Практическое занятие на тему «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»
Практическое занятие № 4
по дисциплине: «Обществознание»
Тема: Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Цель занятия: Выяснить основные причины межнациональных конфликтов, их последствия и пути решения.
Оборудование: Папки на рабочем столе, тетрадь, учебник, практикум.
Основные понятия:
Национализм-идеология, политика, основанная на идеях национального превосходства
Национальное насилие- Подавление или принижение нации. Формы: ущемление прав нации, запрещение и преследование религии, культуры, языка, традиций.
Фашизм- политическое движение, для которого характерно агрессивный национализм и расизм.
Шовинизм-идеология проповедующая неприязнь, ненависть к другим народам
Дискриминация- ущемление прав по какому-либо признаку
Геноцид-истребление людей по какому-либо признаку.
Толерантность- терпимость к чужому образу жизни.
Приоритет – преобладающее, первенствующее значение.
Консенсус - согласие
Порядок работы.
Ι. Прочитайте текст, выпишите:
1) причины межнациональных конфликтов;
2) последствия межнациональных конфликтов;
3) пути решения межнациональных конфликтов;
И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. Подтверждением этому служат события в Югославии, в ряде территорий бывшего Советского Союза. В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Причин тому много, искать их следует не только в кризисных явлениях в экономике и связанных с ними спаде производства, росте инфляции, цен, безработицы, но и в резком ухудшении экологической обстановки, антидемократических законах, разделах территорий и т. д. Особенно тяжелые последствия вызывает национальное насилие - подавление или принижение нации, которые могут осуществляться в разных формах: это и ущемление прав нации, и запрещение или преследование её религии, культуры, языка, традиций и т. д.
Между тем национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям психологов, проявления национального насилия вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержки в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается. В таких случаях нередко и порождается желание найти виновного во всех бедах. А поскольку их истинные, глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего оказываются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории, или «свои», но «предатели», «переродившиеся». Постепенно складывается «образ врага» — опаснейшее социальное явление, порождающее идеологию национализма, шовинизма и расизма, презрение к «чужим». История свидетельствует о том, что подобные рецидивы в процессах дифференциации нередко способствуют появлению реакционной идеологии фашизма с его человеконенавистнической идеей «полноценных» и «неполноценных» народов и практикой геноцида.
Прогрессивные силы мира ведут напряженный поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Если кратко охарактеризовать основные достижения в этом направлении, то можно сказать: передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, во-первых, в добровольном поиске согласия (консенсуса), в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни общества, в признании приоритета прав личности над правами государства и нации. Иначе говоря, обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности, есть условие свободы любого народа. Такова основная идея современного цивилизованного подхода к решению национальных проблем.
Критерии оценки:
«5»- Самостоятельно записаны ответы на вопросы (15 баллов)
«4»- В ответах допущены незначительные ошибки. (14-12баллов)
«3»- Допущены грубые ошибки, либо не выполнено 40% работы (11-8 баллов)
«2»- Не выполнено более 50% работы. (7-1 балл)