Практическое занятие на тему «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»

2
0
Материал опубликован 3 February

Практическое занятие № 4

по дисциплине: «Обществознание»

Тема: Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

Цель занятия: Выяснить основные причины межнациональных конфликтов, их последствия и пути решения.

Оборудование: Папки на рабочем столе, тетрадь, учебник, практикум.

Основные понятия:

Национализм-идеология, политика, основанная на идеях национального превосходства

Национальное насилие- Подавление или принижение нации. Формы: ущемление прав нации, запрещение и преследование религии, культуры, языка, традиций.

Фашизм- политическое движение, для которого характерно агрессивный национализм и расизм.

Шовинизм-идеология проповедующая неприязнь, ненависть к другим народам

Дискриминация- ущемление прав по какому-либо признаку

Геноцид-истребление людей по какому-либо признаку.

Толерантность- терпимость к чужому образу жизни.

Приоритет – преобладающее, первенствующее значение.

Консенсус - согласие

Порядок работы.

Ι. Прочитайте текст, выпишите:

1) причины межнациональных конфликтов;

2) последствия межнациональных конфликтов;

3) пути решения межнациональных конфликтов;

   И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. Подтверждением этому служат события в Югославии, в ряде территорий бывшего Советского Союза. В межнацио­нальных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Причин тому много, искать их следует не только в кризисных явлениях в экономике и связанных с ними спаде производства, росте инфляции, цен, безработицы, но и в резком ухудшении экологической обстановки, антидемократических законах, разделах территорий и т. д. Особенно тяжелые последствия вызывает национальное насилие - подавление или принижение нации, которые могут осуществляться в разных формах: это и ущемление прав нации, и запрещение или преследование её религии, культуры, языка, традиций и т. д.

    Между тем национальные чувства очень уязвимы. По наблю­дениям психологов, проявления национального насилия вызыва­ют у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержки в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, са­моизолируется, замыкается. В таких случаях нередко и порождается желание найти виновного во всех бедах. А поскольку их истинные, глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего оказываются люди другой на­циональности, проживающие на данной или соседней террито­рии, или «свои», но «предатели», «переродившиеся». Постепенно складывается «образ врага» — опаснейшее социальное явление, порождающее идеологию национализма, шовинизма и расизма, презрение к «чужим». История свидетельствует о том, что подоб­ные рецидивы в процессах дифференциации нередко способству­ют появлению реакционной идеологии фашизма с его человеко­ненавистнической идеей «полноценных» и «неполноценных» на­родов и практикой геноцида.

    Прогрессивные силы мира ведут напряженный поиск путей вы­хода из многочисленных современных этнических кризисов. Если кратко охарактеризовать основные достижения в этом направле­нии, то можно сказать: передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этничес­ким проблемам. Суть его состоит, во-первых, в добровольном поис­ке согласия (консенсуса), в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни общества, в признании прио­ритета прав личности над правами государства и нации. Иначе говоря, обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности, есть условие свободы любого на­рода. Такова основная идея современного цивилизованного под­хода к решению национальных проблем.


 

Критерии оценки:

«5»- Самостоятельно записаны ответы на вопросы (15 баллов)

«4»- В ответах допущены незначительные ошибки. (14-12баллов)

«3»- Допущены грубые ошибки, либо не выполнено 40% работы (11-8 баллов)

«2»- Не выполнено более 50% работы. (7-1 балл)

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации