Материал на проверке

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для коррекционных школ (4 класс)

1
0
Материал опубликован 2 October 2015

 

Пояснительная записка

 

            Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (письмо и развитие речи)  составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией  В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2012.            Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентировано на учебник авторов  Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2013.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

В начальном обучении предмет «Русский язык» (письмо и развитие речи)   занимает ведущее место, так как направлен на формирование функцио­нальной грамотности и коммуникативной компетенции млад­ших школьников, при этом значение и функции предмета «Рус­ский язык» (письмо и развитие речи)   носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом опреде­ляют успешность всего школьного обучения.

Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.

Задачи:

·          вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;

·          учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,

·          формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;

·          воспитывать интерес к родному языку.

   

Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

·                    развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,

·                    развитие пространственной ориентации,

·                    развитие основных мыслительных операций,

·                    коррекция речи и мышления,

·                    коррекция фонематического слуха,

·                    коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,

·                    обогащение словаря,

·                    коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

            Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой  является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация  обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

            Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний,  должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты  заданий.

Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием.

         Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.

         Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание в 4 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма  и письма по правилу.

         В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.

         Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.

         На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим  ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.

         В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

         Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.

               

Основные содержательные линии курса (разделы, структура)

Ø                 Повторение пройденного в начале года

Ø                 Звуки и буквы

Ø                 Слово

Ø                 Предложение

Ø                 Связная речь

Ø                 Повторение пройденного в конце года

Повторение пройденного в начале года: практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Звуки и буквы: алфавит;  употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.  Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

            Слово: различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.  Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.  Предлоги до, без, под, над, около, перед.  Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).  Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение: членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о  ком  или о чем  говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Связная речь:   Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.  Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.  Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

 

Основные требования к знаниям и  умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

-анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки,

-устанавливать последовательность звуков в слове);

-списывать рукописный и печатный текст целыми и словосочетаниями;

-писать под диктовку предложения и тексы (30-35 слов)

Учащиеся должны знать:

-алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Учащиеся должны уметь:

-составлять нераспространенные предложения;

-устанавливать связи между словами по вопросам с помощью учителя;

-ставить знаки препинания в конце предложения после многократного

интонационного повторения, и используя карточку-подсказку;

-анализировать слова по звуковому составу (гласные, согласные, ударные,

безударные, количество букв);

-списывать рукописный и печатный текст целыми и словосочетаниями;

-писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов) после предварительной

словарной работы;

-ориентироваться в алфавите; находить

слова в алфавитном порядке в словаре

 

   

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по письму и развитию речи

 

Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.

 

При оценке устных ответов принимаются во внимание:

·                    правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала,

·                    полнота ответа,

·                    умение практически применять свои знания,

·                    последовательность изложения и речевое оформление ответа.

 

Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков русского языка в 2 - 3 классах и рассчитана на 210 часов в год,  6 часов в неделю.

 

Тематическое  планирование

 

 

Тема раздела

Кол.

часов

Коррекционные задачи

Обязательный минимум ЗУН

Повторение пройденного в начале года.

Предложение.

 

9

 

 

 

ü     Коррекция мышления, речи на основе дидактических игр.

ü     Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений.

ü     Развитие словесной памяти, ориентации в языковом материале на основе игр.

ü     Развитие фразовой речи.

ü     Обучение способности устанавливать логические связи между предметами и явлениями.

ü     Развитие мелкой моторики рук.

Учащиеся должны знать:

- понятие «предложение»

Учащиеся должны уметь:

-составлять предложения по вопросам,  выделять предложения из речи и текста,

восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

-списывать текст целыми словами;

-анализировать слова по звуковому составу;

-различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и

безударные;

-определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на

слоги, переносить части слова на письме;

Звуки и буквы.

 

Алфавит.

Мягкий знак на конце и в середине слова.

Разделительный мягкий знак.

Гласные после шипящих.

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.

Ударные и безударные гласные.

Правописание безударных гласных.

Непроверяемые безударные гласные.

81

 

5

6

 

 

9

 

3

 

19

 

 

 

8

 

 

18

 

 

11

 

 

 

ü  Коррекция памяти, внимания и логического мышления, операций анализа и синтеза  на основе дидактических игр.

ü  Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений.

ü  Развитие мышления, внимания и фонематического слуха через умение применять правило при письме под диктовку предложений простых по структуре.

ü  Обогащение словаря учащихся.

ü      Коррекция

         фонематического слуха

         через выделение              

         определенного звука

         в процессе упражнений.

