12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мордухай Людмила Ивановна38
Россия, Крым респ., с. Гришино Первомайский район

















































Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

Учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Гришинская школа Первомайского

района Республики Крым»

Мордухай Людмила Ивановна

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема: «Повторение изученного по морфологии »

(урок - путешествие)

Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по разделу «Морфология»; работать над грамотностью письма; формировать умение применять теоретические знания на практике.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование познавательных мотивов учебной деятельности на основе системного подхода к изучению уже пройденного материала; воспитывать уважение к сопернику, чувства товарищества, умение работать в коллективе.

Метапредметные: умения выделять главное, логически мыслить, давать определение, самостоятельно планировать пути достижения целей, действовать по алгоритму.

Предметные: обобщение учащимися знаний по пройденному материалу; повторить признаки текста, выразительные средства языка.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Оборудование:

- Учебник: Русский язык, Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В.Глазков, А.Г. Лисицын: Просвещение, 2014.

- ноутбук;

- мультимедийный проектор;

- мультимедийная презентация к уроку, глобус;

- тестовые задания по теме.






Структура урока:

Организационный этап.

Целеполагание.

Актуализация знаний.

Этап подготовки учащихся к активному, сознательному воспроизведению учебного материала.

Закрепление изученного. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Контроль усвоения.

Рефлексия учебной деятельности.

Информация о домашнем задании, комментирование, выставление оценок за урок.

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Ребята, сегодня на уроке нам понадобится ваше настроение и чувство дружбы . Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. А нашим девизом на уроке будет фраза: «Невозможно без вниманья получить образованье!»

- Как вы понимаете эти слова?

- Какие 2 группы частей речи мы изучили в 5 классе? (самостоятельные и служебные). Почему 1 группа называется «самостоятельные части речи? Назовите все самостоятельные части речи. Почему 2 группа называется

«служебные части речи? Какие части речи относятся к служебным? А в каком разделе науки о языке изучаются части речи? (морфология)

II. Целеполагание.

- Ребята, вам предстоит самим определить тему урока. (Учащиеся называют тему урока). Запишите число, классную работу и тему урока в тетради. Но я вам предлагаю не просто урок. Определить вид урока я вам помогу. (На стол ставится глобус) Ребята легко определяют вид : урок – путешествие.

- Да, ребята, я вам предлагаю путешествие в далекую и загадочную страну «МОРФОЛОГИЮ». Эта страна расположена между двумя океанами: океаном ЗНАНИЙ и океаном УМЕНИЙ.(Слайд 1)



t1695880579aa.gif





Давайте определим цели урока. Что мы должны знать и уметь по изученной теме? (Ребята определяют цели урока, учитель помогает им, дополняет.)

III. Актуализация знаний.

Словарная работа.

- Прежде чем отправиться в путешествие, давайте поработаем над лексическим значением слова ПУТЕШЕСТВИЕ.У вас на столах лежат ваши помощники – толковые словари. Найдите и прочитайте лексическое значение слова. Запишите его значение в тетрадь. (Дети зачитывают определение слова и записывают в тетради).

Работа в парах

- Как видим, страна МОРФОЛОГИЯ состоит из городов, названных в честь их жителей. На границе каждого города нам нужно будет предъявить пропуск. Это паспорт города. Предлагаю составить паспорта городов страны



Морфология. ( Каждой паре нужно записать все морфологические признаки той части речи, которую назовёт учитель. Задание рассчитано на 6 пар).



IV.Этап подготовки учащихся к активному, сознательному восприятию учебного материала.

Психологическая минутка.

Учитель: Ребята, паспорта готовы, можно отправляться. Закрываем глаза и мысленно отправляемся в загадочную страну (звучит запись гудка поезда и стук колёс.) Наша первая остановка – г. Существительное. Ребята открывают глаза.

Первая остановка: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.(Слайд 2)

- Предъявим, ребята, паспорт города.(Учащиеся зачитывают « паспорт» имени существительного). Смотря на вид города, назовите примеры существительных…

Задание 1. «Узнай меня» Отметьте характеристики, не относящиеся к существительному: (Слайд 3). Устно. А) обозначает признак предмета; Б) изменяется по лицам; В) имеет 3 спряжения; Г) в большинстве случаев изменяется по числам.

Задание 2.Определить склонение существительных: (Слайд 3)

МЫШЬ, ПЛЯЖ, ДРУЖБА, НЕРЯХА, ОКНО, ВЕСНА, ЦВЕТОК, ЯЗЫК, МОРЕ, КОТ, ЗЕМЛЯ, НОЧЬ, КНИГА, ЛЕС, РЕЧЬ, СВЕЧА, ПОРТРЕТ, БАНТ. Работа в тетрадях.

Самооценка : проверка знаний по опоре (Слайд 4)

Задание 3. Вставить буквы, подчеркнуть лишние слова, выбор аргументировать. (Слайд 5) Запись в тетради.

