
Учитель: Ребята, нас ждут в городе ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. (Слайд 6). Предъявите «паспорт». Зачитываются морфологические признаки имени прилагательного.
Задание 4. Назвать имена прилагательные, характеризующие вид города. ( Зелёный, яркий, красивый, солнечный…)
Задание 5. Распространите предложения прилагательными. (Слайд7).
Работа на цветных карточках:
У нас в саду вырос _________ цветок. Он привлекал всех___________ запахом и цветом. Цветок радовал и взрослых и __________ детей.
Учитель: Молодцы, ребята. Мы приглашены в город Числительное.(Слайд 8). Зачитывание «паспорта» имени числительного.
Задание 6. Составьте предложения с именами числительными по картинке (устно).
Задание 7. Записать числа в словосочетаниях словами и определить группы числительных по значению: 10 яблок, 5 день, 11 колец, 700 рублей, 8 задача, 13 дней.
Взаимопроверка (Обмен тетрадями). Оценивание «Светофор» ( Слайд 9).
Учитель: Подходим к городу Местоимение. Кто готов рассказать о жителях этого города? (Зачитывается «паспорт» местоимения).
Задание 8. Назвать отдыхающих в парке местоимениями.
(Он, они,она…)
Задание 9. Найди «ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ» ( Слайд10). Работа в тетрадях.
Я, МЫ, ОНИ, ВЫ К НЕМУ, С НИМ, ЕМУ,О НЕМ ОН, ОНА, ОНИ, ОНО
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.
Учитель: Приготовьте «паспорт» и будьте внимательны. Мы подъезжаем к самому опасному городу - городу движения. Повторим правила дорожного движения. (Слайд 11 ).
Задание 10. Составить предложения о правилах дорожного движения, используя глаголы настоящего и будущего времени.
Задание 11. Определить спряжение глаголов и внести ответ в таблицу (работа у доски)
1.Клеят 2.Отвечаешь. 3.Мечтает. 4.Пахнет. 5.Полоть. 6.Слышит. 7.Сеять. 8.Просить.
Учитель: Нас ждут жители города Наречие. Это самый маленький город. (Слайд 12) . Предъявите паспорт города. Но где же его жители? Я предлагаю поработать в группах. Но для начала проверим ваши навыки совместной деятельности.
V.Закрепление изученного. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Разминка «Уменьшающаяся газета».Условия игры: на каждую группу(не больше 4 человек) выдаётся 1 газетный лист. Всей командой нужно стать на газетный лист и сказать: «Мы - одна команда!» Газета складывается несколько раз и задание повторяется. Задача группы – разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе: «Мы одна команда!»
Задание 1. (выполняется на листах)
« Сбежали наречия! Найти и вставить их на место»
Весна. С каждым днем всё сильнее тянет (…). (…) идти по тропинке, поросшей травкой-муравкой, и наблюдать, как в течение дня всё (…) меняется в красках и звуках! (…) раскрываются и закрываются цветы, (…) пролетают птицы, бабочки, жуки.
(…) есть пропахшую дымом кашу, спать в еловом шалаше или на дереве, как Робинзон Крузо. Любознательность, желание увидеть новое, открыть никому не известное (…)зовут нас путешествовать.
Слова для справок: хорошо, незаметно, быстро, вокруг, страстно, вкусно, вдаль.
Зрительный диктант «Один за всех и все за одного». Распределение ролей в каждой группе: писарь, гонцы. Учитель кладёт карточку с записанным предложением на стол; подходят по одному гонцу от каждой группы ,читают, запоминают предложения, выделенные орфограммы и диктуют «писарю».
Оценивание формативное: учитель вывешивает плакат с текстом, проверка по образцу:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт.
VI. Контроль усвоения.
Учитель: Да, вы дружно поработали в группах. Лидер группы оценит работу каждого (оценка с комментированием) .
Ребята, оцените каждый свою работу на уроке. Возьмите звёздочку такого цвета, который соответствует оценке: красный – 5; жёлтый – 4; синий – 3; чёрный – 2, вложите в тетрадь и передайте мне.
VII. Рефлексия.
Закончите фразы: Теперь я могу…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
За что я могу себя похвалить?
Учитель: Спасибо за урок, вы молодцы. Давайте украсим наш букет цветами по вашему настроению на уроке.
VIII. Домашнее задание: 1)Подготовиться к контрольной работе, выполнить тестовые задания (стр.78 учебника); 2) Задание на всю жизнь: ценить дружбу, всегда подставлять надёжное плечо нуждающимся.