Практикум для учащихся 6 класса на тему «Правила поведения»

7
1
Материал опубликован 27 December 2017 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение Степановская средняя общеобразовательная школа имени Н.К Иванова Костромской области

Практикум

« Правила поведения».

Разработала

 

Акатова Ирина Анатольевна д. Степаново 

Цели: развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета; усвоение учащимися основных норм поведения в кинотеатре, в транспорте, в гостях, в кафе, в картинной галерее, в магазине.

Подготовительная работа:

Предложить учащимся прочитать книги о культуре поведения.

Создать инициативную группу, которая готовит:

  1. две команды для интеллектуальной игры с выбором капитанов команд,

    выступления учащихся, читающих наизусть стихи Г. Остера,

    инсценировки-миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правила этикета,

    цветные жетоны из бумаги (картона), которые будут выдаваться учащимся, формулирующим правила поведения в ходе практикума из зрительного зала и разноцветные блоки пирамид,

    выбирают ведущего.

Оснащение: листы, на которых написаны правила, разноцветные блоки пирамид, названия секторов и номера вопросов, цветные жетоны для зрительного зала.

Ход практикума.

Ведущий - Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о важном составляющем нашего общения друг с другом, о правилах этикета. А сделаем мы это с помощью двух команд, которые будут соревноваться в знаниях современного этикета, правил и манер общения. Игра наша будет называться «пирамида». Итак, дорогие друзья, прежде чем мы начнём нашу игру, позвольте немного предыстории:

- Что же подразумевает понятие «этикет»? За словом «этикет» скрывается благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, независимо от их социального и должностного положения, учтивое обращение с женщинами, почтительное отношение к старшим. Этикет включает формы обращений, приветствий, представлений, правил ведения беседы, спора, поведения за столом, обхождения с гостями, требования, предъявляемые к одежде человека в зависимости от обстоятельств и многое, многое другое.

- Ну, а теперь команды займут свои места. Вам было дано домашнее задание назвать команду и выбрать капитана.

+ Ответы команд

- С командами познакомились, а теперь необходимо познакомиться с правилами нашей игры. Дорогие друзья, пирамида состоит из блоков. Каждая команда должна выстроить пирамиду как можно выше, получая за каждый правильный ответ блок и прикрепляя его к магнитной доске. Выигрывает та команда, у которой пирамида выше.

- Посмотрите на доску, на ней вы видите секторы под общим названием «Как себя вести»

 

В кинотеатре

В транспорте

В гостях

 

 

 

- В секторе «В магазине», «В кафе», «В театре», «В картинной галерее» по три вопроса. Команды по очереди могут выбирать любой сектор и номер вопроса. Отвечая правильно на вопрос, вы получаете возможность прикрепить один блок пирамиды. Если команда в течении 30 секунд не даёт ответа или даёт неправильный ответ, вопрос переходит к команде соперников. Это первый шаг постройки пирамиды. Если команды выбирают сектора «В транспорте», «В кинотеатре», «В гостях», то предлагается командам посмотреть инсценированные ситуации, найти все ошибки в этикете и исправить их, сформулировать грамотно правила поведения. За каждое грамотно сформулированное правило команда поднимается на один блок пирамиды. Если обе команды дают неправильный ответ, то вопрос переносится в зрительный зал.

 

В кафе

1 2 3

 

1) Кто кого должен пропустить: тот кто входит в магазин или тот, кто выходит из магазина? (ответ: надо пропустить того, кто выходит из магазина)

2) Как правильно спросить «Кто последний?» или «Кто крайний?» (ответ: «Кто последний?»)

3) Должен ли мужчина снять головной убор в магазине? (ответ: нет)

 

В театре

 

 

 

 

1 2 3

1) Надо ли аплодировать после подъёма занавеса? (ответ: да)

2) Можно ли перекусить попкорном или конфетами во время действия на сцене? (ответ: нет)

3) Можно ли тихо разговаривать во время действия спектакля (ответ: нет)

 

В кафе

 

 

 

 

1 2 3

1) Что должен сделать мужчина, пригласивший даму в кафе, подойдя к столику? (ответ: отодвинуть стул и усадить даму)

2) Как правильно обратиться к официанту? (ответ: подать знак рукой)

3) Можно ли разговаривать в кафе? (ответ: разговаривать можно, но тихо)

 

В картинной галерее

 

 

 

1 2 3

1) Если понравилась картина, следует ли на неё тыкать пальцем или ручкой? (ответ: нет, не следует)

2) Можно ли сделать фото на память в зале? (ответ: только при разрешении администрации)

3) Как вы считаете, можно ли входить с сумкой в картинную галерею? (ответ: можно, если сумка маленькая)

Инсценированные ситуации.

Ведущий объявляет: Сцена в кинотеатре.

Ученик читает стихотворение Г. Остера:

Посещайте почаще

Киношный буфет.

Там пирожные с кремом,

С пузырьками вода,

Как дрова на тарелках

Шоколадки лежат,

И сквозь трубочку можно

Пить молочный коктейль.

На сцене показан условно зрительный зал, стулья стоят в два ряда, на них сидят «зрители». Они внимательно смотрят фильм. Вася Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет своё пирожное на колени одного из зрителей. Добирается до своего места и начинает расспрашивать, что было в начале фильма. Немного посмотрев фильм с шумом развернул шоколадку, которую не торопясь стал жевать. Васечкин захотел пить и стал приглашать товарищей в буфет. Встаёт один и выходит спиной к зрителям.

