Урок обществознания для 10 класса «Человек как духовное существо»
Обществознание 10 А
Человек как духовное существо
Цели урока:
Образовательная: сформировать знания о сущности, значении, необходимости нравственных ориентиров, о мировоззрении, его роли в деятельности человека;
Воспитательная: воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, способствовать выработке умений аргументировано давать моральную оценку событий и делать моральный выбор;
Развивающая: продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока;
Тип урока: изучение нового материала
Средства обучения: «Человек и общество. Обществознание», 10 класс, под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, проектор, компьютер, доска, дополнительные источники
Ход урока
Методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Организационный момент (приветствие, выявить отсутствующих) |
|
Проверка д.з. Целевая установка+ переход к новой теме |
Проверка домашнего задания §3 Вопросы для самопроверки с 6-8. Рассказ -“Науки о человеке” Опрос учащихся по желанию. Какие сферы жизнедеятельности включает в себя общество? Именно с духовной мы и соприкоснемся сегодня чуть ближе. Духовная сфера деятельности человека является самой возвышенной, ибо здесь рождается и реализуется то, что отличает человека от других существ. Это главное отличие сформулировано и в названии параграфа – «Человек как духовное существо». |
Следят за отвечающими, дополняют Экономическую, политическую, социальную, духовную |
Вводная беседа Аналитическая беседа Описание Работа с термином Беседа основанная на л\з Работа с учебником Работа с видео фрагментом Беседа по видеофрагменту Повествование Работа с терминологией Работа в группах Повествование Беседа основанная на л\з Объяснение Беседа по терминологии |
Изучение нового материала Тема нашего урока “Человек как духовное существо ” Слайд.1 Слайд.2 План урока: 1.Духовный мир человека 2.Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы 3. Мировоззрение и его роль в жизни человека. 1. Духовный мир человека Слайд.3Подумайте и скажите, что включает в себя духовная сфера? У этой сферы три главные задачи. Как вы думаете, какие это задачи? Наука призвана открывать новые знания в технической и гуманитарных областях т.е создавать технологии, проекты космических кораблей, описывать законы вселенной и т.д. Образование призвано передавать открытые учёными знания последующим поколениям самым эффективным способом, для чего создаются школы и университеты. Культура призвана создавать ненаучные, а именно художественные ценности, хранить их в библиотеках, музеях, выставлять в галереях. В культуру следует включать и религию, которая выступает основой духовной культуры любого общества. Т.о. Духовная сфера – это одна из важнейших сфер человеческого общества наряду с политической, социальной и экономической. Слайд.4.Что такое духовный мир личности? Как вы думаете, одинаков ли он у всех? Слайд.5 Сегодня говоря о духовном мире, мы имеем виду целостную индивидуальную характеристику определённого человека, основанную на анализе его темперамента, характера, интересов, интеллекта, потребностей, способностей. Слайд 6. Как вы понимаете, человек, у которого высоко разит духовный мир и бездуховен? Ст.36. Слайд.7. Почему опасна бездуховность? Слайд.8. Что значит ориентироваться? Ориентироваться – это умение разбираться в окружающей обстановке, осведомлённость о чём-либо, направленность деятельности. Они выполняют две задачи: Способствуют устойчивому развитию, целостности человеческого общества. направлены на защиту интересов и достоинство каждого человека. Саморегуляция - свойство систем сохранять внутреннюю стабильность на определённом ,относительно постоянном уровне. Слайд. 10-11. И чтобы закрепить, мы с вами ознакомимся с видео фрагментом - притча о гвоздях. Притча о гвоздях. 1.Кто герои этой притчи? 2.Каким человеком был сын? 3.К какой категории людей(добродетельных или порочных) вы отнесёте молодого человека? Почему? 4.Какой способ исправить своего сына был найден отцом? 5.Сколько гвоздей было в столбе забора в первый день? 6.Что произошло с юношей через неделю, ещё спустя некоторое время? Почему? 7.Что имел в виду старик – отец, когда говорил сыну эти слова: «Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется». 8.Избавляясь от гвоздей, от чего ,на самом деле, смог освободиться юноша? Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы Много столетий идут споры о том, каковы люди? Одни утверждают, что человечество - доброе и разумное. Другие считают, что, напротив, главное в людях - ненависть и жестокость. Часто говорят, что бог заложил в души людей только хорошее, а плохое люди сами в себе воспитали. Такие споры идут о морали. Слайд.12. Запомните: моралью называются правила поведения и отношения людей друг к другу. Слайд.13. нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. У животных нет никаких моральных правил. Ведь животные не имеют сознания. А у людей сознание есть, притом очень развитое. Человек способен схитрить, солгать, обидеть и даже убить другого человека. Но если бы сородичи так относились к другу, родовая община распалась бы и все погибли. Правила морали удерживали людей от плохих поступков разрушающих общину. Никто не учит котят повадкам взрослых котов. Все животные с рождения ведут себя так, как велит им инстинкт. А правила поведения людей так не передаются, а …. Каким методом они передаются?. Запомните: правила морали, можно воспитать в человеке только в обществе других людей. Когда старейшины обучали молодых сородичей мифам рода и племени, молодежь узнавала из легенд и песен правила морали, усваивала, как нужно вести себя и как относиться к сородичам. Слайд.14.Задание: ст.37-38.в группах. Как складывалась мораль (или кто устанавливает моральные нормы). Докажите, что моральные нормы вырабатывались тысячелетиями. Что значит категорический императив. Слайд. 15-16 В зависимости от качеств, которыми обладает человек, строится его поведение в той или иной ситуации. Как часто мы видим, что в одной и той же ситуации поведение разных людей различно. В любой ситуации нужно помнить золотое правило нравственности. Это правило появилось еще в первые века до нашей эры. Древние источники передают рассказ о нетерпеливом и любопытствующем молодом человеке, который ходил к мудрецам и просил их изложить содержание священных книг столь сжато, чтобы эту мудрость можно было постичь, стоя на одной ноге. Наконец пришел он с этой просьбой к знаменитому учителю законов Хилону. Тот улыбнулся и ответил: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе!». Это правило и было названо золотым правилом нравственности. Как вы думаете, почему? Слайд. 17-18. Какую роль в нашей жизни играют стыд, совесть и раскаянье? Разбор текста на тему совесть. Совесть – это способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Многие считают, что наличие совести скорее осложняет жизнь, чем способствует достижению успеха. Вы согласны с этим? Итак, совесть – это главный страж и критик всех наших поступков. Оценку самому себе поставить труднее всего. А по каким критериям ставится моральная оценка? Ведь то, по каким моральным правилам живет общество, зависит от национальности, социального положения, религии и даже государства. Вы согласны с этим? Слайд.19-22.Как же дать правильную оценку? Для этого есть ценности, которые называются общечеловеческими. Выполним задание. Вот эти ценности и называются общечеловеческими. Почему мы их так называем? Определение ценности. Эти ценности не меняются на протяжении всей истории человечества. Таким образом, моральная оценка ставится на основании ценностей, по которым живет общество. Слайд. 23.Задание: т.е они для вас будет образцом, которые заслуживают уважения, идеалом. и определение идеал. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в стенах школы, наедине с собой. И мы порой даже сами не замечаем, как делаем этот выбор. Можно сделать вид, что не заметил тяжелую сумку в маминых руках. Можно позволить себе взять самый большой кусок торта, первым втиснуться в автобус, подставить подножку бегущему первокласснику, швырнуть камень в бродячую собаку или котенка, прочитать чужое письмо, не вступиться за товарища и спрятаться за чужую спину. А можно, даже в ущерб себе, поступить честно. Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, лесть, малодушие, оправдывая свои неблагоприятные поступки, мы идем на сделку со своей совестью, разрушаем свою личность. Слайд. 25-26. Понятие мировоззрения. Как вы понимаете понятие мировоззрение? Мировоззрение - совокупность взглядов человека на окружающий его мир Как вы думаете, что влияет на мировоззрение? Слайд.27.Виды мировоззрения. |
Запись в тетрадь Духовная сфера включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники и т.д. Запись в тетрадь Темперамент Характер Интересы Интеллект Потребности Способности Нет, у каждого разный Работа с учебников Фиксируют в тетрадях Просмотр видео ответы на вопросы Запись в тетрадь Запись в тетрадь Работа в группах, ответы на вопросы Потому что, как мы относимся к людям, так и они относятся к нам По тем, которые приняты в обществе и неотъемлемы для каждого человека Это то, как человек смотрит на мир |
Заключительная беседа |
Закрепление Что такое духовный мир личности? Разница людей, у которых высоко разит духовный мир и которые бездуховны? Что такое ценности, совесть, идеал? |
|
|
Домашняя работа §4. Вопросы для самопроверки. Задание 2 письменно. Заполнить таблицу с достоинствами и недостатками видов мировоззрения |
Алексушин Глеб Владимирович