Познавательная викторина «Числа единства: математика и история в одном ключе»

0
0
Материал опубликован 21 September

Познавательная викторина «Числа единства: математика и история в одном ключе»

Пояснительная записка

Название: «Числа единства: математика и история в одном ключе»
Автор работы: Солодянкина Анна Андреевна, учитель математики и информации МБОУ «СОШ №80» (г. Ижевск, Удмуртская Республика)
Предмет: математика (с межпредметной связью с историей)
Класс: 7–9
Цель: расширить кругозор учащихся, показать связь школьной математики с историей России, пробудить интерес к событиям XVII века.
Задачи:
1. Закрепить знания по теме «Смутное время» и значению Дня народного единства.
2. Развивать умение работать с числами в нестандартных ситуациях.
3. Формировать навык логического рассуждения и совместного поиска решения.
4. Воспитывать чувство уважения к подвигу предков и гордость за историю страны.
Источники:
- Учебник «История России. XVII век» под ред. А.А. Данилова.
- Учебник по математике для 7–9 классов (базовый уровень).
- Электронные материалы сайта Минпросвещения РФ.

Ход викторины

Форма проведения: очная викторина в формате «вопрос–ответ». Класс делится на 5-6 команд. Каждая команда получает бланк для записи ответов.

Задание 1. Исторические примеры

Инструкция: решите арифметические задания, чтобы раскрыть исторические факты.

1612 – 138 = ?

(1612 – 1605) × 2 = ?

√(1600 + 12) = ?

Ответы: 1474 (год появления первой печатной книги в Москве); 14 (длительность Смутного времени в годах); 40 (приближённо — символ сороковых годов XVII века).

Задание 2. Дата в шифре

Инструкция: с помощью вычислений определите дату праздника.

(2³ × 2) + (100 × 4) = ?

Ответ: 4 ноября.

Задание 3. Герои и числа

Инструкция: установите соответствие.

1. Кузьма Минин
2. Дмитрий Пожарский
3. Иван Сусанин

Числа: 1612, 4, 1

Ответ: Минин — 1612; Пожарский — 4; Сусанин — 1.

Задание 4. Кроссворд «Единство»

Инструкция: впишите ответы в клетки. Ключевое слово по выделенной диагонали — «Единство».

1. √64 = 8
2. 400 ÷ 100 = 4
3. (1200 + 412) – 1600 = 12

Задание 5. Задача ополчения

Инструкция: решите задачу.

В 1612 году в ополчении Минина и Пожарского было около 10 000 человек. Если построить их в 20 рядов, сколько человек будет в каждом ряду?

Ответ: 500.

Инструкции для учащихся

1. Время на каждое задание — 2–3 минуты.
2. Работайте в команде, обсуждайте решения.
3. Ответы фиксируются в бланке.
4. За каждый правильный ответ — 1 балл.
5. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Ключи ответов

1. 1474; 14; 40
2. 4 ноября
3. Минин — 1612; Пожарский — 4; Сусанин — 1
4. «Единство»
5. 500

Особенности работы

Материал построен в форме межпредметной интеграции «Математика + История». Задания разного уровня сложности: от простых вычислений до логической задачи. Все вопросы ориентированы на возраст 7–9 классов. Акцент сделан на формирование исторической памяти и развитие логики.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации