Практический час общения «Экзамен: вредные советы»
Преамбула.
Поскольку я считаю, что психолог не должен советовать, но делиться информацией, просвещать и рекомендовать – вполне даже обязан, то поначалу решила, что конкурс не мой, пройду мимо (ведь задача здесь – представить именно серию советов). Однако позже, поразмыслив, решила всё же не отказываться так сразу, а попробовать взглянуть иначе на вопрос. Поскольку советы – не моё, я вспомнила о «вредных советах» Г. Остера и решила написать советы в подобном стиле. Вот предоставляю сей юмористический вариант на суд уважаемого жюри. Я взяла тему ГИА. Надеюсь, тон занятия, контрастируя с серьёзностью темы, окажет лёгкий терапевтический эффект и повлияет хоть немного на снижение учебной тревожности. Задание придумала только для конкурса и ещё не проводила, но при создании ориентировалась на наших 9-классников (очень контрастные классы!).
При подготовке использовала некоторые материалы из сценария классного часа Урсуленко Людмилы Михайловны «Экзамен. Алхимия успеха» -http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/01/10/stsenariy-chasa-obshcheniya-s-psikhologom-dlya-uchashchikhsya
Практический час общения «Экзамен: вредные советы».
Цель – содействие развитию умений готовиться к экзаменам.
Задачи:
- Информировать о приёмах, помогающих эффективно организовать свою подготовку к экзаменационному периоду.
- Активировать собственные ресурсы и знания учеников по этому вопросу.
- Снизить излишнюю эмоциональную напряженность в отношении экзаменов.
Если будущий экзамен ты стремишься быстро сдать,
Никогда не посещай ты этот злополучный час!
Ну а если ты случайно оказался с нами здесь, -
Аккуратно и с пристрастьем все советы выполняй
И тогда всенепременно свой экзамен ты не сдашь))
1. Вступление. Учебный год подходит к концу, а значит, скоро вас ждут экзамены. Вы, наверное, уже усиленно готовитесь к ним и знаете почти весь материал. Но часто бывает так, что успешно сдать экзамен мешает вовсе не безупречное знание предмета, а неумение готовиться к экзамену и вести себя во время него. Возможно, вы уже слышали множество советов о том, как правильно подготовиться к экзамену и настроиться на него, чтобы сдать?
Но сегодня мы собрались не для этого. У меня есть 7 «золотых» советов для Великих Нехочух, которые вовсе не собираются сдавать экзамен хорошо и сразу.
Эти советы как раз помогут подготовиться и настроиться на провал экзамена или его пересдачу.
2. Разминка. Упражнение «Ассоциации» (самодиагностика отношения к экзамену). Ведущий называет группу слов, учащиеся записывают в каждой группе свою ассоциацию со словом «экзамен», по окончании каждый ставит «+» после той ассоциацией, которая ему нравится, и «-» - которая не нравится, потом подсчитывают, чего больше: +/-. У кого больше минусов – молодцы, поскольку - кандидаты в Великие Нехочухи. У них больше негативного отношения к экзаменам, а значит, и больше шансов их не сдать.
*** Примерные группы слов, из которых нужно написать ассоциацию на «экзамен»: цвет, оценка, предмет мебели, время года, книга, человек, игрушка, техника, фрукт, напиток, эмоции, запах, музыка, погода, фильм.
Совет 1:
Как корабль назовёшь ты,
Так ведь он и поплывёт!
Назови его «Бедою», чтоб экзамены не сдать.
Пусть другие, напрягаясь, все экзамены сдают
И успешно в жизни этой своё место пусть найдут.
Ты ж и так всё в мире знаешь – ни к чему тебе успех.
И настрой на пораженье здесь поможет – спору нет!
3. Режим дня. Рациональная организация своего времени помогает сохранить силы организма. Если знать свои биоритмы и использовать время своей наибольшей работоспособности для занятий, а остальное – для отдыха и полноценного сна, то организм не успеет истощиться и будет слишком хорошо готов к сдаче экзаменов.
Поэтому – совет 2 (о распределении времени):
Изнуряй себя учёбой!
И не спи, и не гуляй!
Если сел за стол учиться,
То сиди там до зари!
Впрочем, можешь не учиться
И гулять дни напролёт –
Результат похожий будет.
Ведь экзамен сложно сдать,
Если организм измотан –
Будь семь пядей ты во лбу!
***Можно поиграть в распределение времени в сутках (моделью можно взять круг с 3 подвижными секторами: 8 часов – сон, 8 часов – подготовка, 8 часов – отдых – вариант для «Отличников») для «Великих Нехочух» и для «Отличников».
4. Совет 3 (об организации рабочего места):
Лёгких мы путей не ищем!
Чтоб экзамен нам не сдать,
Нужно степень дискомфорта
Довести до высоты.
Громче музыку включаем,
Чтоб вниманье растерять;
Неудобный стул и место мы рабочее найдём.
Нам удобный стул не нужен –
Долго уставать на нём!
Очень нам необходимо
В полутьме учить уроки,
Чтоб глаза устали вскоре,
Покраснев, как у вампиров,
И тогда ещё сложнее
Нам экзамен будет сдать!
