11 класс
ЕГЭ по обществознанию 2016г.
Решение графических задач
№10
Песчанская Л.А. учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ с.Натальин Яр Перелюбского района Саратовской области»
Пособие по подготовке к ЕГЭ по обществознанию для учащихся 10-11 классов, изучающих экономику на базовом уровне
Решение заданий А10
(Экономика. Задание на обращение к социальным реалиям и графической информации)
Пример из Демо - 2015
Можно ли решить А10 интуитивно?
Назовите Ваш вариант ответа. Объясните Ваше решение.
Верно
Закон спроса
Чем выше цена, тем меньше количество спроса
D- линия спроса
Чем ниже цена, тем больше количество спроса
P- цена, Q-количество
Но на изменение количества спроса могут влиять и неценовые факторы.
Влияние цены на изменение количества спроса будет отображаться графиком с изображением одной линии спроса.
Вид сдвига графика спроса при влиянии неценовых факторов
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
Уровень доходов потребителей;
Влияние моды;
Сезонность;
Товары заменители (субституты)
Действия правительства;
Инфляционные ожидания;
Форс-мажорные обстоятельства
Задача 1. На рисунке отражена ситуация на рынке строительных материалов: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P - цена товара, Q - величина спроса)
Изменение спроса может быть вызвано прежде всего:
Ростом числа производителей строительных материалов
Введением нового налога на производителей
Совершенствованием технологии
Ожиданием повышения цен на строительные материалы
Алгоритм рассуждений:
- пункты 1,2,3 характеризуют изменение предложения;
- движение от Q1 – Q2 показывает увеличение величины спроса, что соответствует ситуации под №4.
Изменение спроса может быть вызвано прежде всего:
Ростом числа производителей строительных материалов
Введением нового налога на производителей
Совершенствованием технологии
Ожиданием повышения цен на строительные материалы
Алгоритм рассуждений:
- пункты 1,2,3 характеризуют изменение предложения;
- движение от Q1 – Q2 показывает увеличение величины спроса, что соответствует ситуации под №4.
Изменение спроса может быть вызвано прежде всего:
Ростом числа производителей строительных материалов
Введением нового налога на производителей
Совершенствованием технологии
Ожиданием повышения цен на строительные материалы
Задача 2. На рисунке отражена ситуация на рынке телевизоров: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P-цена товара, Q- величина спроса)
Изменение спроса может быть вызвано прежде всего:
Уменьшением чиста производителей телевизоров
Изменением технологии плазменных экранов
Снижением доходов потребителей
Усилением конкуренции товаропроизводителей
Задача 2. Алгоритм рассуждений:
- пункты 1,2,4 характеризуют изменение предложения;
- движение от Q1 – Q2 показывает уменьшение величины спроса, что соответствует ситуации под №3.
Изменение спроса может быть вызвано прежде всего:
Уменьшением чиста производителей телевизоров
Изменением технологии плазменных экранов
Снижением доходов потребителей
Усилением конкуренции товаропроизводителей
Закон предложения
Чем ниже цена, тем меньше количество предложения
P- цена, Q-количество
Чем выше цена, тем больше количество предложения
Но на изменение количества предложения могут влиять и не ценовые факторы.
Влияние цены на изменение количества предложения будет отображаться графиком с изображением одной линии предложения.
Вид сдвига графика предложения при влиянии неценовых факторов
Неценовые факторы, влияющие на изменение предложения:
Изменение технологий;
Налоги и дотации;
Доступность ресурсов;
Существование товаров заменителей;
Наличие дополняющих товаров(комплементов)
Погодные условия;
Инфляционные ожидания;
Объемы рынка.
Задача 3. На рисунке отражена ситуация на рынке жилья: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P-цена товара, Q- величина спроса)
Это перемещение может быть вызвано прежде всего:
Возросшими требованиями к застройщикам
Ростом доходов населения
Сокращением издержек производства нового жилья
Субсидированием строителей
Задача 3. Алгоритм рассуждений:
- пункт 2 характеризует изменение спроса;
- пункты 3,4 будут увеличивать рост производства;
- движение от Q1 – Q2 показывает уменьшение величины предложения, что соответствует ситуации под №1.
Это перемещение может быть вызвано прежде всего:
Возросшими требованиями к застройщикам
Ростом доходов населения
Сокращением издержек производства нового жилья
Субсидированием строителей
Задача 4. На рисунке отражены изменения, произошедшие с предложением свежевыловленной рыбы: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P-цена товара, Q- величина спроса)
Это перемещение может быть вызвано прежде всего:
Совершенствованием технологии разведения рыбы;
С приближением отпусков работников рыбных хозяйств;
С популяризацией в СМИ блюд из рыбы и изданием книг о здоровой пище;
С повышением цен на другие продукты, содержащие белок.
