Классный час на тему «Права ребёнка»
Классный час по теме «Права ребёнка»
Возраст обучающихся: 3 класс
Вид занятия: Комбинированное занятие
Цель: знакомство учащихся с конвенцией «О правах ребёнка»
Планируемые результаты обучения
Предметные:
-обеспечить в ходе занятия усвоение основных прав ребенка, закрепленных в Конвенции
-ознакомить учащихся с нормативно-правовым документом, защищающим права ребёнка - Конвенцией.
-формировать умения и навыки учебно-познавательного характера: умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
Метапредметные:
-овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;
-формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
- быть готовым слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Личностные:
- соблюдение учащимся норм и правил поведения, принятых во время учебного процесса
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Форма организации учебной работы учащихся: групповая
Методы организации:
- По источнику изложения материала: словесные, наглядные, практические.
- По характеру учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, исследовательские, проблемные.
- По степени осознанности восприятия учебного материала: интерактивный.
Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые, технология критического мышления.
Материалы и оборудование: цветик-семицветик с указанием на лепестках прав ребёнка, карточки с ситуациями из жизни литературных героев, компьютер, мульти проектор, презентация к занятию по сказке «Цветик – семицветик».
Этапы |
Методы и приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Формируемые УУД |
Организационный момент |
словесный |
Приветствует учащихся. Стимулирование мотивации на занятие. - Здравствуйте ребята! Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке. Чтобы наш урок прошел интересно и мы многому научились, пусть девизом нашего урока будут слова: «Думать - коллективно, решать оперативно, отвечать доказательно, учиться старательно». Учитель открывает написанный девиз на доске. |
Приветствуют учителя. Осознают важность и интерес выполнения задания и активно включаются в процесс. |
Коммуникативные: управление поведением партнера и себя, планирование сотрудничества со сверстниками. Личностные: развитие эмоционально — нравственной отзывчивости, доброжелательности Регулятивные: целеполагание. Планирование и регуляция своей деятельности. Прогнозирование. |
Актуализация опорных знаний. Мотивация. Целеполага-ние. |
Проблемный и объяснительно-иллюстратив-ный методы |
Все мы помним сказку "Цветик - семицветик", где девочка Женя получила в дар от волшебницы цветок с семью лепестками, которые имели магическую силу. Шесть лепестков она потратила впустую, и они исчезли бесследно, а один лепесток Женя потратила с пользой и он к ней вернулся. Теперь она сможет снова вырастить цветок. Учитель включает отрывок из сказки ( слайд 1) Кто помнит? На что потратила последний цветок Женя? Что подарила с помощью лепестка девочка Женя своему другу Вите? -Верно, но не само здоровье, а право быть здоровым, то есть право на медицинскую помощь. Учитель прикрепляет на доску лепесток « На медицину» Дома вам было задание найти определение «право – это» Учитель приглашает несколько человек к доски для оглашения определения, взятого из разных источников (интернет, учебник, опрос учащихся школы, опрос взрослых людей). -Спасибо, ребята, присаживайтесь. Посмотрите сколько разных определений, но их все объединяет, то что право – это государственные правила, которые что-то позволяют человеку в рамках закона. - Кто герои нашей сказки? Как назвать одним словом? Мы сегодня попробуем помочь Жене восстановить этот волшебный цветок. Но для этого нам необходимо определить тему и цель урока. Посмотрите внимательно. Мы определили, что один лепесток цветка – это право на медицину. Что же будет написано на других лепестках, чему будет посвящено наше занятие? А если мы с вами ведём беседу о детях, то постарайтесь уточнить тему занятия. Учитель открывает серединку цветка с надписью: Каждый ребёнок имеет право…» -Совершенно верно. А какая цель нашего урока? (слайд 2) |
Смотрят отрывок из мультфильма - Она помогла мальчику Вите. - Здоровье Учащиеся зачитывают варианты определений. 1 вариант (интернет Википедия) Пра́во — система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения. 2 вариант (учебник 10 класса) Право - исходящая от государства система общеобязательных норм, которая обеспечивает юридическое регулирование общественных отношений и охраняется силой государства. 3 вариант (опрос детей начальной школы) Право – это то, что разрешено и никто не может отнять. 4 вариант (опрос взрослых людей) Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность человека что-то делать, осуществлять. -девочка и мальчик, Женя и Витя - дети - На лепестках будут написаны права. - Тема занятия: Права детей. - Будем знакомиться с правами детей. |
Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Регулятивные: Проявление познавательной инициативе в сотрудничестве. Познавательные: Формирование умения самостоятельно формулировать и выделять цель всего мероприятия. |
Планирование |
Вы разделены на 6 команд. У каждой команды на столе лежит карточка. На карточке написан отрывок из сказки. Вам необходимо: прочитать отрывок обсудить в команде: какое право нарушено у героев сказок. Сформулировать этот вид права ребёнка и написать его на листочке. На всю работу Вам даётся 10 минут. По окончании времени команды поочерёдно выходят с листочками к доске. Если предполагаемый вами вид права будет верным, то вы открываете лепесток. Таким образом, у нас должен появиться новый волшебный цветок. |
Учащиеся внимательно слушают алгоритм выполнения задания. Выбирают капитана команды. Планируют свою деятельность в группе в соответствии с заданными правилами. |
Коммуникативные: управление поведением партнера и себя, планирование сотрудничества со сверстниками. Личностные: Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Регулятивные: Проявление познавательной инициативе в сотрудничестве. |
|
Деятельност-ный этап. |
Исследовательский метод |
Учитель помогает учащимся скоординировать деятельность в группах. |
Учащиеся работают в группах, каждая группа работает со своей карточкой на которой написана ситуация из произведения. После завершения задания, каждая группа делится своими результатами |
Коммуникативные: уметь вести диалог, участвовать в работе группы. Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства для достижения цели. Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать эмоции окружающих. Познавательные: сосредоточивание, рассмотрение, создание обобщений, самостоятельный выбор критериев, установление аналогий, определение понятий, структурирование знаний. |
Контроль |
Интерактив-ный |
-Итак, время на обсуждение истекло. Прошу первую команду выйти к доске, зачитать свой отрывок и назвать вид права, аргументируя ответ. Почему вы так решили? 1-я карточка: « Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Золушка вставала рано утром и ложилась спать глубокой ночью. Какое право нарушала мачеха у Золушки?» - Отлично. Вторая команда выходит к доске. 2-я карточка: « Буратино шёл в новой шапочке и жилеточке в школу. В руках у него была азбука, которую папа Карло купил на последние деньги. Но кот Базилио и лиса Алиса постоянно сбивали его с намеченного пути. Какое право Буратино они нарушали?» -Хорошо. 3-ю команду приглашаю к доске. 3-я карточка: «Случилось это на берегу далёкого и холодного Ледовитого океана. Однажды сердитые волны разбили большую ледяную скалу. Пригрело солнышко, и лед стал медленно - медленно таять. Во льду был замёрзший Мамонтёнок. Он отогрелся на солнышке и ожил. "Мама!" - позвал Мамонтёнок, но ему никто не ответил. Он подождал немного, а потом пошёл искать маму. Долго шёл Мамонтёнок. Иногда он останавливался и звал маму, но мамы нигде не было. Какое право мамонтёнка было нарушено?» -Замечательно. 4-я команда сейчас блеснёт своими знаниями у доски. 