Практикум для учащихся 6 класса на тему «Правила поведения»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Степановская средняя общеобразовательная школа имени Н.К Иванова Костромской области
Практикум
« Правила поведения».
Разработала
Акатова Ирина Анатольевна д. Степаново
Цели: развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета; усвоение учащимися основных норм поведения в кинотеатре, в транспорте, в гостях, в кафе, в картинной галерее, в магазине.
Подготовительная работа:
Предложить учащимся прочитать книги о культуре поведения.
Создать инициативную группу, которая готовит:
-
две команды для интеллектуальной игры с выбором капитанов команд,
выступления учащихся, читающих наизусть стихи Г. Остера,
инсценировки-миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правила этикета,
цветные жетоны из бумаги (картона), которые будут выдаваться учащимся, формулирующим правила поведения в ходе практикума из зрительного зала и разноцветные блоки пирамид,
выбирают ведущего.
Оснащение: листы, на которых написаны правила, разноцветные блоки пирамид, названия секторов и номера вопросов, цветные жетоны для зрительного зала.
Ход практикума.
Ведущий - Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о важном составляющем нашего общения друг с другом, о правилах этикета. А сделаем мы это с помощью двух команд, которые будут соревноваться в знаниях современного этикета, правил и манер общения. Игра наша будет называться «пирамида». Итак, дорогие друзья, прежде чем мы начнём нашу игру, позвольте немного предыстории:
- Что же подразумевает понятие «этикет»? За словом «этикет» скрывается благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, независимо от их социального и должностного положения, учтивое обращение с женщинами, почтительное отношение к старшим. Этикет включает формы обращений, приветствий, представлений, правил ведения беседы, спора, поведения за столом, обхождения с гостями, требования, предъявляемые к одежде человека в зависимости от обстоятельств и многое, многое другое.
- Ну, а теперь команды займут свои места. Вам было дано домашнее задание назвать команду и выбрать капитана.
+ Ответы команд
- С командами познакомились, а теперь необходимо познакомиться с правилами нашей игры. Дорогие друзья, пирамида состоит из блоков. Каждая команда должна выстроить пирамиду как можно выше, получая за каждый правильный ответ блок и прикрепляя его к магнитной доске. Выигрывает та команда, у которой пирамида выше.
- Посмотрите на доску, на ней вы видите секторы под общим названием «Как себя вести»
В кинотеатре
В транспорте
В гостях
- В секторе «В магазине», «В кафе», «В театре», «В картинной галерее» по три вопроса. Команды по очереди могут выбирать любой сектор и номер вопроса. Отвечая правильно на вопрос, вы получаете возможность прикрепить один блок пирамиды. Если команда в течении 30 секунд не даёт ответа или даёт неправильный ответ, вопрос переходит к команде соперников. Это первый шаг постройки пирамиды. Если команды выбирают сектора «В транспорте», «В кинотеатре», «В гостях», то предлагается командам посмотреть инсценированные ситуации, найти все ошибки в этикете и исправить их, сформулировать грамотно правила поведения. За каждое грамотно сформулированное правило команда поднимается на один блок пирамиды. Если обе команды дают неправильный ответ, то вопрос переносится в зрительный зал.
В кафе
1 2 3
1) Кто кого должен пропустить: тот кто входит в магазин или тот, кто выходит из магазина? (ответ: надо пропустить того, кто выходит из магазина)
2) Как правильно спросить «Кто последний?» или «Кто крайний?» (ответ: «Кто последний?»)
3) Должен ли мужчина снять головной убор в магазине? (ответ: нет)
В театре
1 2 3
1) Надо ли аплодировать после подъёма занавеса? (ответ: да)
2) Можно ли перекусить попкорном или конфетами во время действия на сцене? (ответ: нет)
3) Можно ли тихо разговаривать во время действия спектакля (ответ: нет)
В кафе
1 2 3
1) Что должен сделать мужчина, пригласивший даму в кафе, подойдя к столику? (ответ: отодвинуть стул и усадить даму)
2) Как правильно обратиться к официанту? (ответ: подать знак рукой)
3) Можно ли разговаривать в кафе? (ответ: разговаривать можно, но тихо)
В картинной галерее
1 2 3
1) Если понравилась картина, следует ли на неё тыкать пальцем или ручкой? (ответ: нет, не следует)
2) Можно ли сделать фото на память в зале? (ответ: только при разрешении администрации)
3) Как вы считаете, можно ли входить с сумкой в картинную галерею? (ответ: можно, если сумка маленькая)
Инсценированные ситуации.
Ведущий объявляет: Сцена в кинотеатре.
Ученик читает стихотворение Г. Остера:
Посещайте почаще
Киношный буфет.
Там пирожные с кремом,
С пузырьками вода,
Как дрова на тарелках
Шоколадки лежат,
И сквозь трубочку можно
Пить молочный коктейль.
На сцене показан условно зрительный зал, стулья стоят в два ряда, на них сидят «зрители». Они внимательно смотрят фильм. Вася Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет своё пирожное на колени одного из зрителей. Добирается до своего места и начинает расспрашивать, что было в начале фильма. Немного посмотрев фильм с шумом развернул шоколадку, которую не торопясь стал жевать. Васечкин захотел пить и стал приглашать товарищей в буфет. Встаёт один и выходит спиной к зрителям.
Найденные ошибки:
Опоздал к началу фильма.
