Познавательно - исследовательский проект «В стране мыльных пузырей»
Технологическая карта проекта:
«Мыльные пузыри»
(для младшего и среднего дошкольного возраста)
Вид проекта | групповой, познавательно-исследовательский, игровой |
Срок реализации | краткосрочный (3 дня) |
Участники проекта | воспитатели, дети и их родители |
Постановка проблемы | «На что похож пузырь», «Что будет, если мыльные пузыри пролить», «Почему пузыри лопаются», «Откуда берутся мыльные пузыри», «Почему пузыри называются мыльными». |
Актуальность проекта | Эмоциональное состояние малыша и его отношение к миру имеют огромное значение в психическом развитии ребенка. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми ,а затем и сверстниками на поддержание и развитие интереса ко всему , что происходит вокруг.. Мыльные пузыри привлекают всех своей красотой, радужными переливами, удивительной хрупкостью и легкостью. И не только дети, но и взрослые с удовольствием наблюдают за этим творением. Затейливые траектории их полета делают мыльные пузыри забавной игрушкой для детей любого возраста. |
Прогнозируемый результат | -развитие личности ребенка, как активного участника проекта; -обогащение детей знаниями об играх- забавах, свойствах и качествах мыльных пузырей через экспериментально – исследовательскую деятельность. -развитие у детей коммуникативных навыков, создание условий для проявления у детей творчества, воображения; -расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с загадками, песнями; - привлечение к сотрудничеству родителей для создания радостного настроения, доброжелательной атмосферы. |
Цель | Организация культурных практик младших дошкольников в совместной проектной деятельности способствующих расширению представлений детей об играх- забавах и развлечениях; способствовать углублению у детей знаний о свойствах и качествах мыльных пузырей, создание условий для возникновения интереса к исследовательской деятельности. |
Задачи | -Пробудить интерес к предлагаемой деятельности, -Сформировать представление детей о мыльных пузырях и их свойствах через экспериментально – исследовательскую деятельность, художественную литературу, музыку, живопись. -Развивать познавательный интерес, связную речь, коммуникативные навыки, воображение, память, образное и пространственное мышление. -Побуждать детей к творчеству. -Мотивировать детей на включение в исследовательскую деятельность. -Способствовать развитию умения делать простейшие выводы на основе анализа и имеющихся знаний. -Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми, для обогащения их опыта, развития ребенка. |
Подготовительный этап | ||
-Формулирование проблемы; -Определение темы, актуальности, цели проекта; -Ознакомление родителей с целью и задачами проекта, планом совместной деятельности в проекте; -Сбор, анализ и систематизация информации по данной теме; -Обогащение предметно-игровой среды различными материалами и предметами в соответствии с темой проекта; -Подбор детской художественной литературы, иллюстраций, песен; -Разработка технологической карты проекта | ||
Основной этап | ||
Образовательная область | Культурные практики | |
Виды | Содержание | |
Социально-коммуникативное развитие | Интеграция культурных практик: -к.п. коммуникативная, -к. п. познания мира и самопознания, -к.п. игрового взаимодействия, -к.п. формирование поведения и отношения | Беседа «Какие игры вы знаете», «Наши увлечения- наши развлечения». Рассматривание иллюстраций «Праздник», фотографий «А у нас сегодня праздник». Сюжетно-ролевые игры «Семья» (У нас праздник), «Детский сад» |
Познавательное развитие | Интеграция культурных практик: - к.п. познания мира и самопознания, -к.п. свободной детской деятельности, -к.п. коммуникативная | НОД «На большом воздушном шаре в страну мыльных пузырей» . Просмотр мультфильма «Винни- Пух». Самостоятельная игровая деятельность: игра малой подвижности «Пузырь». Опыты и эксперименты: «Легкий - тяжелый», «Лопнет или нет», «Вулкан», «Делаем мыльные пузыри», «Пускание пузырей: чей дальше», «Рассматривание мыльных пузырей». |
Речевое развитие | Интеграция культурных практик: -к.п. познания мира и самопознания -к.п. свободной детской деятельности -к.п. коммуникативная | Составление рассказов : «У нас праздник…», «На что похож мыльный пузырь». Дидактическая игра «Скажи наоборот», «Назови круглые слова». Чтение: русская народная сказка «Пузырь, лапоть и соломинка», загадки о мыльных пузырях и воздушных шарах. |
Художественно-эстетическое развитие | Интеграция культурных практик: -к.п. познания мира и самопознания -к.п. игрового взаимодействия -к.п. свободной детской деятельности -к.п. коммуникативная | Аппликация на тему «Шарики воздушные, ветерку послушные…». Лепка «На что похож мыльный пузырь», рисование «Разноцветные шарики». Самостоятельная игровая деятельность: «Рисование мыльных пузырей по трафарету», «Рисование мыльных пузырей и воздушных шаров мелками , карандашами», Слушание музыкальных произведений: «Я пуская пузыри» «Барбарики», «Лето» . |
Физическое развитие | Интеграция культурных практик: -к.п. здорового образа жизни -к.п. игрового взаимодействия -к.п. коммуникативная | Подвижные игры «Пузырь», «Устроим снегопад из мыльных пузырей».Пальчиковые игры : «У нас босые ножки», «Град, град!», «Солнышко -ведрышко». Физкультминутка «Ярче, солнышко, свети!», «Дождик, дождик, пуще лей» |
Взаимодействие с родителями | Интеграция культурных практик: -к.п. познания мира и самопознания -к.п. формирования поведения и отношения -к.п. коммуникативная. | Консультация для родителей: «Игры- забавы и развлечения», «Опыты с мыльными пузырями дома». Привлечение родителей к активному участию в празднике «На большом воздушном шаре в страну мыльных пузырей». Создание фотоальбома : «Ау нас сегодня праздник» |
Заключительный этап | ||
| Интеграция культурных практик: -к.п. познания мира и самопознания, -к.п. формирования поведения и отношения, - к.п. коммуникативная. | Праздник «На большом воздушном шаре в страну мыльных пузырей». |
Распределение деятельности по центрам активности | ||
Центр речевого развития | Поместить разнообразный литературный материал, знакомящий детей с играми – забавами, развлечениями. | |
Центр познавательно- исследовательской деятельности | Поместить познавательные материалы, дидактические игры: «Подбери по образцу», иллюстрации «Праздник». | |
Центр конструктивной деятельности | Поместить разные виды конструктора, счетные палочки, шнурки для создания различных видов пузырей и шаров. | |
Центр сюжетно-ролевой игры | Обогащение атрибутами сюжетно-ролевой игры «Семья»(У нас праздник), «Детский сад» (игры и развлечения) | |
Центр художественно- эстетического развития | Поместить иллюстрации: «Шары», «Праздник» | |
Центр музыкально- театральной деятельности | Поместить ширму для игр –драматизаций, театральные атрибуты (маски: лапоть и соломинка, костюм «Пузыря»,) | |
Центр социально-коммуникативного развития | Составление альбома «А у нас сегодня праздник» | |
Центр физического развития | Поместить игровой материал и спортивные атрибуты, способствующие двигательной активности детей. |
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №359 Советского района Волгограда
Познавательно – исследовательский проект
«Мыльные пузыри»
Возраст участников: 3-4 года Количество участников: 15 человек Продолжительность реализации проекта: с 26.06 по 28.06
Автор разработчик: Соколова Е.С.
Волгоград 2019 г.
Проблема: беседуя с детьми на тему «Какие игры- забавы и развлечения вы знаете?», дети называли игры в мяч, куклы, подвижную игру «У медведя во бору».
-«А воздушные шары, мыльные пузыри?», спросил воспитатель.
Дети дружно захлопали в ладоши, наперебой стали рассказывать, что у кого- то шарик лопнул, у другого улетел, у третьего их дома «целая куча». Про мыльные пузыри все промолчали. Воспитатель решил показать детям картины фламандских художников 17 в. , на которых изображены дети, выдувающие мыльные пузыри через глиняную соломинку. Картина «Мыльные пузыри» очень понравилась детям и они стали рассказывать, что у них дома тоже есть пузыри, но надувать в квартире их нельзя, потому что можно пролить. После этого вопросы от детей посыпались потоком: почему нельзя проливать пузыри ? почему пузыри лопаются? на что пузыри похожи? можно отнести пузырь себе домой? и т. д.
«Что будет, если пузыри пролить?»
Петя П.: «Лужа»
Вика Д., Лера Т.: «Мама будет ругаться»
Артем П.: «Они разольются»
Максим З.: «Не будет пузырей».
«На что похож пузырь?»
Рита П., Аня М.: «На круг»
Максим З., Вика Д.: «На мяч»
Артем П.: «Его не видно».
«Откуда берутся мыльные пузыри?»
Артем П.: «Из купленной баночки»
Петя П.: «Из магазина»
«Почему пузыри лопаются?»
Вика Д.: «Потому, что они из мыла»
Рита П.: «Потому, что они касаются земли»
«Как можно играть с пузырями?»
Настя К.: «Пускать»
Рита П., Даша Б., Вика Д.: «Дуть»
Лера Т.: «Ловить»
«Почему пузыри называются мыльными?»
Настя В.: «Потому, что они летают»
Вика Д.: «Потому, что они из мыла».
Приложение
Стихи на тему: «Мыльные пузыри и воздушные шары».
Увлекательное дело -
Шоу мыльных пузырей!
Я пузырик разглядела -
Ни окошек, ни дверей!
Как же радуга тогда
Забирается туда?!
В тепленькой водичке разведу я мыла…
Капельку шампуня, чтобы лучше было…
А теперь от ручки трубочкой…
- Смотри!
Как переливаются эти пузыри.
На, попробуй, выдуй тоже.
И скажи, на что похоже?
В этих мыльных переливах
Все нарядно и красиво…
Только в руку брать нельзя,
Лопнет, попадет глаза…
Пусть себе летают, небо украшают!
Даша, внучка, посмотри!
Я купила пузыри!
Будет мыльная потеха,
Будет много, много смеха.
Раз пузырик – для тебя,
Два побольше – для меня,
Три – удрали пузыри,
Даша, что же ты, смотри!