ЯЙЦ…, РУЖЬЕЦ…, КОЛЬЦ…, ДЕРЕВЦ… ГРАЧ…М, КЛЮЧ…М, КАЛАНЧ…Й, СИНИЦ…Й, ТОВАРИЩ…М, ПЛЮЩ…М





Учитель: Ребята, нас ждут в городе ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. (Слайд 6). Предъявите «паспорт». Зачитываются морфологические признаки имени прилагательного.

Задание 4. Назвать имена прилагательные, характеризующие вид города. ( Зелёный, яркий, красивый, солнечный…)

Задание 5. Распространите предложения прилагательными. (Слайд7).

Работа на цветных карточках:

У нас в саду вырос _________ цветок. Он привлекал всех___________ запахом и цветом. Цветок радовал и взрослых и __________ детей.

Учитель: Молодцы, ребята. Мы приглашены в город Числительное.(Слайд 8). Зачитывание «паспорта» имени числительного.

Задание 6. Составьте предложения с именами числительными по картинке (устно).

Задание 7. Записать числа в словосочетаниях словами и определить группы числительных по значению: 10 яблок, 5 день, 11 колец, 700 рублей, 8 задача, 13 дней.

Взаимопроверка (Обмен тетрадями). Оценивание «Светофор» ( Слайд 9).



Учитель: Подходим к городу Местоимение. Кто готов рассказать о жителях этого города? (Зачитывается «паспорт» местоимения).

Задание 8. Назвать отдыхающих в парке местоимениями.

(Он, они,она…)

Задание 9. Найди «ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ» ( Слайд10). Работа в тетрадях.

Я, МЫ, ОНИ, ВЫ К НЕМУ, С НИМ, ЕМУ,О НЕМ ОН, ОНА, ОНИ, ОНО





Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.


Учитель: Приготовьте «паспорт» и будьте внимательны. Мы подъезжаем к самому опасному городу - городу движения. Повторим правила дорожного движения. (Слайд 11 ).

Задание 10. Составить предложения о правилах дорожного движения, используя глаголы настоящего и будущего времени.

Задание 11. Определить спряжение глаголов и внести ответ в таблицу (работа у доски)

1.Клеят 2.Отвечаешь. 3.Мечтает. 4.Пахнет. 5.Полоть. 6.Слышит. 7.Сеять. 8.Просить.



Учитель: Нас ждут жители города Наречие. Это самый маленький город. (Слайд 12) . Предъявите паспорт города. Но где же его жители? Я предлагаю поработать в группах. Но для начала проверим ваши навыки совместной деятельности.



V.Закрепление изученного. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Разминка «Уменьшающаяся газета».Условия игры: на каждую группу(не больше 4 человек) выдаётся 1 газетный лист. Всей командой нужно стать на газетный лист и сказать: «Мы - одна команда!» Газета складывается несколько раз и задание повторяется. Задача группы – разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе: «Мы одна команда!»

Задание 1. (выполняется на листах)

« Сбежали наречия! Найти и вставить их на место»

Весна. С каждым днем всё сильнее тянет (…). (…) идти по тропинке, поросшей травкой-муравкой, и наблюдать, как в течение дня всё (…) меняется в красках и звуках! (…) раскрываются и закрываются цветы, (…) пролетают птицы, бабочки, жуки.

(…) есть пропахшую дымом кашу, спать в еловом шалаше или на дереве, как Робинзон Крузо. Любознательность, желание увидеть новое, открыть никому не известное (…)зовут нас путешествовать.

Слова для справок: хорошо, незаметно, быстро, вокруг, страстно, вкусно, вдаль.



Зрительный диктант «Один за всех и все за одного». Распределение ролей в каждой группе: писарь, гонцы. Учитель кладёт карточку с записанным предложением на стол; подходят по одному гонцу от каждой группы ,читают, запоминают предложения, выделенные орфограммы и диктуют «писарю».

Оценивание формативное: учитель вывешивает плакат с текстом, проверка по образцу:

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадёт,

В любой беде не пропадёт.

VI. Контроль усвоения.

Учитель: Да, вы дружно поработали в группах. Лидер группы оценит работу каждого (оценка с комментированием) .

Ребята, оцените каждый свою работу на уроке. Возьмите звёздочку такого цвета, который соответствует оценке: красный – 5; жёлтый – 4; синий – 3; чёрный – 2, вложите в тетрадь и передайте мне.

VII. Рефлексия.

Закончите фразы: Теперь я могу…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

За что я могу себя похвалить?



Учитель: Спасибо за урок, вы молодцы. Давайте украсим наш букет цветами по вашему настроению на уроке.

VIII. Домашнее задание: 1)Подготовиться к контрольной работе, выполнить тестовые задания (стр.78 учебника); 2) Задание на всю жизнь: ценить дружбу, всегда подставлять надёжное плечо нуждающимся.







































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.