А ещё психолог скажет, что активность интеллекта
Повышают синий, желтый, фиолетовый цвета.
Ты не верь ему, дружище, -
Никогда в своё пространство тех оттенков не впускай,
Ибо нам нужна пассивность, чтоб экзамен не сдавать!
5. Совет 4 (о питании):
Говорят, что те, кто занят
Не физическим трудом,
Хорошо должны питаться,
Полноценно и легко.
Чтобы нервная система
На экзаменах смогла
Выдержать все перегрузки,
А извилины в мозгах
Чтоб в косичку не сплетались,
Нужно кушать рыбу, мясо,
Шоколад, орехи, фрукты
И молочные продукты,
Витамины группы «В».
И, конечно, пить водицу –
Чистую и ключевую,
Чтоб баланс воды и соли в организме восполнять…
Знааачит, нужно на экзамен
Нам наесться до отвала
Этих вкусностей с запасом
И запить чайком иль кофе,
Чтоб помочь нам организму
Неземные видеть сны,
А экзамен пусть проходит и без нас уж как-нибудь!
***Здесь можно поиграть в составление рациона Великих Нехочух (В.Н.) и Отличников (О.). На доске – весы с двумя чашками (можно нарисовать, можно собрать из цветной бумаги плоскую модель и прикрепить): одна – для В.Н., другая – О. Задача: из картинок (можно взять из детского лото или скачать из интернета) собрать чашу рациона для тех и других. Потом каждый участник сам оценивает, на чью чашку весов больше похож его рацион питания.
Примерные картинки для В.Н. (лучше, если будут отдельные карточки на каждый продукт, чтобы можно было собрать в чашу весов):
Примерные картинки для О.:
- картинка для весов)))
6. Совет 5 (о памяти):
Очень слабенькая память -
Безупречная причина,
Чтоб экзамен не сдавать!
Так что вы не торопитесь
Эффективным упражненьем
Вашу память укреплять:
- Коль штудируешь учебник,
Краткий планчик набросай, -
По нему ты быстро вспомнишь
Материал за 5 минут.
- Помни, что большой отрывок
Всё ж полезнее учить,
Чем простое изреченье
Слово в слово повторять.
- Чтобы зрительную память
И внимание развить,
Тренируйся по картинкам,-
Все детали вспоминай!
- Вы такие упражненья
Пропускайте сразу мимо.
Не нужны они тут вовсе для Великих Нехочух!
***Здесь можно поиграть – проверить зрительную память и внимание у желающих: на столе выкладывается несколько предметов, запоминающий смотрит 10 секунд, затем отворачивается, а водящий делает 3-5 изменений. Запоминавший поворачивается и называет, что изменилось (можно обсудить метод запоминания по картине).
7. Совет 6 (об отдыхе для глаз):
К экзаменам все материалы
Учи до красноты в глазах!
И ни за что не отвлекайся,
Не трать секунд на пустяки!
А если ты минут так 10
На упражнения отдашь,
То это будет преступленье,
Которого не видел свет!
Ведь вместо нескольких минуток,
Потраченных на чтенье книги,
Ты повращаешь вдруг глазами
Иль вправо-влево поведёшь.
Какая польза от того, что
Глазами ты напишешь имя
Или фамилию свою,
Иль нарисуешь треугольник,
Знак «бесконечность» на стене?
***Можно попробовать повторить эти упражнения, чтобы «убедиться», что Великим Нехочухам они не нужны)))
8. Совет 7 (о самообладании)
Чтобы был вполне уверен ты на 150%,
Что любой экзамен в школе
Ты не сдашь, как ни крути,
Нужно очень постараться
Хорошенько напугаться,
Чтоб коленки задрожали,
И забылись все слова.
Доведи до истощенья
Нервного себя ты смело,
Говори, что неудачник,
Ничего не знаешь ты.
И забудь про то, что можно
Как-то хоть восстановиться,
Если медленно подышишь:
Вдох глубокий 1-2-3
И обратно выдох долгий…
И не пей простую воду –
Успокоить может сразу.
Все старания тогда уж
Улетучатся совсем.
***Здесь можно поиграть, заканчивая предложение: «Я хвалю себя за то, что…»
9. Если есть опасения, что вредные советы «победят» ли не будут понятны, то в конце занятия можно устроить вот такой «совет экспертов»
- Ребята, вы прослушали 7 вредных советов. А теперь давайте создадим группы экспертов, которые ПОМОГАЮТ в подготовке к экзаменам.
Учащиеся объединяются в пары или 3,4-ки, каждой группе выдаётся какой-либо вредный совет из семи. Задача: за 7-10 минут в каждой группе придумать и предложить свой 1 совет, который поможет подготовиться к экзамену (можно «перевести-расшифровать» вредный совет и придумать полезный тоже в стихах, можно просто в прозе).
***Этот пункт может быть факультативным!
10. Обратная связь: на листочках написать какой-нибудь 1 совет для себя, который особенно запомнился.
Педагог-психолог Апремова Е.А.
(Нижегородская область,
г. Дзержинск, МБОУ «СШ № 35»).
Скрипникова Валентина Михайловна
Ева Апремова
Горячева Наталья Валерьевна
Ева Апремова