П.П. Бажов. Образ Ивана Бушуева в сказе П.П. Бажова «Иванко-Крылатко»
Технологическая карта внеурочного занятия по теме «П.П. Бажов. Образ Ивана Бушуева
в сказе П.П. Бажова «Иванко-Крылатко»
1 | Учитель | Кошелева Валентина Алексеевна |
2 | Краеведческий курс в рамках внеурочной деятельности | «Я-златоустовец» |
3 | Класс | 3 |
4 | Тема | П.П. Бажов. Образ Ивана Бушуева в сказе П.П. Бажова «Иванко-Крылатко» |
5 | Тип занятия | Познавательное занятие с элементами проблемного обучения |
6 | Цель и задачи занятия | Цель: познакомить с творчеством уральского автора П.П. Бажова, установить связь его произведений с культурой и ремеслом жителей родного города Златоуста Задачи: 1.Создать условия для ознакомления с творчеством писателя 2.Рассмотреть особенности творчества автора; научится сопоставлять вымышленные и реальные события, описанные в сказе автора; 3.Пробудить любовь к родному краю, гордость за предков, познавательный интерес к литературному творчеству Бажова П.П. |
7 | Планируемые результаты | Регулятивные: учимся составлять план действий; строить выступление, согласно теме и плану. Познавательные: воспроизводить полученную информацию, анализировать ее. Коммуникативные: совершенствовать навык работы в группе, строить речевое высказывание, Личностные: высказывать свое отношение к услышанному, осуществлять анализ и выявлять ценное. |
8 | Методы работы | Словесный, обучение, через познание, создание проблемной ситуации |
9 | Формы работы | Проблемно-ценностное общение |
10 | Применяемые образовательные технологии | Этическая беседа, предварительная экскурсия в парк П.П. Бажова, Краеведческий музей |
11 | Используемая литература | https://nashural.ru/dostoprimechatelnosti-urala/chelyabinskaya-oblast/gornyj-park-im-bazhova/ https://design.wikireading.ru/12114 https://zlatoust.vip/articles/istoriya-tvorchestva-ivana-bushueva |
Ход занятия
1. Мотивационная часть
Год 2024 ознаменован для нас тем, что он является юбилейным для города - Златоусту-270 и юбилейным для автора многочисленных сказов об Урале - Павла Петровича Бажова, ему 145 лет. Как же история города переплелась с творчеством П.П. Бажова?
Добрый волшебник с Урала,
Павел Петрович Бажов,
Чтоб нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов.
Только засов отворился,
В сказку открылася дверь:
Запах лесов заструился, -
В мир ты волшебный поверь.
Чтоб Огневушка смешная
К кладам открыла нам путь,
Или змея голубая, -
Книги прочесть не забудь.
2.Актуализация знаний
Предварительно мы посетили с вами парк Бажова, Краеведческий музей, прочитали произведения П.П. Бажова. Вы разделились на группы и подготовили ответы на вопросы:
1. Какова биография писателя?
2.Как история города связана с П.П. Бажовым?
Почему Бажов П.П. создал столько сказов об Урале и его жителях?
3.Кто получил прозвище Иванко-Крылатко и за какие заслуги?
3.Основная часть. Открытие новых знаний.
Группа «Историки»
Родился 27 января 1879 года около Екатеринбурга на Урале в семье горнозаводского мастера, был единственным ребёнком в семье. Детские годы прошли в среде уральских мастеров. Первоначальное образование получил в екатеринбургском духовном училище, в 1899 г. с отличием окончил пермскую духовную семинарию.
Трудовую биографию начал учителем начальных классов, потом работал учителем русского языка в Екатеринбурге. Около 15 лет редактировал местную газету, занимался журналистикой, писал фельетоны, рассказы, очерки, заметки в журналы. Собирал фольклор, интересовался историей Урала.
Писательская деятельность Бажова началась в 57 лет созданием особого жанра - уральского сказа, сделавшего автора известным. Первый сказ «Дорогое имечко» появился в 1936 г. Свои произведения Бажов объединил в сборник сказов старого Урала - «Малахитовая шкатулка».
