Задания на пунктуацию по русскому языку

3
0
Материал опубликован 7 February 2016 в группе

Задание 1. Вспомните несколько фразеологизмов, содержащих названия знаков препинания.

Задание 2. Ответьте на вопрос, поставленный в заголовке приведенного в упражнении стихотворения Б.Заходера.

Где поставить запятую?

Очень-очень 
Странный вид:
Речка за окном
Горит
Чей-то дом
Хвостом виляет 
Песик
Из ружья стреляет
Мальчик 
Чуть не слопал
Мышку 
Кот в очках
Читает книжку
Старый дед
Влетел в окно
Воробей
Схватил зерно 
Да как крикнет, улетая:
– Вот что значит запятая!

Задание 3. Как вы думаете, почему в старых грамматиках пунктуация называлась «препинанием», запятая – «отдохновением», а тире – «молчанкой»?

Задание 4. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях. Объясните свой выбор.

1. У нас в коридоре напротив окна глядевшего на закат находился чулан. 2. Телевидение конечно же первым информирует о новостях. 3. Современная пунктуация таит в себе большие возможности она помогает тому кто пишет передать не только мысли но и эмоции. 4. Весна мое любимое время года.

Задание 5. Поставьте необходимые знаки препинания в этих предложениях. Единственный ли вариант постановки знаков препинания в каждом предложении? От чего это зависит? Ответы аргументируйте.

1. Этот дом творчества для школьников. 2. Мы встретили соседа товарища и его сестру. 3. Как он уехал? 4. Мы вымыли все окно дверь потолок стены.

Задание 6. Кто не слышал выражения Казнить нельзя помиловать (обратите внимание: знаки препинания здесь не поставлены)? И кто не слышал распространенный комментарий, что от того, где будет поставлена запятая, зависит судьба человека? С чем вы, знатоки русского языка, не можете согласиться? Почему?

Задание 7. Приведенные в задании предложения извлечены из газет и журналов. Если бы корректором были вы, внесли ли бы какие-либо исправления в постановке знаков препинания? Аргументируйте свое решение.

1. Было все – корабль, маршрут, море, решимость, цель. Не было одного – навыка к отвлеченности, к мечте. 2. Мы убедились – изменить что-либо можно, лишь проявив гражданское мужество. 3. Писатель морщился, ему не нравилось слово «уничтожение». 4. Непонятно: зачем было поднимать этот вопрос. 5. Никто не мог сказать: будет ли шторм. 6. Он ничего не знает, подумал я тогда.

Задание 8. Определите, какие знаки препинания являются вариативными, а какие – ошибочными.

1. Математик за короткий срок может сделать много, для полуэкспериментальных наук требуется время. (Из газеты) 2. Гипса на ноге не было – в условленный день женщина, орудуя ножницами, его удалила. 3. Гости уехали, праздник кончился. (Из газеты) 4. Одно могу сказать – ракетно-космическая техника у нас на высоте. 5. Я до сих пор помню: звук шагов по асфальту и ощущение хорошо выполненной работы.

Задание 9. Расставьте знаки препинания в приведенных ниже предложениях. Сочетание скольких и каких знаков препинания в каждом из них? Приведите аналогичные примеры.

1. Мне пора, Максим Максимыч был ответ. 2. Я с интересом прочла роман Н.Г.Чернышевского Что делать написанный в XIX веке.

Задание 10. Сравните пунктуацию в каждой паре приведенных ниже предложений. Чем обусловлено различие в выборе знаков препинания? Для ответа на вопрос сравните значения выделенных сочетаний.

1. Мамы, папы, бабушки беспокоятся о нас. – Мамы-папы-бабушки беспокоятся о нас. 2. Ты снова идешь плясать, танцевать? – Ты снова идешь плясать-танцевать? 3. Летом, по субботам, воскресеньям, найдете нас на даче. – Летом, по субботам-воскресеньям, найдете нас на даче. 4. Если зимой мерзнут руки, ноги и уши, нос, разотрем и отогреемся. – Если зимой мерзнут руки-ноги и уши-нос, разотрем и отогреемся. (Из газеты)

Задание 11. Русская пунктуация основана на трех принципах: структурном, смысловом и интонационном. Продемонстрируем их рядом примеров. Так, на основе структурного принципа ставится запятая между частями союзного сложного предложения. На основе смыслового выбираются знаки препинания, например, в предложении из задания 2. На основе интонационного избирается точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.

Определите сущность этих принципов.

Комментарии
Комментариев пока нет.