Урок по русскому языку на тему «Имя существительное» (6 класс)
Урок в 6 классе по русскому языку
Тема: Повторение темы «Имя существительное».
Цели урока:
Обучающая: повторить, обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи, учить анализировать текст.
Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие памяти, внимания, логического мышления, орфографической зоркости.
Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний.
Оборудование: раздаточный дидактический материал; мультимедийный проектор и компьютер.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
-Что изучает морфология?
- Какие вы знаете части речи?
- На какие группы делятся части речи?
- Назовите самостоятельные части речи.
- Назовите служебные части речи.
- Какую часть речи мы называем именем существительным?
- Как изменяется имя существительное?
- Какова синтаксическая роль имени существительного?
Объяснительный диктант.
Ножовка, ночёвка, камыш, туч, помощь, дирижёр, ключик, орешек, праздник, кусочек, домика, старичок, сургучом, экипажем, меч, рожь, задач, полночь, разведчик, рубщик, барабанщик, переносчик, неряшливость, сессия, жалюзи, Сахалин, неправда.
ІІІ. Объявление темы урока, определение его целей.
ІV. Работа по теме урока.
1.Распределительный диктант. Работа с таблицей.
Распределить имена существительные в 3 колонки: существительные со значением действия, со значением признака, со значением оценки. Выделить в них суффиксы.
Гордость, солнышко, лётчик, валютчик, одиночество, лошадёнка, рыбка, добытчик, робость, карандашик, полюшко, старина, цветочек, книжонка, живучесть, пятнышко, трескотня, рыбка, готовность, берёзонька, высота, каменщик.
Существительные со значением действия |
Существительные со значением признака |
Существительные со значением оценки |
|
|
|
2.Творческая работа «Одним словом».
Заменить словосочетания одним словом. Определить способ образования существительных. Объяснить правописание соединительной гласной.
Почва, дающая хорошие урожаи (чернозём). Помещение, где укрываются от бомб (бомбоубежище). Сухой ветер (суховей). Тысяча лет (тысячелетие). Ферма, на которой разводят птиц (птицеферма). Жук, который ест кору (короед). Лечебница, где лечат грязями (грязелечебница). Тот, кто возит воду (водовоз).
Игра «Образуй новое слово»
С помощью приставок авиа-, анти-, агро-, зоо-, кино-, теле-, радио-, мото-, электро-, вело- образовать существительные.
- К каким словам по происхождению относятся образованные слова?
Определить способ образования существительных:
Пригород, скалолаз, учительская, собеседник, школьник, подгруппа, зелень, ГАИ, ванная, ледник, подлесок, детсад, юго-запад, разбег, разработка, СССР.
Игра «Какография или исправь ошибки»
Списать слова, исправив, где есть ошибки.
Пол- Москвы, пол-беды, поллампы, пол- ореха, пол-горы, полГригорьевки, полстола, пол- месяца, пол- апельсина, полусон, полета, пол-вагона, полу-автомат, полгорода, полушубок.
Поставить данные имена существительные в именительном и родительном падежах множественного числа.
Басня, новость, роща, яблоня, подпись, сабля, доктор, сторож, торт, шофёр, якорь, бухгалтер, апельсин, грамм, носок, чулок, цыган, блюдце, место, облако.
Работа с текстом.
Прочитать текст. Пересказать. Выписать 5 существительных с прилагательными. Определить род, падеж, склонение существительных. Выполнить синтаксический разбор 2 предложения. Объяснить правописание выделенных слов.
Интересна история слова сланцы. Сланцы (сланец) – это горная порода. Она отличается слоистым строением, способностью расслаиваться. В Ленинградской области есть месторождение горючих сланцев. Город, построенный рядом, так и назвали – Сланцы. Там работал завод «Полимер», выпускавший резиновые шлёпанцы. Многие покупатели принимали слово «Сланцы» на подошвах за название обуви. Постепенно слово в активный словарный запас и превратилось в синоним слова шлёпанцы.
-Как называется раздел лингвистики, изучающий происхождение слов того или иного языка?
- К какому стилю речи относится данный текст? Обоснуйте своё мнение.
- Выполните морфемный разбор слов: шлёпанцы, происхождение.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
V І. Выставление оценок.
V ІІ. Домашнее задание
Повторить теоретический материал по справочнику.
Выполнить упр. 355