Творчество писателя адресовано взрослым читателям. Но есть произведения, вошедшие в круг детского чтения, такие как «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Иванко-Крылатко» «Каменный цветок», «Хрупкая веточка», «Таюткино зеркальце», «Про Великого Полоза», «Огневушка-Поскакушка», «Голубая змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце». Специально для детей написана повесть «3елёная кобылка» (1939).
По мотивам сказов создан кинофильм «Каменный цветок» (1946) и поставлен балет С. Прокофьева «Сказ О каменном цветке» (1954).
Группа «Краеведы»
Бывал ли Павел Петрович в Златоусте краеведы до сих пор спорят: но в его произведениях мы находим героев тех дней. Его замечательные сказы вошли в золотой фонд русской литературы, стали символом горнозаводского Урала — его величия, мощи и красоты. В годы Великой Отечественной войны Павел Петрович написал пять сказов: «Иванко-Крылатко», «Коренная тайность», «Алмазная спичка», «Старых гор подаренье», «Веселухин ложок, навеянных златоустовскими мотивами, самым известным из которых стал сказ «Иванко-Крылатко» о художнике-гравере Иване Бушуеве. Нам трудно представить время, где живут герои сказов Бажова. 180 лет назад, а именно в это время — двадцатые-тридцатые годы XIX-го столетия — и разворачиваются действия златоустовских сказов, Златоуст именовался не городом, а Златоустовским заводом (официально он
станет городом только в 1865 году.)
Будучи отстраненным от работы журналиста, Бажов взялся за сочинение сказов. Знаменитая «Малахитовая шкатулка» вышла в год его шестидесятилетия. Бажов П.П. говорил: «Не всякий свою тропку в жизни сразу находит, Вот и я тому пример... А сказы, да... – Выдалась такая невеселая полоса, что я оказался не у дел. Ну и взялся давние задумки обрабатывать. Так и получилась книжка. Как говорится, велению сердца подчинился. Правду говорят – нет худа без добра. И, признаюсь, начал я сказы писать как бы для того, чтобы боль свою потушить... Думал: никому это не нужно, сам себе сказки рассказываю, все равно без своей работы жить не могу. А что сказы интерес вызвали, это меня самого удивило. Я, признаться, и не надеялся, что их опубликуют. Думал, может, пойдут они в народе вроде побасёнок, а кто их сочинил, важно ли? И так ладно».
Так, почему Бажов П.П. создал столько сказов об Урале и его жителях?
До 1930-х годов об Урале в литературной среде было написано мало. Знали, что есть такие горы, отделяющие Европу от Азии. Знатоки истории и географии помнили, что с XVIII века Урал стал одним из центров горнодобывающей и металлургической промышленности. А вот какие люди населяют этот край, как у них обустроена жизнь, что они считают для себя важным, а что незначительным, во что верят, а что отвергают – читающая публика не знала. Об этом, как правило, рассказывает литература. В конце XIX века с легкой руки Д. Н. Мамина-Сибиряка в художественных произведениях появятся горные уральские пейзажи, река Чусовая, живущие в этих далеких краях промышленники-старообрядцы и сплавщики с зимовщиками.
Время шло, на Урал изредка приезжали известные писатели, они оставляли свои впечатления, рассказывали о крае суровом, красивом, богатом полезными ископаемыми. Но, как правило, Урал в этих описаниях был лишен своего лица – так можно было охарактеризовать многие российские регионы. Все изменилось, когда в печати стали появляться сказы Павла Бажова.
Что сделал Павел Петрович? Доскональное знание истории и культуры Урала позволило ему сместить привычный к тому времени угол зрения. О природных богатствах Урала, «природных кладовых» писали и до него. Но автор сумел создать убедительный образ уральского мастера, акцентируя внимание на результатах нелегкого труда рудознатцев, гранильщиков, ювелиров.