Найденные ошибки:

Опоздал к началу фильма.

Правило: опаздывать к началу фильма нельзя.

Пробирается между рядами спиной к зрителям.

Правило: между рядами проходят к своему месту, повернувшись лицом к зрителям.

В зал вошёл с пирожным и шоколадкой

Правило: зрители не едят во время просмотра фильма и не создают шум

Отвлекал товарищей во время просмотра фильма

Правило: не мешай зрителям, не отвлекай, не разговаривай

Ушёл до окончания фильма

Правило: нельзя уходить, не дождавшись окончания фильма

В транспорте.

Ведущий объявляет: сцена «В транспорте»

Ученик читает стихотворение Г. Остера

Когда состаришься – ходи

По улице пешком.

Не лезь в автобус, всё равно

Стоять придётся там

И нынче мало дураков,

Чтоб место уступать,

А к тем далёким временам

Не станет их совсем.

На школьной сцене 6 стульев в ряд. В автобусе сидит очень старая женщина. Впереди сидит кондуктор. На остановке в автобус запрыгивает Вася Васечкин и, держа за руку свою подружку, тащит за собой в салон автобуса. Он плюхается на первое сидение и кричит подруге «Анька, находи себе место и оплати проезд». Аня, севшая позади пожилой женщины, будит её и просит передать деньги на билет. На следующей остановке заходит старушка. Васечкин посмотрел на старушку и сделал вид, что не заметил её. Аня встаёт, уступает место старушке, но при этом говорит:

- Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!

Найденные ошибки:

Васечкин не пропустил Аню вперёд.

Правило: мужчина должен пропустить девушку вперёд.

Вася сел на первое сидение и не усадил Аню.

Правило: первое сидение для пожилых людей, детей и инвалидов. Усади сначала свою спутницу, затем только садись сам.

За проезд платит Аня.

Правило: мужчина должен заплатить за проезд

Аня разбудила пожилую женщину.

Правило: Если впереди тебя пожилые люди, то заплати за проезд сам или попроси передать деньги на билет другого пассажира.

Молодой человек не уступил место старушке

Правило: молодые люди должны в автобусе уступать место пожилым людям

Аня оговорила пожилого человека

Правило: если уступаешь место, то надо сказать «Садитесь, пожалуйста».

В гостях.

Ведущий объявляет «День рождения».

Ученик читает стихотворение Г. Остера.

Если друг на день рождение

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома –

Пригодиться самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай

Ты во время разговора

Вдвое больше съешь конфет

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье

Трудно будет вынимать.

Ведущий объявляет «Васечкин принимает гостей».

На школьной сцене стоит стол с букетом цветов, стулья. У Васечкина день рождения, он расставляет стулья для гостей. Стучат. Вася просит бабушку открыть дверь. Гость кричит с порога «Здрасьте!» и с расстояния бросает Васечкину мяч: «Держи! Не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?» Снова стучат. Вася обращается к бабушке: «Бабуль, принимай гостей, а я пока с Сашкой поговорю». Оттеснив бабушку, гости хором кричат: «Поздравляем!». Васечкин подходит к гостям, берёт подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и обращается к бабушке «Все собрались. Можно подавать на стол».

Найденные ошибки:

Подарок первый гость бросил с расстояния.

Правило: подарок нужно вручить, подойдя к имениннику

Гость напоминает о потере предыдущего подарка

Правило: никогда не напоминай о предыдущем подарке

Васечкин посылает открывать дверь бабушку.

Правило: именинник должен сам встречать гостей

Вася не смотрит подарок, бросает его на стул.

Правило: разверни подарок, посмотри и поблагодари гостей

Васечкин должен предложить помочь бабушке подавать на стол и передоложить гостям занять места за столом.

Ведущий.

- А сейчас немножко отдохнём и вспомним «волшебные слова, которые все мы знаем с самого детства. Я буду начинать читать предложение, а вы заканчиваете хором.

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…. (спасибо)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит…. (добрый день)

3. Если больше есть не в силах, маме скажем мы…. (спасибо)

4. Когда бранят нас за шалости, мы говорим…. (простите пожалуйста)

5. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…. (здравствуйте)

6. И во Франции и в Дании на прощание говорят… (До свидания)

- Следующий этап постройки пирамиды – это отгадать кроссворд: «кто быстрее?»

Вопросы:

Качество, которым непременно, должен обладать каждый человек, особенно мужчина? (обходительность)

Человек, незнающий элементарных правил поведения. (невежа)

Что в переводе с французского означает «изысканная вежливость»? (галантность)

Эти люди принадлежат к особому «ордену», существующему в средние века, человек такого «ордена» отличался чрезвычайной вежливостью, справедливостью, честью. (рыцарь)

Чем зрители поощряют понравившийся концертный номер? (аплодисменты)

Привлекательный ярлык на каком-либо товаре. (этикетка)

Отгадав полностью кроссворд, команда получат право достроить пирамиду на два блока.

Завершающий этап игры.

«Конкурс капитанов»

Задание.

Перед капитанами лежат тарелки, вилки, ножи, ложки. Задача: правильно разложить приборы.

Пригласить даму на танец и как можно элегантнее.

За каждое правильное выполненное задание капитаны получают по два блока.Все правила вывешиваются на ватманах на доску. Подводятся итоги игры. Каждому ученику вручаются буклеты, напоминающие о правилах поведения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересно, а главное -актуально!

20 January 2018