Практический час общения «Экзамен: вредные советы»

10
4
Материал опубликован 23 April 2017 в группе

Преамбула.

Поскольку я считаю, что психолог не должен советовать, но делиться информацией, просвещать и рекомендовать – вполне даже обязан, то поначалу решила, что конкурс не мой, пройду мимо (ведь задача здесь – представить именно серию советов). Однако позже, поразмыслив, решила всё же не отказываться так сразу, а попробовать взглянуть иначе на вопрос. Поскольку советы – не моё, я вспомнила о «вредных советах» Г. Остера и решила написать советы в подобном стиле. Вот предоставляю сей юмористический вариант на суд уважаемого жюри. Я взяла тему ГИА. Надеюсь, тон занятия, контрастируя с серьёзностью темы, окажет лёгкий терапевтический эффект и повлияет хоть немного на снижение учебной тревожности. Задание придумала только для конкурса и ещё не проводила, но при создании ориентировалась на наших 9-классников (очень контрастные классы!).

При подготовке использовала некоторые материалы из сценария классного часа Урсуленко Людмилы Михайловны «Экзамен. Алхимия успеха» -http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/01/10/stsenariy-chasa-obshcheniya-s-psikhologom-dlya-uchashchikhsya

Практический час общения «Экзамен: вредные советы».

Цель – содействие развитию умений готовиться к экзаменам.

Задачи:

  • Информировать о приёмах, помогающих эффективно организовать свою подготовку к экзаменационному периоду.
  • Активировать собственные ресурсы и знания учеников по этому вопросу.
  • Снизить излишнюю эмоциональную напряженность в отношении экзаменов.

Если будущий экзамен ты стремишься быстро сдать,

Никогда не посещай ты этот злополучный час!

Ну а если ты случайно оказался с нами здесь, -

Аккуратно и с пристрастьем все советы выполняй

И тогда всенепременно свой экзамен ты не сдашь))

1. Вступление. Учебный год подходит к концу, а значит, скоро вас ждут экзамены. Вы, наверное, уже усиленно готовитесь к ним и знаете почти весь материал. Но часто бывает так, что успешно сдать экзамен мешает вовсе не безупречное знание предмета, а неумение готовиться к экзамену и вести себя во время него. Возможно, вы уже слышали множество советов о том, как правильно подготовиться к экзамену и настроиться на него, чтобы сдать?

Но сегодня мы собрались не для этого. У меня есть 7 «золотых» советов для Великих Нехочух, которые вовсе не собираются сдавать экзамен хорошо и сразу.

Эти советы как раз помогут подготовиться и настроиться на провал экзамена или его пересдачу.

2. Разминка. Упражнение «Ассоциации» (самодиагностика отношения к экзамену). Ведущий называет группу слов, учащиеся записывают в каждой группе свою ассоциацию со словом «экзамен», по окончании каждый ставит «+» после той ассоциацией, которая ему нравится, и «-» - которая не нравится, потом подсчитывают, чего больше: +/-. У кого больше минусов – молодцы, поскольку - кандидаты в Великие Нехочухи. У них больше негативного отношения к экзаменам, а значит, и больше шансов их не сдать.

*** Примерные группы слов, из которых нужно написать ассоциацию на «экзамен»: цвет, оценка, предмет мебели, время года, книга, человек, игрушка, техника, фрукт, напиток, эмоции, запах, музыка, погода, фильм.

Совет 1:

Как корабль назовёшь ты,

Так ведь он и поплывёт!

Назови его «Бедою», чтоб экзамены не сдать.

Пусть другие, напрягаясь, все экзамены сдают

И успешно в жизни этой своё место пусть найдут.

Ты ж и так всё в мире знаешь – ни к чему тебе успех.

И настрой на пораженье здесь поможет – спору нет!

3. Режим дня. Рациональная организация своего времени помогает сохранить силы организма. Если знать свои биоритмы и использовать время своей наибольшей работоспособности для занятий, а остальное – для отдыха и полноценного сна, то организм не успеет истощиться и будет слишком хорошо готов к сдаче экзаменов.

Поэтому – совет 2 (о распределении времени):

Изнуряй себя учёбой!

И не спи, и не гуляй!

Если сел за стол учиться,

То сиди там до зари!

Впрочем, можешь не учиться

И гулять дни напролёт –

Результат похожий будет.

Ведь экзамен сложно сдать,

Если организм измотан –

Будь семь пядей ты во лбу!

***Можно поиграть в распределение времени в сутках (моделью можно взять круг с 3 подвижными секторами: 8 часов – сон, 8 часов – подготовка, 8 часов – отдых – вариант для «Отличников») для «Великих Нехочух» и для «Отличников».

4. Совет 3 (об организации рабочего места):

Лёгких мы путей не ищем!

Чтоб экзамен нам не сдать,

Нужно степень дискомфорта

Довести до высоты.

Громче музыку включаем,

Чтоб вниманье растерять;

Неудобный стул и место мы рабочее найдём.

Нам удобный стул не нужен –

Долго уставать на нём!

Очень нам необходимо

В полутьме учить уроки,

Чтоб глаза устали вскоре,

Покраснев, как у вампиров,

И тогда ещё сложнее

Нам экзамен будет сдать!

А ещё психолог скажет, что активность интеллекта

Повышают синий, желтый, фиолетовый цвета.