Задача 4. Алгоритм рассуждений:
- пункт 3,4 - характеризует изменение спроса;
- пункты 2 ведет к спаду производства;
- движение от Q1 – Q2 показывает увеличение количества предложения, что соответствует ситуации под №1.
Это перемещение может быть вызвано прежде всего:
Совершенствованием технологии разведения рыбы;
С приближением отпусков работников рыбных хозяйств;
С популяризацией в СМИ блюд из рыбы и изданием книг о здоровой пище;
С повышением цен на другие продукты, содержащие белок.
Задача 5. На рисунке отражена ситуация на рынке тобачных изделий: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P-цена товара, Q- величина спроса)
Изменение спроса может быть вызвано прежде всего:
Ростом доходов производителей табака;
Изменением предпочтений людей;
Совершенствованием технологии производства табачных изделий;
Усилением конкуренции производителей.
Задача 5. На рисунке отражена ситуация на рынке тобачных изделий: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P-цена товара, Q- величина спроса)
Изменение спроса может быть вызвано прежде всего:
Ростом доходов производителей табака;
Изменением предпочтений людей;
Совершенствованием технологии производства табачных изделий;
Усилением конкуренции производителей.
Задача 4. На рисунке отражены измененияна рынке бытовой химии: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P-цена товара, Q- величина спроса)
Это перемещение может быть вызвано прежде всего:
Слухами о вреде бытовой химии для здоровья;
Наступлением сезона отпусков;
Появлением средств на основе природных компонентов;
Сокращением издержек производства бытовой химии.
Задача 4. На рисунке отражены измененияна рынке бытовой химии: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P-цена товара, Q- величина спроса)
Это перемещение может быть вызвано прежде всего:
Слухами о вреде бытовой химии для здоровья;
Наступлением сезона отпусков;
Появлением средств на основе природных компонентов;
Сокращением издержек производства бытовой химии.
Если Вы не припомните закон спроса и закон предложения, факторы, влияющие на величину спроса и предложения и если Вы не уверенно читаете графики, то…
Следуйте простым рекомендациям
Шаг 1
Определите и подчеркните в формулировке вопроса (А10) о чем идет речь (спрос или предложение).
Вычеркиваем те варианты ответа, которые очевидно указывают на спрос, а не на предложение.
Шаг 2
Определите направление смещения линии
(к 0 (уменьшение) или от 0 (увеличение)
0
Уменьшение
Отмечаем стрелками, к чему ведет вариант ответа ( ↘ - снижение, ↗ - рост)
↘
↗
↗
Шаг 3: рассуждаем!
Раз речь идет об уменьшении, то мы должны отвергнуть те варианты ответа, которые подразумевают увеличение величины предложения, при котором линия бы переместилась в сторону противоположную 0)
0
Уменьшение
Какие варианты ответа отвергаем?
Верный вариант ответа: 2.
Шаг 4
Определите, что изменилось. В данном случае линии параллельны, а это значит, что цена услуги осталось неизменной)
0
Уменьшение
Раз дело не в цене, то какой вариант ответа вычеркиваем?
Тренировка 1.
1. Определяем: спрос или предложение.
2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о спросе.
3. Отвергаем те варианты, которые называют факторы, не отраженные на графике.
Тренировка 2.
0
Уменьшение
1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение.
2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном.
3. Отвергаем те варианты, которые указывают на рост величины предложения.
4. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах.
↘
↗
↗
Тренировка 3.
1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение.
2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном.
3. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах.
0
Уменьшение
↘
↗
↗
Тренировка 4.
1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение.
2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном.
3. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах.
0
Уменьшение
↘
↗
0
Тренировка 5.
1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение.
2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном.
3. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах.
↘
↗
↗
0
Уменьшение
Тренировка 6.
1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение.
2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном.
3. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах.
↘
↗
↗
0
Уменьшение
↗
Тренировка 7.
1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение.
2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном.
3. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах.
↗
0
Увеличение
Тренировка 8.
1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение.
2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном.
3. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах.
↘
↗
0
Уменьшение
↗
Тренировка 9.
1. Определяем: спрос или предложение, уменьшение или увеличение.
2. Отвергаем варианты ответа, которые говорят о противоположном.
3. Отвергаем те варианты, которые говорят о «лишних» для данного графика факторах.
↗
0
Увеличение
↗
В А10 могут быть и другие графики, диаграммы (дерзайте)!
Успеха на экзамене (ЕГЭ 2016)!