АЛБЫЧАКОВА ВАЛЕНТИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА
Практическая работа № 1
Лучшие модели и практики наставничества педагогических работников в Российской Федерации
Описание, требования к выполнению: слушателям предлагается определить проблематику внедрения и реализации системы наставничества в своей образовательной организации, изучить представленные в разделе и самостоятельно найденные информационные и учебные материалы. По результатам анализа материалов заполнить таблицу.
Критерии оценивания: задание считается выполненным, если в таблице заполнены все столбцы и строки. Задание проверяется слушателем по заданным критериям проверки.
Задание:
1. Сформулируйте проблематику внедрения системы наставничества в Вашей образовательной организации.
2. Изучите представленные в разделе учебные материалы.
3. Используя доступные информационные ресурсы, найдите примеры отечественных практик организации наставничества в общеобразовательных организациях / организациях дополнительного образования / организациях среднего профессионального образования.
4. Проанализируйте отобранные материалы, используя критерии, отраженные в таблице. Отберите практики наставничества, применение которых возможно в Вашей образовательной организации.
5. Заполните таблицу.
№ п/п | Проблема реализации наставничества в образовательной организации | Описание практики наставничества в образовательной организации, выявленной в результате анализа информационных материалов | Ключевой критерий выделения данной практики | Возможность ее применения | Ожидаемый эффект применения | Возможные риски и способы их предотвращения1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 | 1.1-1.3) Отсутствие чётко разработанной нормативно-правовой базы, регулирующей интересы участников наставнических программ и самой образовательной организацией (вопросы, связанные со статусом педагогического работника-наставника, стимулированием, мотивированием и обучением наставников). 2)Наличие системы (целевой модели) наставничества как часть методической работы с молодыми педагогами. 3)Нежелание административных и педагогических работников прикладывать усилия по развитию инновационных форм и видов наставничества, как следствие отсутствия чётко разработанной нормативно-правовой базы, регулирующей интересы участников наставнических программ. | Взаимодействие «опытный педагог – молодой специалист» | 1.1) Нормативное правовое обеспечение наставничества педагогических работников. Пример Ульяновской области. 1.2) Стимулирование и мотивирование наставнической деятельности Пример Ульяновской области. Региональные положения о наградах и знаках отличия, почетных званиях. Пример Кировской области. 1.3) Повышение квалификации в сфере наставничества педагогических работников. Примеры Томской области и Республики Татарстан. 2) Цифровые инструменты наставничества. Пример Алтайского края 3) Популяризация идей педагогического наставничества и диссеминация инновационного опыта педагогического наставничества. Примеры Алтайского края и Республики Алтай (Межрегиональный форум сельских учителей), Ставропольского края (Окружной форум «Наставник»). | 1.1) На уровне Республики Хакасия принятие закона «О статусе педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность на территории Республики Хакасия», в том числе определяющие категории педагогических работников «педагог-наставник», «педагог – методист», «педагог-исследователь»; вырабатывающие стратегии эффективной реализации этих статусов. 1.2) предоставление педагогам грантов на стажировки из регионального бюджета, получение права на альтернативную аттестацию, ежемесячная выплата педагогам-наставникам. Положения о почетных званиях. 1.3) К примеру, в ХакИРО и ПК проводили бы курсы по бюджетной дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Наставничество как эффективный способ развития педагога в образовательной организации. Реализация персонифицированной системы повышения квалификации педагогических кадров, одно из направлений которых – наставничество. 2) Фокусирование внимания педагогической общественности на инновационных аспектах и стратегиях современного наставничества, на изменившихся условиях развития наставнической деятельности в российском образовании. Цифровизация условий, ресурсов и процесса наставничества, привлечение к нему профессиональных сетевых сообществ. Формирование наставнических пар из числа педагогических работников школ из разных районов (межрайонное взаимодействие). 3) Активизация мероприятий по обмену опытом в отношении лучших практик наставничества. В нашем регионе ХакИРО и ПК в 2022 году был проведел конкурс «Эффективные практики наставничества» | 1.1-1.2) Нормативное правовое закрепление статуса педагога-наставника, повышение общественного статуса наставников, публичное признание их деятельности и заслуг, рост репутации. 1.3) Четкое представление педагогом-наставников «плана работы» с молодым педагогом и перспективы этого направления. 2) «Переосмысление» деятельности педагога-наставника в современных условиях, ориентация на цифровизацию ресурсов и условий, «расширение» границ взаимодействия педагогов за пределы района 3) Активизация эффективной работы педагогов-наставников | 1.1-1.3) Недостаточное стимулирование и мотивирование. 2)»Эффект узнавания». Наставничество существует в каждой ОО и без внедрения системы (целевой модели) наставничества. 3)Формализм в деле внедрения системы наставничества. |
Обобщенные критерии проверки и оценивания:
1. Заполнены все ячейки таблицы (столбец 7 заполняется на усмотрение слушателя).
2. Представлены не менее 5 образцов отечественных практик внедрения и реализации системы наставничества, в том числе не менее 3 – региональных, не менее 2 – муниципальных и образовательных организаций.
3. Слушателем сформулированы не менее 3 проблем реализации наставничества в его образовательной организации.
4. Выявлены практики, позволяющие решить сформулированную слушателем проблему реализации наставничества в его образовательной организации.
1 Заполняется на усмотрение слушателя.