Смотрит Даша, не мешает,
Бабушка сама играет.
Наконец- то может Даша
Вместо бабушки быть старшей.
Подарили мне игрушку,
Не машинку, не хлопушку.
Просто тюбик. А внутри
Притаились пузыри.
Я «лопаточку с окошком»
Окуну в раствор немножко.
Дуну раз, и два, и три
Разлетятся пузыри!
Пузыри легко взлетают,
Цветом радуги сверкают.
-«Мама, мама, посмотри
Как сияют пузыри».
Я поймать рукой старался.
Осторожно подбирался
Лишь коснулся о ладонь –
Хлоп! И нету, мол, не тронь!
Я ловил, они летели.
Целый день я так провел.
Весь раствор уже извел.
Я еще бы поиграл,
Жаль, что тюбик слишком мал!
Загадки
Сегодня все ликуют!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные шары.
В мыльной воде родился,
В шарик превратился.
К солнышку полетел,
Да не долетел, лопнул!
Взлетает шар надутый
Прозрачнее стекла.
Внутри его как- будто
Сверкают зеркала
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
Кто я? Мыльнице родня,
Разноцветный, яркий.
Любят выпускать меня
Ребятишки в парке.
Сказка
Русская народная сказка «Пузырь, лапоть и соломинка». (Хрестоматия)
Конспект НОД «Шарики воздушные, ветерку послушные…» (аппликация) Задачи: Вызвать у детей интерес к созданию аппликативных картинок из 5-7 воздушных шариков, одинаковых по форме и размеру, но разных по цвету. Учить раскладывать готовые формы на некотором расстоянии друг от друга или с частичным наложением, заполняя все пространство листа.
Материалы, инструменты, оборудование: На каждого ребенка 5-7 готовых форм шаров, клей, кисточки, салфетки, листы бумаги голубого цвета.
Содержание занятия
Воспитатель показывает детям связку воздушных шаров и читает отрывок из стихотворения Г. Лагздынь «Шарики воздушные»:
Шарики воздушные, ветерку послушные!
Ветер дунул – летят. Пусть летят, куда хотят!
Воспитатель отвязывает несколько шариков и отпускает их, повторяя слова стихотворения: Пусть летят, куда хотят». Затем показывает детям варианты аппликативных композиций и предлагает составить свои красивые картинки. Обращает внимание на то, что:
В связке шарики размещены тесно, плотно прижаты друг к другу.
В свободном полете шарики находятся на некотором расстоянии друг от друга и лишь иногда прикасаются.
Пальчиковая игра «Сел на ветку снегирек»
Сел на ветку снегирек (руки к плечам)
Брызнул дождик (пальцы рук ритмично сжимаем – разжимаем)
Он промок (Руки к груди, имитация холода)
Ветерок, подуй слегка, (руки раскачиваются над головой)
Обсуши нам снегирька. (руки согнуты в локтях, ладони опущены вниз: крылья)
После занятия оформление выставки «Шарики воздушные, ветерку послушные».
Конспект НОД «Разноцветные шарики»
(рисование красками).
Задачи: Вызвать у детей интерес к рисованию воздушных шариков гуашевыми красками. Учить рисовать предметы овальной формы. Развивать глазомер, координацию в системе «глаз – рука».
Материалы, инструменты, оборудование: Листы бумаги голубого цвета разного размера, картонные овалы для обследования формы, гуашевые краски, кисти, банки с водой. Салфетки для просушивания ворса.
Содержание занятия
Воспитатель показывает детям связку из 3-5 шаров разного цвета читает стихотворение В. Шипуновой «Непослушный шарик» :
Шарик мой воздушный –
Легкий, непослушный!
Надувал я шар, пыхтел…
А он…раз – и улетел!
Шарик по небу летал,
Шарик всюду побывал.
Отражались в нем озера,
Реки синие и горы.
Отражались иногда
В нем большие города…
Отдохнуть решил немножко
Опустился мне в ладошки.
Полежит, поспит, вздохнет –
Вновь отправится в полет.
Шар вернется завтра к нам
С отраженьем дальних стран.
Воспитатель показывает 2-3 варианта композиции – с одним, двумя и тремя шариками – и предлагает нарисовать красивые воздушные шары яркими гуашевыми красками. Отделяет от связки один воздушный шар, обводит его рукой, предлагает детям взять в руки кисточки и нарисовать в воздухе такой же шарик. Напоминает и уточняет задачу: «Сейчас мы с вами нарисуем красивые шарики – по одному или много, кто сколько захочет. Рисовать будем на бумаге голубого цвета, будто шарики летят по небу».
Пальчиковая игра «У нас босые ножки».
У нас босые ножки (шагаем на месте)
Мы в облака летим, летим. (взмахи руками)
Мы там себе сапожки (нога на пятку)
Купить хотим, купить хотим.
Здесь, на земле, сапожник
Не стал их шить , не стал нам шить (пальцем показываем иглу с ниткой)
Сказал он: «Птичкам можно
И так прожить, и так прожить» (грозим пальцем).
После занятия оформление выставки детских рисунков «Шарики воздушные».
Елена