Практикум по методике физического воспитания (в форме деловой игры)
Практикум по методике физического воспитания
(в форме деловой игры)
Ведущий: Сегодня мы проводим игру, где каждая из команд будет соревноваться в знании методики физического воспитания детей дошкольного возраста.
Позвольте представить членов жюри:
– заведующий МБДОУ;
– музыкальный руководитель
Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит.
Кто окажется дружнее
Тот того и победит.
Командам дается 3 минуты, чтобы выбрать капитана, обдумать название и девиз. Затем команды приветствуют друг друга стихами, речевками, девизом или песней.
Задание 1
Система физического воспитания с учетом возрастных и психологических особенностей детей
Система физического воспитания представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.
Целью физического воспитания является формирование у детей основ ЗОЖ.
В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Назовите, задачи физического воспитания в дошкольном возрасте
Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.
Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.
Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Командам предлагается обдумать задание, а затем записать на интерактивной доске содержание образовательной деятельности в области физического развития с усложнением по возрастам. Как усложняется содержание образовательной деятельности на каждом этапе возрастного развития, что добавляется.. Если есть дополнение, другая команда другим цветом пера отмечает.
Работа проводится в течение 7 минут.
Решение жюри
Задание 2
Формы организации физического воспитания в детском саду
Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, в основе которой лежит двигательная активность ребенка.
Так как одна из задач ДОУ на 2023-2024 год - совершенствование единого педагогического пространства семьи и МБДОУ по формированию здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности, предлагаю командам по очереди называть формы организации физического воспитания в детском саду, куда можно привлечь родителей воспитанников.
Занятия физкультурой
Утренняя гимнастика
Физкультминутки
Подвижние игры…..
Решение жюри
Задание 3
Структура и содержание физкультурного занятия
Физкультурное занятие – форма организованного обучения физическим упражнениям и тренировки систем функций организма. Занятие по физкультуре состоит из 3 частей. Последовательность частей объясняется физиологическими закономерностями, то есть следует постепенно включать функциональные системы организма в основную деятельность, поддерживать достигнутую работоспособность организма и выравнивать функциональное состояние к концу занятия.
Командам предлагается на интерактивной доске определить, к каким частям относятся предложенные задачи и содержание деятельности. При правильном выполнении задания таблицы исчезают, доска становится пустой.
Вводная часть |
|
Задачи |
Содержание |
организовать детей, собрать и активизировать внимание у детей, вызвать у них интерес к занятию, создать бодрое настроение |
строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки на двух и одной ноге на месте и с продвижением и т.д. |
Основная часть |
|
Задачи |
Содержание |
формировать двигательные навыки и умения, развивать физические качества |
общеразвивающие упражнения, основные движения (бег, прыжки, метание, лазанье и др.), игры большой подвижности, игры-эстафеты |
Заключительная часть |
|
Задачи |
Содержание |
снизить физическую нагрузку, привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение |
ходьба, бег в среднем темпе, элементы танцев, общеразвивающие упражнения для плечевого пояса, подвижные игры спокойного характера |
Решение жюри
Задание 4
«Конкурс капитанов»
1 задание:
Вопрос капитану первой команды:
В каких народных играх используется палочка (флажок)?
Вопрос капитану второй команды:
В каких народных играх используется мяч?
2-е задание:
Кто больше назовет считалок
3-е задание:
Командам предлагается вспомнить пальчиковую игру и физминутку и провести их.
Решение жюри
Задание 5
Методика обучения общеразвивающим упражнениям детей младшего и старшего дошкольного возраста
Основные педагогические приёмы обучения общеразвивающим упражнениям для любой возрастной группы это:
1) построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений;
2) раздача пособий;
3) способы подачи упражнений;
4) контроль за ходом выполнения упражнений.
Командам предлагается определить методику обучения общеразвивающим упражнениям младших и старших дошкольников. При правильном выполнении задания таблицы исчезают, доска становится пустой.
Построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений |
Общеразвивающие упражнения выполняют вместе с воспитателем. Первый этап - дети размещаются на площадке хаотично. Нужно одновременно видеть всех детей, поэтому воспитатель должен стоять у короткой стороны площадки лицом к детям. В последующем, когда дети строятся для упражнения в круг, воспитатель становится вместе с детьми по кругу, а не в центре. Чтобы все дети хорошо видели лицо воспитателя, он должен периодически перемещаться по кругу. |
Построение в звенья проводится перестроением через середину площадки по три. В таком варианте каждый ребенок активен, вынужден быстро ориентироваться в пространстве, а не идти пассивно за звеньевым. Для выполнения упражнений в парах дети перестраиваются через середину по два или по четыре. В последнем случае целесообразно применить дробление и сведение. Используется также построение шеренгами, в шахматном порядке, концентрическими кругами, а в природных условиях и хаотично. |
|
Раздача пособий |
На первом этапе воспитатель сам раздает кубики, погремушки и другие предметы, положенные для удобства в открытую коробку. Экономя время, и одновременно приучая детей ходить по большому кругу, можно предварительно разложить предметы по кругу. После окончания упражнений дети сами положат их в коробку. Пособия целесообразно разместить по ходу движения детей справа - на скамейке, стоящих в ряд стульях и т.д. |
Пособия разбираются детьми, как правило, по ходу, хотя возможны и другие варианты. Например, построившимся на упражнения детям воспитатель объявляет, что они будут выполнять упражнения с разными предметами и каждый может взять себе, что хочет (палку, мяч, обруч, флажки и др.). Звенья рассыпаются на короткое время, а потом каждый становится на свое место. |
|
Способы подачи упражнений |
Общеразвивающие упражнения выполняют вместе с воспитателем. В этом возрасте не используется предварительный показ общеразвивающих упражнений: импульсивные малыши не умеют ждать. Выразительное называние каждого упражнения помогает детям понять и запомнить выполняемое действие. |
При разучивании общеразвивающих упражнений, как правило, имеет место предварительный показ в сочетании с объяснением. Порядок действий воспитателя: а) назвать упражнение (это обеспечивает психологическую готовность к действиям); б) показать упражнение, сопровождая показ объяснением; в) подготовить детей к выполнению, называя детали исходного положения; г) обеспечить одновременное начало выполнения, командой "начи-най"; д) воспитатель начинает упражнение вместе с детьми, а после 2 - 3 повторений дети продолжают самостоятельно; е) дошкольники должны одновременно закончить упражнения, для чего необходимо сделать акцент на счете "два" (раз, ДВА, три, закончили) при последнем повторении упражнения. Стимулируя детскую изобретательность, можно использовать показ упражнений детьми.
|
|
Контроль за ходом выполнения упражнений |
Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений. Словесные комментарии педагога - подсказки, советы, указания, оценки должны вписываться в ритм и темп упражнения. Иногда бывает необходимо помочь ребенку действием - поправить, поддержать. Воспитатель должен уметь это, не прерывая и не останавливая остальных детей. |
Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений. Словесные комментарии педагога - подсказки, советы, указания, оценки должны вписываться в ритм и темп упражнения. Иногда бывает необходимо помочь ребенку действием - поправить, поддержать. Воспитатель должен уметь это, не прерывая и не останавливая остальных детей. |
Решение жюри
Задание 6
Загадки
Командам необходимо подобрать название определению. При правильном выполнении задания таблицы исчезают, доска становится пустой.