Правило: опаздывать к началу фильма нельзя.
Пробирается между рядами спиной к зрителям.
Правило: между рядами проходят к своему месту, повернувшись лицом к зрителям.
В зал вошёл с пирожным и шоколадкой
Правило: зрители не едят во время просмотра фильма и не создают шум
Отвлекал товарищей во время просмотра фильма
Правило: не мешай зрителям, не отвлекай, не разговаривай
Ушёл до окончания фильма
Правило: нельзя уходить, не дождавшись окончания фильма
В транспорте.
Ведущий объявляет: сцена «В транспорте»
Ученик читает стихотворение Г. Остера
Когда состаришься – ходи
По улице пешком.
Не лезь в автобус, всё равно
Стоять придётся там
И нынче мало дураков,
Чтоб место уступать,
А к тем далёким временам
Не станет их совсем.
На школьной сцене 6 стульев в ряд. В автобусе сидит очень старая женщина. Впереди сидит кондуктор. На остановке в автобус запрыгивает Вася Васечкин и, держа за руку свою подружку, тащит за собой в салон автобуса. Он плюхается на первое сидение и кричит подруге «Анька, находи себе место и оплати проезд». Аня, севшая позади пожилой женщины, будит её и просит передать деньги на билет. На следующей остановке заходит старушка. Васечкин посмотрел на старушку и сделал вид, что не заметил её. Аня встаёт, уступает место старушке, но при этом говорит:
- Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!
Найденные ошибки:
Васечкин не пропустил Аню вперёд.
Правило: мужчина должен пропустить девушку вперёд.
Вася сел на первое сидение и не усадил Аню.
Правило: первое сидение для пожилых людей, детей и инвалидов. Усади сначала свою спутницу, затем только садись сам.
За проезд платит Аня.
Правило: мужчина должен заплатить за проезд
Аня разбудила пожилую женщину.
Правило: Если впереди тебя пожилые люди, то заплати за проезд сам или попроси передать деньги на билет другого пассажира.
Молодой человек не уступил место старушке
Правило: молодые люди должны в автобусе уступать место пожилым людям
Аня оговорила пожилого человека
Правило: если уступаешь место, то надо сказать «Садитесь, пожалуйста».
В гостях.
Ведущий объявляет «День рождения».
Ученик читает стихотворение Г. Остера.
Если друг на день рождение
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома –
Пригодиться самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай
Ты во время разговора
Вдвое больше съешь конфет
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье
Трудно будет вынимать.
Ведущий объявляет «Васечкин принимает гостей».
На школьной сцене стоит стол с букетом цветов, стулья. У Васечкина день рождения, он расставляет стулья для гостей. Стучат. Вася просит бабушку открыть дверь. Гость кричит с порога «Здрасьте!» и с расстояния бросает Васечкину мяч: «Держи! Не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?» Снова стучат. Вася обращается к бабушке: «Бабуль, принимай гостей, а я пока с Сашкой поговорю». Оттеснив бабушку, гости хором кричат: «Поздравляем!». Васечкин подходит к гостям, берёт подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и обращается к бабушке «Все собрались. Можно подавать на стол».
Найденные ошибки:
Подарок первый гость бросил с расстояния.
Правило: подарок нужно вручить, подойдя к имениннику
Гость напоминает о потере предыдущего подарка
Правило: никогда не напоминай о предыдущем подарке
Васечкин посылает открывать дверь бабушку.
Правило: именинник должен сам встречать гостей
Вася не смотрит подарок, бросает его на стул.
Правило: разверни подарок, посмотри и поблагодари гостей
Васечкин должен предложить помочь бабушке подавать на стол и передоложить гостям занять места за столом.
Ведущий.
- А сейчас немножко отдохнём и вспомним «волшебные слова, которые все мы знаем с самого детства. Я буду начинать читать предложение, а вы заканчиваете хором.
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…. (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит…. (добрый день)
3. Если больше есть не в силах, маме скажем мы…. (спасибо)
4. Когда бранят нас за шалости, мы говорим…. (простите пожалуйста)
5. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…. (здравствуйте)
6. И во Франции и в Дании на прощание говорят… (До свидания)
- Следующий этап постройки пирамиды – это отгадать кроссворд: «кто быстрее?»
Вопросы:
Качество, которым непременно, должен обладать каждый человек, особенно мужчина? (обходительность)
Человек, незнающий элементарных правил поведения. (невежа)
Что в переводе с французского означает «изысканная вежливость»? (галантность)
Эти люди принадлежат к особому «ордену», существующему в средние века, человек такого «ордена» отличался чрезвычайной вежливостью, справедливостью, честью. (рыцарь)
Чем зрители поощряют понравившийся концертный номер? (аплодисменты)
Привлекательный ярлык на каком-либо товаре. (этикетка)
Отгадав полностью кроссворд, команда получат право достроить пирамиду на два блока.
Завершающий этап игры.
«Конкурс капитанов»
Задание.
Перед капитанами лежат тарелки, вилки, ножи, ложки. Задача: правильно разложить приборы.
Пригласить даму на танец и как можно элегантнее.
За каждое правильное выполненное задание капитаны получают по два блока.Все правила вывешиваются на ватманах на доску. Подводятся итоги игры. Каждому ученику вручаются буклеты, напоминающие о правилах поведения.
Анна Александровна Устименко