Занятие для обучающихся 5 класса «Правила поведения на уроке»
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Управление образования администрации Старобешевского района
Раздольненская общеобразовательная школа I-III ступеней
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
занятия по теме: «Правила поведения на уроке»
из цикла занятий: «Советы психолога: учимся учиться»
(для обучающихся 5 класса)
Подготовила: Соколова А.М., практический психолог школы.
с.Раздольное
2017 г.
Переход к обучению в основной школе – это не только переход к следующему возрастному периоду: пятиклассники сталкиваются с новыми условиями обучения и воспитания, которые влияют на изменения в их поведении, приводят к некоторому снижению работоспособности, вызывают определенные трудности в учении, что, в свою очередь, приводит к падению успеваемости. Одной из причин этих трудностей является несформированность общеучебных и специальных умений и навыков, развитие некоторых из них и является целью комплекса занятий под общим названием «Советы психолога: учимся учиться». Предлагаемая методическая разработка начинает этот цикл.
Тема: «Правила поведения на уроке».
Цель: оказание помощи обучающимся в осознании правил работы на уроке и воспитание у них сознательной учебной дисциплины.
Задачи:
развитие у пятиклассников навыков самооценки и самоанализа (рефлексия, экспресс-опрос);
формирование у обучающихся коммуникативных навыков и умений;
оказание помощи в развитии умения школьников формулировать свои ответы грамотно, четко и точно.
Оборудование:
листы бумаги формата А-4;
цветные карандаши;
ручки;
рабочая тетрадь или блокнот для записей;
плакат «Правила работы на уроке»
Ход проведения:
Вступительное слово психолога: знакомство с темой, целью и задачами цикла занятий в целом и конкретно сегодняшнего занятия (3-5 минут).
Упражнение «Рефлексия настроения».
Время выполнения – 10 минут.
Психолог предлагает детям подумать о себе и попытаться понять, какое у них настроение в данный момент. Далее он просит их нарисовать на листе бумаги свое настроение:
Солнышко – хорошее настроение.
Радуга – очень хорошее настроение.
Облачко – ни хорошее, ни плохое.
Дождик – плохое.
По окончании выполнения упражнения – презентация детских рисунков (по желанию детей – с пояснениями или комментариями).
Упражнение «Правила поведения на уроке».
Время выполнения – 25 минут.
Психолог вывешивает плакат «Правила поведения на уроке»:
- Будь подготовленным.
- Работай на уроке.
- Уважай окружающих.
Детям предлагается подумать и объяснить, как они понимают первое правило. Свои ответы дети могут записывать в тетради (блокноте) или высказывать с места. В первом варианте дети сами зачитывают записи, во втором случае психолог фиксирует их на доске.
(Примерные ответы: я подготовлен, когда вовремя захожу на урок (по звонку); когда к началу урока на парте есть все необходимое для работы и нет ничего лишнего; когда прихожу на урок с выполненным домашним заданием.)
После обсуждения первого правила психолог предлагает пятиклассникам стать в круг и самостоятельно оценить, как они работают на уроках: если ребенок хочет ответить на предложенное психологом утверждение «да», он поднимает большой палец руки вверх; «нет» - большой палец опускает вниз; «иногда» - демонстрирует открытую ладонь.
Утверждения для самооценивания:
Я на уроке внимательно слушаю учителя, и отвечаю на его вопросы.
Я на уроке работаю вместе с классом.
Я хорошо выполняю работу в классе.
Аналогично проводится экспресс-опрос по правилу «Уважай окружающих».
Утверждения для самооценивания:
Я не разговариваю на уроке на посторонние темы.
Я не мешаю учиться другим.
Я бережно отношусь к школьному имуществу и учебникам.
Я прислушиваюсь к мнению других.
Обсуждение. Психолог предлагает детям ответить на вопрос: «Какие правила трудно выполнять лично тебе?»
Задание на дом (2-3 минуты): ежедневно тренироваться в соблюдении правил поведения на уроке. Психолог также предлагает детям подумать о том, как это помогает им в учебе.
Упражнение «Улыбка на прощание». Время выполнения – 3-5 минут. Дети становятся в круг, берутся за руки и под песню «Улыбка» (слова М.Пляцковского, музыка В.Шаинского) передают по кругу свою улыбку сначала соседу справа, затем, получив «свою» улыбку назад, - соседу слева.
Приложение.
Примерная тематика занятий
из цикла «Советы психолога: учимся учиться»
«Правила поведения на уроке».
«Кто такая Мнемозина?»
«Тренируем память».
«Секреты запоминания и заучивания стихотворений».
«Учимся быть внимательными».
«Развитие навыков понимания и запоминания учебных текстов».
«Интерактивные приемы работы с учебным текстом».
«Формируем мыслительные операции и действия».
«Как работать над сочинением».
«Узелки на память» или Что поможет вам учиться»