Повторительно-обобщающий урок по теме «Греция в IV–V вв. до н.э. Эллинизм» (5 класс)

4
0
Материал опубликован 10 February

Повторительно-обобщающий урок по теме «Греция в 4-5 в. до н. э. Эллинизм».

Цель:

- вспомнить, повторить и систематизировать основной теоретический материал из истории Древней Греции от древнейших времен до периода упадка;

- предложить ученикам интересные вопросы и задания, которые требуют

самостоятельной работы, нестандартного мышления, подтолкнуть учеников

высказывать собственную мысль, работать в группах;

- воспитать уважение к истории и культуре других народов, чувство

Прекрасного, на примерах достижений грецких ученых, мыслителей,

философов, на ярких образах грецкой мифологии, литературы, искусства

Оборудование: карточки с заданиями, слепая карта Древней Греции

Тип урока: систематизация и усвоение знаний

Форма проведения урока: урок — игра

Оборудование: слепая карта Древней Греции, бланки с заданиями, бланки для выставления баллов, черный ящик с предметами (клубок, дощечка покрытая воском и стиль, макет таблички - должника «Ипотека», книга поэм Гомера, плакат «Алфавит»).

Ход урока

 

1. Организационная часть урока

Класс заранее делится на команды

 

2. Мотивация учебной деятельности учеников

 

Учитель

Один раз великий ученый-астроном Пьер Симон Лаплас сказал: «То, что мы

знаем,- ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно». Это высказывание

станет эпиграфом урока.

Сегодня мы заканчиваем изучение истории Древней Греции. Наш урок мы

проведем в виде игры. Каждая команда получает задания, за которое будут

начисляться баллы и заноситься в таблицу. Для этого я пригласила в жюри ребят с 11 класса, которые имеют высокие достижения по предмету история.

Команды должны ознакомиться с условиями работы:

- за нарушения порядка на уроке, команда будет терять по 2 балла от их общего числа;

- капитаны команд не только организовывают работу всей группы, но и

фиксируют «вклад» каждого члена команды в контрольный лист;

в конце урока они оценивают работу каждого члена команды.

 

3. Основная часть

 

Учитель

Приступаем к выполнению первого этапа «Карта», его максимальная оценка 2 балла.

 

Мы отправились в Древнюю Грецию, нужно обозначить на слепой карте

географические названия.

Обозначьте на карте и подпишите:

1. Название полуострова, на котором расположена Древняя Греция.

2. Моря, которые омывают Древнюю Грецию.

3.Части, на которые делится Древняя Греция.

4. Самые большие области Древней Греции, их главные полисы.

5. Остров, на котором существовала Минойская (Критская) цивилизация.

 

Подведем итоги первого этапа.

 

Пока проверяется правильность ответов, проводится оздоровительная зарядка.

«Пианино»

Поставить все пальцы на парту и под счет учителя «один и два» имитируется

игра на пианино, пальцы перебираются по порядку, начиная от большого до

мизинца.

 

Учитель:

Второй этап «Полисы» состоит из задания, в котором нужно заполнить сравнительную таблицу, максимальная оценка — 4 балла

 

Вопросы для сравнения

Афины

Спарта

1

Организация власти

 

 

2

Повседневная жизнь

 

 

3

Отношение к рабам

 

 

 

Подведем итоги этого этапа.

 

Пока проверяются правильности ответов, проводится оздоровительная зарядка.

«Комарики»

Школьники выходят из-за парт, сначала звуками имитируют жужжание комара, потом движениями — его полет возле головы, рук, ног, ловят его хлопками.

Например: «Комарик над головой». Дети хлопают в ладоши над головой.

 

Учитель

Третий этап «Крылатые выражения». Объяснить происхождение высказывание. Каждой команде предлагают по 2 высказывания объяснить устно. Максимальная оценка – 2 балла.

Высказывания командиры выбирают на листах:

 

С щитом или на щите

 

Авгиевы конюшни

 

Сизифов труд

 

Высечь море

Нить Ариадны

 

Лабиринт Минотавра

Перстень Поликрата

 

Троянский конь

Лаконичная речь

 

Ахиллесова пята

 

 

Пока проверяются правильности ответов, проводится оздоровительная зарядка

 

«Знаешь ли ты свой класс?»

Учитель: «Положите ручки и закройте глаза. Я называю предмет, который есть в нашем классе, а вы показываете на него рукой, когда я скажу открыть глаза, вы увидите, правильно ли вы показали».

 

Учитель

Четвертый этап «Историческая эстафета». Максимальная оценка — 2 балла.

Все члены команд по очереди отвечают на вопросы, а члены жюри следят за процессом.

 

1. Дополни предложения:

- отец истории .....

- демократия .....

- олигархия .....

- Акрополь ….

- Агора …..

- Полис …..

- Мечта Александра Македонского …

 

2. Назовите события:

- 443-429г. до н.э.

- 490- 480г. до н.э.

- 594г. до н.э.

3. Что случилось с державой Александра Македонского?

4. Где эллины смотрели выступления Эсхила и Софокла?

 

Подведем итоги этого этапа.

 

Учитель

 

Пятый этап «Черный ящик». У нас есть черный ящик, в котором находятся предметы, связанные с историей Древней Греции. Ваша задача отгадать предмет. За каждый правильный ответ 1 балла.

На чем и чем писали дети в школе? (дощечка покрытая воском и стиль)

При помощи чего Тесей смог вывести молодых людей из лабиринта? (клубок Ариадны)

Что убирали с участка земледельца после реформ Солона? (макет таблички - должника «Ипотека»)

Назовите произведения, которые познакомили нас с Троянской войной? (книга поэм Гомера)

Какой вклад сделали греки в развитие письменности? (плакат «Алфавит»)

 

Пока проверяется правильность ответов, проводится оздоровительная зарядка.

«Австралийский дождь»

Учитель. Друзья, вы знаете, что такое австралийский дождь? Если мы будем

внимательными, то услышим какой он. Я буду показывать движения, а вы

будете их повторять.

- В Австралии поднялся ветер (тереть ладоши)

- Начинает капать дождь (щелкать пальцами)

- Дождь усиливается (поочередные хлопки по груди)

- Начинается настоящий ливень (шлепки по ногам)

- Начинается гроза, настоящая буря (топот ногами)

- Что это? Буря начала утихать (шлепки по ногам)

- Ливень превращается в дождь (поочередные хлопки по груди)

- Одинокие капли падают на землю (щелканье пальцами)

- Стихает ветер (тереть ладоши)

- Выходит солнце (поднять руки вверх)

 

Учитель

Шестой этап «Достижения эллинов»

Каждая команда должна письменно перечислить – «Какие культурные и научные открытия для мира оставила Древняя Греция?»

Максимальная оценка — 2 балла.

 

4. Подведение итогов урока

Подсчитать балы и выставить оценки.

 

0-6

6-9

9-11

11-14

2

3

4

5

 

Оценки в команде можно дифференцировано выставить с учетом данных капитанов команд.

 

5. Домашнее задание

Составить кроссворд из 10 слов по теме «Древняя Греция»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации