Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для коррекционных школ (4 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (письмо и развитие речи) составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2012. Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентировано на учебник авторов Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2013.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
В начальном обучении предмет «Русский язык» (письмо и развитие речи) занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» (письмо и развитие речи) носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения.
Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.
Задачи:
· вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
· учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,
· формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
· воспитывать интерес к родному языку.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
· развитие пространственной ориентации,
· развитие основных мыслительных операций,
· коррекция речи и мышления,
· коррекция фонематического слуха,
· коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,
· обогащение словаря,
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты заданий.
Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием.
Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.
Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание в 4 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
Ø Повторение пройденного в начале года
Ø Звуки и буквы
Ø Слово
Ø Предложение
Ø Связная речь
Ø Повторение пройденного в конце года
Повторение пройденного в начале года: практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Звуки и буквы: алфавит; употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).
Слово: различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение: членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Связная речь: Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
-анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки,
-устанавливать последовательность звуков в слове);
-списывать рукописный и печатный текст целыми и словосочетаниями;
-писать под диктовку предложения и тексы (30-35 слов)
Учащиеся должны знать:
-алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Учащиеся должны уметь:
-составлять нераспространенные предложения;
-устанавливать связи между словами по вопросам с помощью учителя;
-ставить знаки препинания в конце предложения после многократного
интонационного повторения, и используя карточку-подсказку;
-анализировать слова по звуковому составу (гласные, согласные, ударные,
безударные, количество букв);
-списывать рукописный и печатный текст целыми и словосочетаниями;
-писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов) после предварительной
словарной работы;
-ориентироваться в алфавите; находить
слова в алфавитном порядке в словаре
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по письму и развитию речи
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
При оценке устных ответов принимаются во внимание:
· правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала,
· полнота ответа,
· умение практически применять свои знания,
· последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков русского языка в 2 - 3 классах и рассчитана на 210 часов в год, 6 часов в неделю.
Тематическое планирование
Тема раздела
Кол.
часов
Коррекционные задачи
Обязательный минимум ЗУН
Повторение пройденного в начале года.
Предложение.
9
ü Коррекция мышления, речи на основе дидактических игр.
ü Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений.
ü Развитие словесной памяти, ориентации в языковом материале на основе игр.
ü Развитие фразовой речи.
ü Обучение способности устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
ü Развитие мелкой моторики рук.
Учащиеся должны знать:
- понятие «предложение»
Учащиеся должны уметь:
-составлять предложения по вопросам, выделять предложения из речи и текста,
восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
-списывать текст целыми словами;
-анализировать слова по звуковому составу;
-различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и
безударные;
-определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на
слоги, переносить части слова на письме;
Звуки и буквы.
Алфавит.
Мягкий знак на конце и в середине слова.
Разделительный мягкий знак.
Гласные после шипящих.
Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.
Ударные и безударные гласные.
Правописание безударных гласных.
Непроверяемые безударные гласные.
81
5
6
9
3
19
8
18
11
ü Коррекция памяти, внимания и логического мышления, операций анализа и синтеза на основе дидактических игр.
ü Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений.
ü Развитие мышления, внимания и фонематического слуха через умение применять правило при письме под диктовку предложений простых по структуре.
ü Обогащение словаря учащихся.
ü Коррекция
фонематического слуха
через выделение
определенного звука
в процессе упражнений.
Учащиеся должны знать:
- алфавит,
- расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове),
- употреблять ь на конце и в середине слова,
- употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,
- писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,
- писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,
- ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,
- писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре,
- уметь анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).
Слово.
Названия предметов, действий и признаков.
Имена собственные.
Предлоги.
Разделительный твёрдый знак.
Родственные слова.
55
23
9
10
13
ü Коррекция логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов на основе дидактических игр.
ü Коррекция памяти на основе запоминания правописания словарных слов.
ü Формировать фонематическую компетенцию: умения устанавливать соотношение между звуковым и знаковым составом слов в ходе письма под диктовку.
ü Коррекция логического мышления, внимания, речи на основе упражнений.
ü Обогащение активного и пассивного словаря учащихся.
Учащиеся должны знать:
- предлоги до, без, под, над, около, перед,
Учащиеся должны уметь:
- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,
- правильно писать имена собственные,
- писать предлоги раздельно с другими словами,
- употреблять разделительный ъ,
- подбирать родственные слова, находить корень,
- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.
Предложение.
Предложение.
Знаки препинания в конце предложения.
Главные и второстепенные члены предложения.
38
16
9
13
ü Коррекция слухового восприятия, мышления, внимания на основе упражнений.
ü Коррекция мелкой моторики через упражнения.
ü Коррекция эмоциональной сферы через упражнения, игры.
ü Обогащение словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта через разнообразные нетрадиционные приемы и методы: речевые,
ü логоритмические и речедвигательные игры, упражнения на расширение лексикона и речевых навыков детей.
Учащиеся должны знать:
- члены предложения: подлежащее, сказуемое.
Учащиеся должны уметь:
- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.
- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,
- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),
- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,
- ставить знаки препинания в конце предложения,
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
Связная речь.
15
ü Коррекция и развитие связной письменной речи, путём работы с деформированным предложением.
ü Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, через формирование навыков самоконтроля; коррекция и развитие тактильного восприятия, через упражнение в узнавании; развивать навыки грамотного, каллиграфического письма, зрительное восприятие, фонетический слух, познавательную активность учащихся.
Учащиеся должны знать:
- понятие «текст», «предложение».
Учащиеся должны уметь:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.
Повторение пройденного в конце года.
14
ü Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.
ü Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии синтаксических конструкций.
Учащиеся должны знать:
- понятия «звук», «буква», «слог», «ударение», «слово», «текст», «предложение».
-знать алфавит, правописание имен собственных.
Учащиеся должны уметь:
-анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки,
-устанавливать последовательность звуков в слове), ставить ударение, делить слова на слоги и для переноса, проверять правописание безударных гласных в корне слова.
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
- озаглавливать текст (с помощью учителя и самостоятельно), разбивать текст на смысловые фрагменты, работать с деформированным текстом.
ИТОГО
210
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Вишняк Ольга Вячеславовна
Администрация сайта «УРОК.РФ»