12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ата-киши Абдула-заде Ильяна Залумовна25
Учитель истории и обществознания Школа МБОУ №10
Россия, Дагестан респ., Махачкала

Открытый урок "Права человека" (5-й класс)

Цели: Познакомить учащихся с термином «права человека», со структурой Всемирной Декларации прав человека, его назначением, в игровой форме познакомить с отдельными статьями Конвенции о правах ребенка; продолжить работу по формированию чувства собственной значимости и ценности, достоинства ребенка как человека своей страны, воспитание гражданского самосознания.

Ход мероприятия

1. Беседа.

– Когда-то в нашей стране жил удивительный человек, звали его Андрей Платонов. Он писал веселые и грустные рассказы, повести о том, как живет человек на земле, что берет у земли и что ей дает.

Этот удивительный писатель сказал: «Без меня человечество не полно». Я предлагаю вам подумать над этими словами Андрея Платонова. Как вы думаете, что он хотел сказать этими словами. Как вы понимаете эту мысль?

Я один из тех, из кого состоит человечество, и если меня нет, оно, человечество, уже не полно.

Открывается плакат с большим кругом.

Представьте, что большой круг – это человечество, а каждый кружочек внутри круга- отдельно взятый человек. Представили? А теперь закроем один кружочек. Он пропал. Его нет. Место пропавшего кружочка пусто, так? А если мы поставим на это место другой кружочек? Почему что-то не то?

Мы помним, что на нашем плакате каждый маленький кружочек- это человек. Следовательно, каждый из нас – один из тех, кто составляет человечество. Правда, здорово? И если всего лишь один человек пропадет, то человечество уже не полно.

А как вы думаете, хорошее оно, человечество?

Отчего зависит, хорошее человечество или плохое?

Это зависит от того , каков я и каков каждый из нас, таково и человечество

Значит, чтобы человечество было хорошим, нужно, чтобы каждый из нас был хорошим. Так ?

2. Игры «Кто я?», «Какой я?»

– А сейчас поиграем в две небольшие игры. Сначала мы проведем разминочную игру «Знакомство» или «Кто я?»

Кто я?

 

Что люблю?

 

Чем горжусь?

 

Моя мечта.

 



Сейчас поиграем в игру «Какой я?». Это очень простая игра, и вы все с успехом справитесь с ее правилами.(Учитель раздает ребятам заготовки человечков, просит приготовить цветные карандаши: красный и синий).

Итак, я буду называть качества характера, и если вы считаете, что обладаете этим качеством, то красным карандашом рисуете кружочек на туловище человечка, а если нет, то синим цветом, понятно? Приготовились, начали: добрый. Щедрый, трудолюбивый, доброжелательный, честный, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, ласковый, предупредительный, вежливый. исполнительный, чуткий, спортивный, отзывчивый, гордый, дисциплинированный…(ученики ставят на человечке синий кружок ,если думают, что такого качества у него нет, и красный, если предполагают, что обладают названным качеством).

3. Вывод по играм

Теперь посмотрим на своего человечка. Видите, какой пестрый получился портрет вашего характера. А почему?

В каждом человеке есть хорошие и плохие черты. Конечно нужно стремиться к тому, чтобы исправлять отрицательные качества и развивать положительные, хорошие. Надо стремиться к тому, чтобы человечек состоял из красных кружочков, согласны? Очень приятно, что всем хочется быть хорошими. А что, по-вашему, для этого нужно?

Знать, что хорошо, а что плохо.

Знать о том, как вести себя.

Знать, как воспитывать в себе хорошие черты.

4. Что такое «права человека»

– А теперь дорисуйте человечку рожицу. Посмотрите, одинаковые ли они получились? Все разные.

Все мы разные: у нас разные лица, цвет волос, разные увлечения, разный характер…Но нет ли чего-то общего, что нас объединяет?

Мы – дети своих мам и пап;

Мы – ученики;

На улице мы – пешеходы;

В театре – зрители;

А еще все мы имеем права.

Посмотрите на слайд. Вы наверное догадались О чём мы сегодня будем говорить? (О правах человека.)

Попытаемся ответить на вопрос, что такое права человека. (Ответы учеников)

- Что такое право? (Выслушиваю ответы детей.)

Обобщим наши ответы. Посмотрите на таблицу. (Работа по таблице «Права человека)

Что такое

права

человека

Совокупность правил, без которых он не может существовать

Совокупность представлений о достойном положении человека

Справедливые притязания людей по отношению друг к другу и государству

Посмотрим, как определяется термин права человека в словаре (см. словарь).

Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе

- В каком документе записаны права граждан Российской Федерации? (В Конституции.)

- Сколько лет исполнилось в этом году нашей Конституции? (25 лет)

- Как вы думаете, только ли в нашей стране люди имеют права? (ответы детей)

- Что ещё вы прочитали на слайде? (ответы детей)

Организация Объединенных Наций является уникальной международной организацией. Она была основана после Второй мировой войны представителями 51 страны, являвшимися сторонниками курса на поддержание мира и безопасности во всем мире, развитие дружеских отношений между странами и оказание содействия социальному прогрессу, улучшение условий жизни и положения дел в области прав человека.

ООН преследует следующие цели:

поддержание мира и безопасности на планете;

развитие дружественных отношений между странами;

сотрудничество в разрешении международных проблем и в обеспечении уважения прав человека;

согласование действий разных стран.

ООН осуществлять деятельность по широкому ряду вопросов через Генеральную Ассамблею. Это совещательный орган из представителей 193 стран, которые высказывают свою точку зрения по разным международным вопросам и принимают решения. Эти решения обязаны выполнять все руководители стран мира и граждане этих стран.

5. Слово учителя о Всемирной Декларации по правам человека и по Конвенции о правах ребенка

10 декабря исполнилось 70 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашены основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека.

Декларация прав

человека

10 декабря 1948 года

Содержит 30 статей

1966
Международный пакт о гражданских и политических правах

1966
международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Конвенция против пыток и других бесчеловечных видах обращения и наказания

Конвенция о правах ребенка (намерения) 54 статьи Ратифицирована Россией в 1991 году

Слайд № 2.

- Что такое декларация? Декларация – это основные принципы, к которым стремится государство.

Состоит декларация из 30 статей.

Перед вами декларация прав человека

Международный билль о правах

Какие основные права записаны в Декларации прав человека?

Право на жизнь;

Право на жилище;

Право на образование;

Равенство перед законом;

Свобода совести и вероисповедания;

Равенство прав мужчин и женщин;

Неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны;

Право избирать и быть избранным;

Право на неприкосновенность жилища.

Вся философия прав человека основана на несомненной ценности. Эта ценность – человек.

Права человека – защита справедливости и человеческого достоинства.

Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанности государства охранять наши права.

Права человека естественны, они неприкосновенны, принадлежат человеку от рождения только потому. Что он – человек. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования.

Права взаимосвязаны и взаимозависимы. Они универсальны, то есть применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.

Международные документы, закрепляющие важнейшие права и свободы человека:

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) - состоит из 30 статей, в которых перечислены основные права;

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., вступил в силу в 1976 г.);

Международный пакт о гражданских и политических пра­вах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., всту­пил в силу в 1976 г.);

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);

Правовой статус человека в нашей стране определяется в Кон­ституции Российской Федерации (гл. 2 «Права и свободы чело­века и гражданина»).


7.Работа в группах со статьми

Права и свободы человека и гражданина по Всеобщей декларации прав человека можно разделить на несколько групп

Группа прав

Права человека

Гражданские (личные)

Все люди рождаются свободными и равными

На жизнь и неприкосновенность личности

На гражданство

На свободу совести

На не вмешательство в личную жизнь

На защиту чести и достоинства

На свободу передвижения

На неприкосновенность жилища

На не вмешательство в личную жизнь

Политические

На управление делами государства

На политические объединения

На политические убеждения

На мирные собрания, шествия, митинги и пикетирования

Экономические

На свободный и безопасный труд

На частную собственность

Социальные

На социальное обеспечение

На достойный уровень жизни

На охрану здоровья

На образование

На отдых и досуг

Культурные

На участие в культурной жизни



А теперь вы должны из декларации прав человека найти соответствующие статьи и заполнить таблицу. Приступайте к работе.

Группа прав

Статьи всеобщей декларации прав человека


Гражданские (личные)




Политические



Экономические



Социальные



Культурные




t1618220899aa.jpg

2. Механизм зашиты и реализации прав и свобод человека и гра­жданина

Но важно не только иметь права. Необходимо уметь их за­щищать.

- Необходимо ли нам обсуждать эту проблему?

(Ответы учеников.)

Вы хорошо понимаете, что грамотного человека в области права достаточно трудно обмануть. В законах закреплены спо­собы защиты прав человека и установлены процедуры, обеспе­чивающие восстановление справедливости и наказание тех, кто нарушает права.

Сегодня вокруг нас достаточно много несправедливости. А как было в давние времена?

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая груп­па получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.

Рабочий материал для первой группы

Из законов Хаммурапи (1750 г. до и. э.)

Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен. Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.

Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку. Если человек вы­бил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб. Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.

Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть со­седи разделят между собой.

Вопросы для первой группы

Справедливы ли эти законы? Свое мнение обоснуйте.

Какие законы, известные вам из курса истории, отражают древний принцип талиона (око за око)?



Рабочий материал для второй группы

Суд древних германцев

Судьи у древних германцев выбирались из богатых и знатных людей, т. е. из «лучших».

Заподозренный в убийстве должен был очиститься от подозрений. Для этого ему было необходимо найти 72 свидетеля, которые поклянутся в его невиновности. Если же такого количества людей он набрать не сумеет, то ему надо пройти следующее испытание - опустить руку в кипящую воду и вытащить кольцо. Если рука заживет за неделю, то Бог показывает невиновность этого человека, а если нет, то он признается виновным и обязан отдать свое имущество.

В случае, если его имущества недостаточно, то он должен был вы полнить старинный обряд: собрать землю из углов своего дома и бросить через плечо на ближайшего родственника. После этого родственник был обязан помочь в выплате долга.

Вопросы для второй группы

-Что вам кажется справедливым в германском суде?

-Что вам кажется несправедливым? Свою позицию аргумен­тируйте.


Рабочий материал для третьей группы
История суда в России

В прошлом многие конфликты разрешались бесхитростно. Истец и ответчик выходили на поляну и в присутствии судей начинали драть­ся. Тот, кто одерживал верх, признавался правым. В Москве, например, такие судебные поединки случались и в XVI в. у Никольских ворот.

Сами понимаете, что правым оказывался обычно тот, у кого боевые навыки были лучше и сил побольше. Впрочем, с определенной поры истцу и ответчику было предоставлено право не сражаться самим, а на­нимать для боя других людей.

Исходы таких поединков со временем стали противоречить представ­лению участников и наблюдателей о справедливости. В конце концов ре­шать, кто прав, а кто виноват, стали специально уполномоченные люди. Чтобы решение спора не зависело от произвола начальника, судьи или любого другого человека, все правила поведения и различные запреты записали, а судей обязали руководствоваться только этими правилами.

Вопросы для третьей группы

Кажутся ли вам подобные способы урегулирования отно­шений справедливыми? Почему?

Какие изменения в правила восстановления справедливо­сти были внесены после XVI в.?

(Проверка выполнения задания.)


Мы выяснили, что древние законы не были справедливыми, в них нередко закреплялось неравное положение людей в об­ществе: за один и тот же поступок следовали разные наказания. На определенном этапе развития общество стало нуждаться в спе­циальных органах, которые должны были защищать права и ин­тересы тех, кто оказался в беде.

Задание: изучите схему и дайте характеристику современной системы защиты прав человека.


t1618220899ab.gif

Как вы думаете есть ли специальный документ, который защищает права детей?

(Ответы детей. да)

Слайд конвенция о правах ребенка



Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Россией в 1991 году. Конвенция обращена ко всем детям до 18 лет, и права детей в ней рассматриваются с точки зрения выполнения четырех основных задач:

выживания;

развития;

защиты;

обеспечения активного участия детей в жизни общества.

А теперь я вам предлагаю просмотреть один ролик

А теперь скажите, какие права, прозвучавшие в ролике относятся непосредственно к вам

Ответы детей ()

Слайд права ребёнка из конвенции





Приложение № 1

Права и свободы человека и гражданина по Всеобщей декларации прав человека можно разделить на несколько групп

Группа прав

Права человека

Гражданские (личные)

Все люди рождаются свободными и равными

На жизнь и неприкосновенность личности

На гражданство

На свободу совести

На не вмешательство в личную жизнь

На защиту чести и достоинства

На свободу передвижения

На неприкосновенность жилища

На не вмешательство в личную жизнь

Политические

На управление делами государства

На политические объединения

На политические убеждения

На мирные собрания, шествия, митинги и пикетирования

Экономические

На свободный и безопасный труд

На частную собственность

Социальные

На социальное обеспечение

На достойный уровень жизни

На охрану здоровья

На образование

На отдых и досуг

Культурные

На участие в культурной жизни





Группа прав

Статьи всеобщей декларации прав человека


Гражданские (личные)




Политические



Экономические



Социальные



Культурные








Приложение № 2

Рабочий материал для первой группы

Из законов Хаммурапи (1750 г. до и. э.)

Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен. Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.

Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку. Если человек вы­бил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб. Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.

Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть со­седи разделят между собой.

Вопросы для первой группы

Справедливы ли эти законы? Свое мнение обоснуйте.

Какие законы, известные вам из курса истории, отражают древний принцип талиона (око за око)?









Рабочий материал для второй группы

Суд древних германцев

Судьи у древних германцев выбирались из богатых и знатных людей, т. е. из «лучших».

Заподозренный в убийстве должен был очиститься от подозрений. Для этого ему было необходимо найти 72 свидетеля, которые поклянутся в его невиновности. Если же такого количества людей он набрать не сумеет, то ему надо пройти следующее испытание - опустить руку в кипящую воду и вытащить кольцо. Если рука заживет за неделю, то Бог показывает невиновность этого человека, а если нет, то он признается виновным и обязан отдать свое имущество.

В случае, если его имущества недостаточно, то он должен был вы полнить старинный обряд: собрать землю из углов своего дома и бросить через плечо на ближайшего родственника. После этого родственник был обязан помочь в выплате долга.

Вопросы для второй группы

-Что вам кажется справедливым в германском суде?

-Что вам кажется несправедливым? Свою позицию аргумен­тируйте.




Рабочий материал для третьей группы
История суда в России

В прошлом многие конфликты разрешались бесхитростно. Истец и ответчик выходили на поляну и в присутствии судей начинали драть­ся. Тот, кто одерживал верх, признавался правым. В Москве, например, такие судебные поединки случались и в XVI в. у Никольских ворот.

Сами понимаете, что правым оказывался обычно тот, у кого боевые навыки были лучше и сил побольше. Впрочем, с определенной поры истцу и ответчику было предоставлено право не сражаться самим, а на­нимать для боя других людей.

Исходы таких поединков со временем стали противоречить представ­лению участников и наблюдателей о справедливости. В конце концов ре­шать, кто прав, а кто виноват, стали специально уполномоченные люди. Чтобы решение спора не зависело от произвола начальника, судьи или любого другого человека, все правила поведения и различные запреты записали, а судей обязали руководствоваться только этими правилами.

Вопросы для третьей группы

Кажутся ли вам подобные способы урегулирования отно­шений справедливыми? Почему?

Какие изменения в правила восстановления справедливо­сти были внесены после XVI в.?



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.