Урок-повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»
Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»
Цель:………………………………………………………………………………………………..
Задачи: знать ……………………………………………………………………………………… уметь……………………………………………………………………………………………………
Разминка. А) Среди предложений найти предложение с однородными сказуемыми.
С берега доносился едва слышный шум голосов, смех, похожий на хлопанье крыльев. (2) Кто-то визжал. (3)Дубравка, поморщившись, перевернулась на спину. (4)Она лежала в воде, раскинув руки. (5) Вода прикрыла ей уши мягкими большими ладонями. (6) Громадное небо сверкало, и глаза не выдерживали его блеска. (7) Дубравка закрыла глаза , потом вдруг перевернулась на живот и резким кролем понеслась к берегу. (Р.Погодин)
Б) Записать номера предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом………………………………………………………………………..
2. Закрепление.
а)Синтаксический разбор предложения.
Это был высокий бородатый человек в полушубке в треухе такой замерзший что когда я зажег лампу и впустил его в дом он не мог даже закрыть за собой дверь.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
б) Пунктуационный разбор предложения
Это был высокий бородатый человек в полушубке в треухе такой замерзший что когда я зажег лампу и впустил его в дом он не мог даже закрыть за собой дверь.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. Тест.
1. В каком ряду все перечисленные слова являются подчинительными союзами?
1) потому что, чтобы, но;
2) оттого что, сколько, как, кто;
3) с тех пор как, словно, тоже.
2. Укажите сложноподчиненное предложение:
1) С приближением к морю все больше исчезали широколиственные древесные породы, зато преобладающим сделались саянская ель, белокорая пихта (Катаев).
2) Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи (Есенин).
3. Укажите, какая часть сложного предложения является главной: (1) Через окно я увидел, (2) как большая серая птица села на ветку клена в саду .
1)1; 2)2.
4. Укажите придаточное предложение, которое связано с главным при помощи союзного слова:
1) Мне припомнилась нынче собака, что была моей юности друг (Есенин).
2) Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я (Есенин).
3) Ты говоришь, что опять дождемся весны (Каверин).
4) Я считаю, что лес - прекрасное выражение силы природы и самый ясный образчик ее совершенства (Сергеев-Ценский).
5. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное определительное?
1) Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась (Паустовский).
2) Я не знаю, где граница меж товарищем и другом (Фадеев).
3) Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов (Астафьев).
4) Нам эта встреча давала возможность еще раз поговорить о старинных российских городах, где живут прекрасные люди (Платонов).
4.Домашнее задание. Повторить все по СПП, сделать синт. и пункт.разбор 1 СПП (на выбор из художественного текста)
2