Интеллектуальная игра «Шеренга» в 5 классе по теме «Повторяем синтаксис и пунктуацию»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
Интеллектуальная игра «Шеренга» в 5 классе
по теме «Повторяем синтаксис и пунктуацию»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2018
Пояснительная записка
На уроках русского языка на этапе обобщения изученного по теме эффективно обращение к интеллектуальной игре «Шеренга», которая позволяет быстро проверить знания учащихся, закрепить пройденное, способствует формированию различных приемов умственных действий (анализ, синтез, классификация, сравнение).
Суть игры заключается в следующем. Выходят желающие играть учащиеся (их количество зависит от количества вопросов) и выстраиваются в шеренгу перед доской. Учитель читает вопросы, требующие короткого однозначного ответа. Начинает игру первый от учителя учащийся. Если он дает ответ на вопрос, то становится в конец шеренги, чтобы продолжить игру, когда до него дойдет очередь. Если ответа нет, то он выходит из игры, а продолжает отвечать следующий по очереди. Игра продолжается до последнего учащегося, последний, кто остался в шеренге, считается победителем.
1. Укажите все дополнения в предложении: Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. (Косы)
2. Продолжите пословицу: Не стыдно не знать, стыдно …(Не учиться)
3. Укажите грамматическую основу в предложении: Без труда не вынешь и рыбку из пруда. (Не вынешь)
4. Какое словосочетание лишнее: разведчик подкрался, зима подкралась, ветер подкрался, любовь подкралась. (Разведчик подкрался. Во всех остальных случаях слово подкрался употреблено в переносном значении, это олицетворение)
5. Продолжите ряд словосочетаний: хотим рассказать, помним с детства, повезло корове…(Любые глагольные словосочетания)
6. Укажите средство художественной выразительности, использованное в предложении: Рыжая белочка с рыжим хвостом маленький рыжик нашла под кустом. Маленький рыжик она засолила. В банку большую его положила. (Лексический повтор)
7. Укажите глагольное словосочетание в предложении: А может это дворник был, он шел по сельской местности к ближайшему орешнику за новою метлой. (Шел за метлой, шел к орешнику).
8. Укажите сказуемое в предложении «Там ступа с Бабою-ягой идет, бредет сама собой» (Идет, бредет)
9. Продолжите предложение, чтобы перед союзом: И ставилась запятая: На лугу пестрели яркие летние цветы и (мы с радостью бежали среди этой красоты)
10. Укажите все дополнения в предложении: «Лишь солнца луч сравниться с мамой» (Луч, мамой)
11. Нужно ли ставить знаки препинания в предложении: «Помогать старикам- долг каждого из нас». (Нужно поставить тире)
12. Укажите грамматическую основу в предложении: «Ребята, давайте жить дружно!» (Давайте жить)
13. Укажите все определения в предложении: «Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте и бесплатно покажет кино». (Голубом)
14. Укажите сказуемое в предложении «Лень-мать всех пороков» (Мать).
15.Укажите именное словосочетание в предложении: «В коробке с карандашами желтое солнце пляшет на желтом песчаном пляже с веселыми голышами». (В коробке с карандашами, желтое солнце, на песчаном пляже)
16. Нужно ли ставить знаки препинания в предложении: У меня живет козленок, я сама его пасу. (Да, это запятая в СП)
17. Укажите сказуемые в предложении: Не нужна мне малина,
не страшна мне ангина, не боюсь я вообще ничего! (Не нужна, не страшна, не боюсь)
18. Как называется такое средство выразительности: кустарник прислушивается; луна уснула; ива загрустила; синицы хохочут? (Олицетворение)
19.Укажите количество запятых в предложении: Каждый новенький ребенок вылезает из пеленок, и теряется повсюду, и находится везде! (Две)
20. Сколько запятых в предложении: Днём подсолнух в огороде улыбается погоде, по орбите круговой вертит рыжей головой. (Одна между однородными членами)
21.Укажите грамматическую основу в предложении: Одуванчик, до чего ж ты на облачко похож. (Ты похож)
22. Продолжите предложение, чтобы перед союзом И не ставилась запятая: Он привык к движению и (к суете)
23. Укажите средство выразительности, использованное в предложении: Серый ёжик весь в иголках, словно он не зверь, а ёлка. (Сравнение)
24. Нужно ли ставить знаки препинания в предложении: Дождик босиком по земле прошёл, клёны по плечам хлопал. (Да, при однородных членах)
25. Продолжите ряд словосочетаний: белогривые лошадки, в дальнюю дорогу, круг солнца… (Это именные словосочетания- красный флаг, второй шанс, красный от мороза)
26. Укажите грамматическую основу в предложении «Мимо белого яблока луны, мимо красного яблока заката облака из неведомой страны к нам спешат и опять бегут куда-то. (Облака спешат и бегут)
Использованная литература
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1. [ Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын ]. -7-е изд.-М.: Просвещение, 2016.-127 с.
Латышева Надежда Леонидовна