Ты не верь ему, дружище, -

Никогда в своё пространство тех оттенков не впускай,

Ибо нам нужна пассивность, чтоб экзамен не сдавать!

5. Совет 4 (о питании):

Говорят, что те, кто занят

Не физическим трудом,

Хорошо должны питаться,

Полноценно и легко.

Чтобы нервная система

На экзаменах смогла

Выдержать все перегрузки,

А извилины в мозгах

Чтоб в косичку не сплетались,

Нужно кушать рыбу, мясо,

Шоколад, орехи, фрукты

И молочные продукты,

Витамины группы «В».

И, конечно, пить водицу –

Чистую и ключевую,

Чтоб баланс воды и соли в организме восполнять…

Знааачит, нужно на экзамен

Нам наесться до отвала

Этих вкусностей с запасом

И запить чайком иль кофе,

Чтоб помочь нам организму

Неземные видеть сны,

А экзамен пусть проходит и без нас уж как-нибудь!

***Здесь можно поиграть в составление рациона Великих Нехочух (В.Н.) и Отличников (О.). На доске – весы с двумя чашками (можно нарисовать, можно собрать из цветной бумаги плоскую модель и прикрепить): одна – для В.Н., другая – О. Задача: из картинок (можно взять из детского лото или скачать из интернета) собрать чашу рациона для тех и других. Потом каждый участник сам оценивает, на чью чашку весов больше похож его рацион питания.

Примерные картинки для В.Н. (лучше, если будут отдельные карточки на каждый продукт, чтобы можно было собрать в чашу весов):

Примерные картинки для О.:

- картинка для весов)))

6. Совет 5 (о памяти):

Очень слабенькая память -

Безупречная причина,

Чтоб экзамен не сдавать!

Так что вы не торопитесь

Эффективным упражненьем

Вашу память укреплять:

- Коль штудируешь учебник,

Краткий планчик набросай, -

По нему ты быстро вспомнишь

Материал за 5 минут.

- Помни, что большой отрывок

Всё ж полезнее учить,

Чем простое изреченье

Слово в слово повторять.

- Чтобы зрительную память

И внимание развить,

Тренируйся по картинкам,-

Все детали вспоминай!

- Вы такие упражненья

Пропускайте сразу мимо.

Не нужны они тут вовсе для Великих Нехочух!

***Здесь можно поиграть – проверить зрительную память и внимание у желающих: на столе выкладывается несколько предметов, запоминающий смотрит 10 секунд, затем отворачивается, а водящий делает 3-5 изменений. Запоминавший поворачивается и называет, что изменилось (можно обсудить метод запоминания по картине).

7. Совет 6 (об отдыхе для глаз):

К экзаменам все материалы

Учи до красноты в глазах!

И ни за что не отвлекайся,

Не трать секунд на пустяки!

А если ты минут так 10

На упражнения отдашь,

То это будет преступленье,

Которого не видел свет!

Ведь вместо нескольких минуток,

Потраченных на чтенье книги,

Ты повращаешь вдруг глазами

Иль вправо-влево поведёшь.

Какая польза от того, что

Глазами ты напишешь имя

Или фамилию свою,

Иль нарисуешь треугольник,

Знак «бесконечность» на стене?

***Можно попробовать повторить эти упражнения, чтобы «убедиться», что Великим Нехочухам они не нужны)))

8. Совет 7 (о самообладании)

Чтобы был вполне уверен ты на 150%,

Что любой экзамен в школе

Ты не сдашь, как ни крути,

Нужно очень постараться

Хорошенько напугаться,

Чтоб коленки задрожали,

И забылись все слова.

Доведи до истощенья

Нервного себя ты смело,

Говори, что неудачник,

Ничего не знаешь ты.

И забудь про то, что можно

Как-то хоть восстановиться,

Если медленно подышишь:

Вдох глубокий 1-2-3

И обратно выдох долгий…

И не пей простую воду –

Успокоить может сразу.

Все старания тогда уж

Улетучатся совсем.

***Здесь можно поиграть, заканчивая предложение: «Я хвалю себя за то, что…»

9. Если есть опасения, что вредные советы «победят» ли не будут понятны, то в конце занятия можно устроить вот такой «совет экспертов» 

- Ребята, вы прослушали 7 вредных советов. А теперь давайте создадим группы экспертов, которые ПОМОГАЮТ в подготовке к экзаменам.

Учащиеся объединяются в пары или 3,4-ки, каждой группе выдаётся какой-либо вредный совет из семи. Задача: за 7-10 минут в каждой группе придумать и предложить свой 1 совет, который поможет подготовиться к экзамену (можно «перевести-расшифровать» вредный совет и придумать полезный тоже в стихах, можно просто в прозе).

***Этот пункт может быть факультативным!

10. Обратная связь: на листочках написать какой-нибудь 1 совет для себя, который особенно запомнился.

Педагог-психолог Апремова Е.А.

(Нижегородская область,

г. Дзержинск, МБОУ «СШ № 35»).

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ!ЗАХОДИТЕ В ГОСТИ!

19 May 2017

Спасибо на добром слове! )) Как-нибудь загляну))

19 May 2017

Хорошие советы! Григорий Остер процветает! Вы-молодец!

23 April 2019

Спасибо, приятно!))

23 September 2020