12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Антонова Елена Михайловна20
0

Практика формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе через интегрированные уроки

​​​​​​​



Практика формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе через интегрированные уроки

Антонова Елена Михайловна

Учитель иностранного языка СШ №1 г. Новоульяновска

Аннотация: в данной статье, рассматривается формирование функциональной грамотности на начальном этапе обучения, путём применения интегрированных уроков, таких как английский языка и физическая культура, из опыта работы.

Ключевые слова: функциональная грамотность, функционально грамотная личность, нетрадиционный урок, интегрированный урок, интегрированный подход.

Формирование функциональной грамотности – одна из приоритетных задач не только ФГОС, но и стремительно развивающегося мира в целом. [1]

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями и знаниями. Очень важно уделять особое внимание формированию функциональной грамотности на начальном этапе обучения. [5]

Задача учителя заключается в том, чтоб ребёнок смог применить полученные знания в школе, для решения повседневных проблем или трудностей. Чтоб быть успешным в обучении, он должен уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное, от ненужного, обобщать, анализировать, осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем. Такой навык должен формироваться в рамках каждого, школьного предмета. Мне бы хотелось уделить особое внимание, таким предметам, как иностранный язык и физическая культура. Современное образование это не только образованная личность, но и здоровая.[6]

На сегодняшний день, английский язык становится средством обеспечения образованного человека и всего общества в целом. Вопрос «Зачем изучать иностранные языки?», уже не возникает в обществе. Мы все чаще сталкиваемся с необходимостью использования иностранного языка в повседневной жизни: СМИ, интернет, общение в социальных сетях, работа за компьютером. Кроме того, люди стали больше путешествовать по миру, а это великолепная возможность осваивать другую культуру и в то же время, нести свою.[1]

Основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности. Основная задача учителя – стимулировать речемыслительную активность учащихся, создать ситуативность обучения, другими словами смоделировать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует учащихся на спонтанную речь. [6]

Для развития функциональной грамотности на начальном этапе обучения, используются различные методы: проекты, игры, песни, лингвострановедческие фильмы и мультфильмы, упражнения на аудирование, говорение, письмо, чтение, но всё чаще в процессе обучения особое место занимают интегрированные уроки. Для начала определим, что же такое интегрированный урок. Интегрированный урок - это особый тип урока, в котором объединяются несколько дисциплин для изучения или углубления знаний по одной и той же теме.[1]

На мой взгляд, форма проведения таких уроков нестандартна, но очень интересна. Она делает процесс обучения более занимательным и эффективным. Использование интегрированного подхода на занятиях, развивает потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, что напрямую формирует функционально грамотную личность.[2]

Урок иностранного языка, как никакой другой предмет, благоприятен для интегрирования с другими предметами. Особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы “беспредметен” (И.А. Зимняя): он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому, изучая модальный глагол CAN и слова действия в начальной школе, я остановилась на таком предмете, как физическая культура.[5]

Мною и учителем физической культуры, были проведены совместные уроки по физической культуре и английскому языку. Где учащиеся не только выполняли физические упражнения, но и знакомились с их звучание на иностранном языке. На уроке дети активно работали с грамматической основой «I can…/ I cant/ Can you...?», так же закрепляли лексические единицы по теме «Глаголы действия: run, jump, skip, stop»  На занятиях давались команды на английском языке, которые использовались ранее, на уроках физической культуре. (Стройся в колоны- line up, стой смирно- stand still, на право-on the right, на лево-on the left, счет-count, прыжки-jumping, бег-run и т.д.) При выборе тематики, лексико-грамматических конструкций учитывался уровень развития учащихся, их мотивация и интересы, а также соотнесенность с учебными планами по развитию познавательных способностей. Данный интегрированный урок, в полной мере соответствовал целям, задачам современного образования.[2]



Интегрированные уроки, дают учащимся достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором они живут, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления. Это ещё раз подтверждает значимость использования данного вида уроков в практике. Как известно, для обучающихся в начальной школе, движение является биологической потребностью организма. Отмечено, что с помощью физических действий дети лучше усваивают языковой материал. Поэтому, обучение иностранному языку эффективнее строить на основе двигательной активности и в игровой форме.[1]

Что касается уроков физической культур, то данный предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. Ребенок должен понимать для чего он учится, что и для чего он делает. Навык и знание, которые помогают человеку успешно справляться с требованиями 21 века. В настоящее время в арсенале педагогов множество современных эффективных технологий, применение которых призвано улучшать качество образования, но одно из них наиболее эффективно - это интегрированный урок, посредством которого формируется функциональная грамотность учащихся.[3]

Список литературы:

1. Воронина, К. В. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка / К. В. Воронина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — с. 305-306.


2. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. – М.: Феникс, 2014. -256 с.3.

3.Ланда Б.Х. Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. с.56.

4. Миронов С. П., Поляев Б. А., Макарова Г. А. Спортивная медицина: национальное руководство; АСМОК. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – с.184.

5. Панфилова Е. И. К вопросу о формировании функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка / Концепт: Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 3. 2015.

6. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. [Электронныйресурс]. Режимдоступа: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла. Методическое пособие.  - Астана, 2013. с.57.























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.