Но писатель еще и наделяет Урал мифологией. В периоды, когда люди, относящиеся к одному региону или народу, пытаются определить, что их отличает от других, возникает потребность в мифологическом обосновании общего прошлого. В ситуации подобных кризисов идентичности создаются так называемые авторские эпосы – тексты, написанные одним человеком, основанные на фантастических преданиях и представляющие интерпретацию исторического развития народа или края
Современный Златоуст отдает дань памяти автору и его замечательным сказам об уральцах, их становлении, как великих граверах, искусных мастерах!
1 июня 2015 года около башни открыли новую туристическую достопримечательность Южного Урала – Горный парк П.П Бажова. Здесь можно увидеть известных персонажей бажовских сказов: Хозяйку Медной горы, Огневушку-поскакушку, Серебряное Копытце, Данилу-мастера и других. Есть тут и сложенная из камней 9-метровая "башенка" с изображением Каменного цветка наверху. По ней струится вода. Рядом построена смотровая площадка. На создание этих объектов ушло более 500 тонн камня из 8 карьеров.
Группа «Сказочники»
Мы прочитали бажовский сказ про Иванко-Крылатко. Про молодого мастера, который в искусстве украшения оружия обошёл учителя-немца, и стал своих, «фирменных», коньков с крылышками на клинках рисовать?
Так вот, Иванко и в самом деле такой был — жил в Златоусте, в 19 веке. Гордостью уральского искусства является имя златоустовского гравёра Ивана Николаевича Бушуева. А крылатые бушуевские коньки на саблях стали такими знаменитыми, что городской герб Златоуста теперь украшает конёк с крылышками.
Простой крепостной крестьянин Никита Бушуев, будучи приписан к заводу вместе с семьей, навечно осел здесь.
Видимо имелась у этой фамилии жилка таланта, отчего сын Никиты, Николай, стал живописцем и трудился при заводской чертежне. В ту пору Златоустовский завод уже принадлежал казенному ведомству.
Когда при нашем заводе открыли Оружейную фабрику, то для обучения русских мастеровых пригласили иноземных оружейников. Пусть, мол, они научат приготовлению клинков русского мужика. Да и украшением холодного оружия при фабрике занимались только иностранные художники – оружейники. Специально выписанные из-за границы отец и сыновья по фамилии Шаф получали в Златоусте большие деньги за украшенное оружие.
Пришлось Шафам обучать своему мастерству артель русский, тем более, что за каждого ученика им полагалась сумма в 100 рублей. В эту-то артель и вошли братья Иван и Ефим Бушуевы. Пользуясь тем, что ученику не полагалось ставить свою подпись на украшенном клинке, Шафы ставили на оном свою, якобы этот клинок украсили они сами.
А Иван Бушуев все мудровал над позолотой. Все старался добиться возможности повторной позолоты клинка. И ведь- таки добился!
- Этого не может быть! – удивлялись иноземные мастера – оружейники. Но что сделано, то сделано Иван не только был художником, но и сам мог мастерски выковать, заточить и отполировать любой клинок.
Однажды запал ему в душу сказочный крылатый конь. Да так запал, что изображение летящего крылатого коня уж больно часто стало появляться на его работах. За это Иван получил на Оружейной фабрике прозвище «крылатый», а среди заводских людей его стали называть просто – «Иванко-Крылатко». Окрыленную, пылкую душу имел Иван Бушуев, полностью отдавал себя работе, таких редко встретишь в миру. Ивану Бушуеву установлен памятник на привокзальной площади города.
4.Рефлексия
Заполнить рабочую тетрадь на страницах 5-6:
-Павел Петрович Бажов родился когда, где?
-О ком нам поведает сказ «Иванко-Крылатко?»
-Кого называют в Златоусте «создатель гравюры»?
- Ответить на вопросы кроссворда.
5.Заключительная часть.
Творчество П.П. Бажова косвенно учит нас любви к родному городу, гордости за его героический народ. Вера в чудо и правдивость героев автора вызывает восхищение.