Циклическое движение. В результате закономерного повторения одних и тех же действий происходит чередование напряжения и расслабления мышц. Что это? (Ходьба)
Совершается перекатом с пятки на носок, положение туловища ненапряженное, плечи слегка отведены назад, живот подтянут, движения рук и ног согласуются по принципу перекрестной координации, темп движения средний, направление - по прямой. (Обычная ходьба)
Циклическое движение, отличается темпом, и наличием фазы "полета" (Бег)
Циклическое движение, отличается темпом, и наличием фазы "полета", а также требует энергичного отталкивания, характерны стремительность и энергичные движения руками. (Бег широким шагом)
Стремительное движение в прямом направлении чередуется с резким торможением на поворотах и требует устойчивости и волевых усилий. (Челночный бег)
Решение жюри
Задание 7
Методика организации и проведения подвижных игр в разных возрастных группах детского сада
Командам предлагается заполнить таблицу по возрастам: ясли-младшая-средняя; старшая-подготовительная.
Выбор игры |
||
- фактор: возраст, сезон, погодные условия, тематика, содержание, температурный режим. - место проведения: помещение, на свежем воздухе. – двигательная задача: Прыжки с разбега («Волк во рву»).
|
||
Подготовка к игре |
||
подготовка педагога – сделать разметку, выбрать цель, собрать детей на том месте, где начинается игра, способ сбора детей, выделить правила игры. подготовка детей –познакомить с новыми понятиями; использовать чтение сказок, художественной литературы. подготовка места – игрушки, атрибуты, предметы – подбор. условия проведения – соблюдение санитарно – гигиенических норм, проветривание.
|
||
Сбор детей на игру – он занимает 1-2 мин. |
||
младший дошкольный возраст |
средний дошкольный возраст |
старший дошкольный возраст |
педагог сам собирает детей |
педагог использует «зазывалку» |
использование зазывалок лидером группы |
Способ создания интереса к игре |
||
младший дошкольный возраст |
средний дошкольный возраст |
старший дошкольный возраст |
худ. слово, чтение четверостишия, потешки, песенки, показать игрушку соответствующую содержанию игры, атрибуты, сюжетный рассказ, наблюдение |
те-же приёмы, можно включить загадку по сюжету игры, краткая беседа по сюжету игры.
|
худ.слово, загадка, краткая беседа с опорой на опыт детей (например, серый кот –завелись мышки, что мне делать).
|
Объяснение игры: |
||
младший дошкольный возраст |
средний дошкольный возраст |
старший дошкольный возраст |
поэтапно, осуществляется по ходу игры |
частичное объяснение сути через образный рассказ, остальное по ходу игры |
предварительное объяснение от начала до конца- а) кратко, чётко сформулировать суть игры; б) последовательно объяснить действия и все правила |
Руководство игрой |
||
младший дошкольный возраст |
средний дошкольный возраст |
старший дошкольный возраст |
прямое, педагог участвует в игре от начала до конца. |
как прямое, так и косвенное – в знакомых играх – играть учат самостоятельно, новая подвижная игра-прямое руководство |
преобладает косвенное, исключение, если новая, разучивание текста, нехватка пары. Текст разучивается по ходу игры, новые игры разучиваются на первой прогулке |
Анализ подвижной игры |
||
младший дошкольный возраст |
средний дошкольный возраст |
старший дошкольный возраст |
Только поощряем, в анализе подчеркнуть движение, рефлексия – закрепление названия.
|
звучит общая положительная оценка, все молодцы, выделяем тех детей, кто правильно выполнял движения и поддерживаем тех, кто не очень выполнял движения. Рефлексия – обязательна элемент математики – присутствует. |
элемент математики входит точно дать характеристику выполнению правил, двигательным действиям. Дать возможность высказаться детям. |
Задание жюри: игра «Ловишки» (изменение, усложнение по возрастам)
Решение жюри
Ведущий:
Последний вид соревнований,
Мы завершили
И сейчас
Итог всех наших состязаний,
Пусть судьи доведут до нас.
Решение жюри
Ведущий. Подведение итогов игры и практикума.
Список литературы и интернет-источников
1. https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/download/5518/
3. https://studfile.net/preview/7004287/page:25/
4. https://studfile.net/preview/2230145/page:13/
6