Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Это было стра_ое загадочное существо (царско)сельский (лейб)гусар живш_й на Колпинской улице и ездивш_й в П_тербург верхом потому что бабушк_ к_залась опас(?)ной железная дорога хотя не к_зались опас(?)ными передовые позиции где кстати говоря поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями камеронами лжеготикой зато заметил как сквозь туман кремнистый путь блестит. Он оставил без вн_мания знаменитые п_тергофские ф_нтаны чтобы глядя на Маркизову Лужу задумч_во произнести Белеет парус одинокий...
Он может быть много и (не)дослушивал но твердо запомнил что «пела русалка над синей рекой полна непонятной тоской»...
Он подр_жал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое где он (н_)кому не подр_жал зато всем уже целый век хочет(?)ся подр_жать ему. Но соверше_о очевидно что это (не)возможно ибо он владеет тем что у актера называется «сотой интонацией». Слово слушается его как змея заклинателя от почти площадной эпигра_ы до молитвы. Слова сказа_ые им о влюбле_ости не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира.
Это так неожида_о так просто и так бездо_о
Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно.
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Если бы он написал только это стихотворение он был бы уже великим поэтом.
Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том что проза достояние лишь зрелого возраста. И даже то что принято сч_тать (не)доступным для больших лириков театр ему было подвлас(?)но.
...До сих пор не только могила но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется что над Кавказом витает его дух перекликаясь с духом другого великого поэта:
Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье...
Задания:
1. Составьте схему первого предложения, объясните знаки препинания.
2. Проиллюстрируйте данные правила примерами из текста.
1. Цитаты заключаются в кавычки. Если цитата оформляется как прямая речь, т.е. сопровождается словами автора, приводящего ее, то применяются соответствующие для прямой речи правила пунктуации. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится после цитаты (перед закрывающими кавычками).
2. Если цитата синтаксически связана с авторским текстом, образуя придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется, как правило, со строчной буквы.
3. Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми. Различаются несколько основных групп вводных слов по их значению:
– вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т.д.);
– вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей и др.
4. Если цитируется стихотворный текст, в котором соблюдаются стихотворные строки и строфы подлинника, то кавычки обычно не ставятся; стихотворный текст размещается между строчками и отделяется от них знаками препинания, как при прямой речи.
5. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительным в именительном падеже.
ТЕКСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар, живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом, потому что бабушке казалась опасной железная дорога, хотя не казались опасными передовые позиции, где, кстати говоря, поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями, камеронами, лжеготикой, зато заметил, как «сквозь туман кремнистый путь блестит». Он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы, глядя на Маркизову Лужу, задумчиво произнести: «Белеет парус одинокий...».
Он, может быть, много и недослушивал, но твердо запомнил, что «пела русалка над синей рекой, полна непонятной тоской...».
Он подражал в стихах Пушкину и Байрону – и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называется «сотой интонацией». Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира.
Это так неожиданно, так просто и так бездонно:
Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно.
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.
Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков, – театр, – ему было подвластно.
...До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта:
Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье...
(А.Ахматова)