 

Учащиеся должны знать:

- алфавит,

- расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков  в слове),

- употреблять ь на конце и в середине слова,

- употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,

- писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,

- писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,

- ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,

- писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре,

- уметь анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).

 

Слово.

Названия предметов, действий и признаков.

Имена собственные.

Предлоги.

Разделительный твёрдый знак.

Родственные слова.

 

55

23

 

 

 

9

 

10

 

 

13

 

 

 

ü     Коррекция логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов на основе дидактических игр.

ü     Коррекция памяти на основе запоминания правописания словарных слов.

ü     Формировать фонематическую компетенцию: умения устанавливать соотношение между звуковым и знаковым составом слов  в ходе письма под диктовку.

ü     Коррекция логического мышления, внимания, речи на основе упражнений.

ü     Обогащение активного и пассивного словаря учащихся.

Учащиеся должны знать:

- предлоги до, без, под, над, около, перед,

Учащиеся должны уметь:

- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,

- правильно писать имена собственные,

- писать предлоги раздельно с другими словами,

- употреблять разделительный ъ,

- подбирать родственные слова, находить корень,

- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.

 

Предложение.

Предложение.

Знаки препинания в конце предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

38

16

9

 

 

13

ü     Коррекция слухового восприятия, мышления, внимания на основе упражнений.

ü     Коррекция мелкой моторики через  упражнения.

ü     Коррекция эмоциональной сферы через упражнения, игры.

ü     Обогащение словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта через разнообразные нетрадиционные приемы и методы: речевые,

ü     логоритмические и речедвигательные игры, упражнения на расширение лексикона и речевых навыков детей.

 

Учащиеся должны знать:

- члены предложения: подлежащее, сказуемое.

Учащиеся должны уметь:

- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.

- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,

- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),

- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,

- ставить знаки препинания в конце предложения,

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

Связная речь.

 

15

ü     Коррекция и развитие связной письменной речи, путём работы с деформированным предложением.

ü     Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, через формирование навыков самоконтроля; коррекция и развитие тактильного восприятия, через упражнение в узнавании; развивать навыки грамотного, каллиграфического письма, зрительное восприятие, фонетический слух, познавательную активность учащихся.

Учащиеся должны знать:

- понятие «текст», «предложение».

Учащиеся должны уметь:

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.

 

Повторение пройденного в конце года.

14

ü     Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.

ü     Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии синтаксических конструкций.

 

Учащиеся должны знать:

- понятия «звук», «буква», «слог», «ударение», «слово», «текст», «предложение».

-знать алфавит, правописание имен собственных.

Учащиеся должны уметь:

-анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки,

-устанавливать последовательность звуков в слове), ставить ударение, делить слова на слоги и для переноса, проверять правописание безударных гласных в корне слова.

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

- озаглавливать текст (с помощью учителя и самостоятельно), разбивать текст на смысловые фрагменты, работать с деформированным текстом.

 

ИТОГО

210

 

 

 

Комментарии

Завершён этап подачи заявок на участие в конкурсе. Всем успевшим подать заявки напоминаем, что приём работ продолжается до 19 ноября 2020 включительно. Если вы хотите принять участие, но пропустили этап подачи заявки, напишите нашему координатору конкурсов (https://урок.рф/user/158481). В сообщении укажите конкурс и ссылку на вашу публикацию, которую хотите подать. Мы добавим вашу работу в индивидуальном порядке. С уважением, администрация.

6 November 2020

Уважаемые, коллеги! На данный момент идет оценка конкурсных работ Всероссийского конкурса для преподавателей специальных дисциплин на лучшую методическую разработку «Вводный урок». Все присланные работы отличаются глубоким содержанием, насыщены методическими приемами, разнообразными методами и технологиями. Некоторые работы конкурсантов имеют четкую структуру и последовательность, пояснительную записку, план работы или технологическую карту. Хотелось бы на будущее пожелать, коллеги, представлять на конкурс полную работу, т.е. с заявленной презентацией, видеороликом и т.п. (чтобы все составляющие урока открывались и были доступны для просмотра членам жюри). С уважением, член жюри Ольга Вячеславовна

20 November 2020

Ответ #337476 был удален 7 December 2020

Уважаемые участники! Поздравляем победителя и участников с завершением конкурса! Благодарим команду жюри за проделанную работу. В личных кабинетах участников автоматически сформированы наградные документы, которые можно скачать бесплатно. Внимание! Администрация сайта свяжется с призёрами в ближайшее время. С уважением, администрация.

10 December 2020