4-я карточка: « В сказке «Снежная королева», когда Герда приплыла на лодочке к старушке, то старушка сказала: «Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку! Вот увидишь, как ладно мы с тобой заживем!» И она продолжала расчесывать кудри девочки, и чем дольше чесала, тем больше забывала Герда своего названого братца Кая - старушка умела колдовать. Только она была не злою колдуньей и колдовала лишь изредка, для своего удовольствия; теперь же ей очень захотелось оставить у себя Герду. И вот она пошла в сад, дотронулась клюкой до всех розовых кустов, и те как стояли в полном цвету, так все и ушли глубоко - глубоко в землю, и следа от них не осталось. Старушка боялась, что Герда при виде этих роз вспомнит о своих, а там и о Кае да и убежит от нее. Потом старушка повела Герду в цветник. Ах, какой аромат тут был, какая красота: самые разные цветы, и на каждое время года. Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за высокими вишневыми деревьями. Тогда ее уложили в чудесную постель с красными шелковыми перинками, набитыми голубыми фиалками. На другой день Герде опять позволили играть в чудесном цветнике на солнце. Так прошло много дней. Герда знала теперь каждый цветок в саду, но как ни много их было, ей все же казалось, что какого-то недостает, только какого? Какое право Герды нарушила старушка? - Умнички! Приглашаем 5-ю команду для проявления своих знаний. 5-я карточка: «В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашёл там лягушачью кожу и бросил её в печь, сжёг на огне. Василиса Премудрая, возвратившись домой, хватилась - нет лягушечьей кожи. Села она на лавку, запечалилась, приуныла и говорит Ивану-царевичу: - Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного... Право на что было нарушено Иваном царевичем и Кощеем Бессмертным у Василисы Премудрой?» - Это было сложно, но вы справились и поэтому открывайте лепесток. Место жительства, а именно прописки в определённой стране называется – гражданство. Поэтому право ребёнок имеет на имя и гражданство. Приглашаем последнюю команду к доске и с интересом ждём их истории. 6-я карточка: « И сказал Апрель: А чтобы и в самом деле не забыла, вот тебе колечко на память. Смотри на него да вспоминай меня. Если случится беда, брось его на землю, в воду или в снежный сугроб и скажи: Ты катись, катись, колечко на весеннее крылечко, в летние сени, в теремок осенний. Да по зимнему ковру к новогоднему костру! Мы и придем к тебе на выручку - все двенадцать придем, как один, - с грозой, с метелью, с весенней капелью! Ну что, запомнила?... Когда королева увидела у падчерицы колечко она его забрала. А после недоброго ответа на её приказ ещё и выкинула. Только колечко им в руки не далось, а покатилось к дверям. Падчерица, рванувшись вперед, произнесла: Ты катись, катись, колечко, На весеннее крылечко, В летние сени, В теремок осенний Да по зимнему ковру К новогоднему костру! Какое право падчерицы нарушила королева?» - Посмотрите, у нас появился целый цветок. Внимание на экран. (Слайд 3) |
Представители команд выстраиваются у доски. Зачитывают отрывок, называют вид права и аргументируют свой выбор. Если выбор правильный, то открывают лепесток. 1-я команда зачитывает карточку и отвечает: -Это право на отдых и игры, так как Золушка поздно ложилась и рано вставала. Девочке оставалось мало времени на сон, а ещё мачеха заставляла её всё время работать и ей некогда было играть. Открывают лепесток «Право на отдых и игры» 2-я команда зачитывает карточку и отвечает: - Здесь нарушено право на обучение. Потому что кот Базилио и лиса Алиса постоянно сбивали его с намеченного пути в школу. Открывают лепесток «Право на обучение» 3-я команда читает карточку и отвечает: - У мамонтёнка нарушено право на семью. Потому что у каждого ребёнка должна быть мама. Открывают лепесток «Право на семью» 4-я команда читает карточку и отвечает: - Старушка специально нарушила право Герды помнить и узнать какую-нибудь информацию о Кае. Открывают лепесток «Право на информацию» 5-я команда читает карточку и отвечает: - Иван - царевич нарушил право на место жительства ( гражданство), потому что она хотела жить с мужем после заклинания, а он всё испортил. Кощей Бессмертный нарушил право на имя. Потому что Василиса Премудрая хотела быть девушкой с именем, а не лягушкой-царевной. Открывают лепесток «Право на имя и гражданство» 6-я команда читает карточку и отвечает: - У падчерицы нарушено право на защиту. Апрель ей подарил колечко, чтобы она могла позвать для своей защиты двенадцать месяцев, а королева отобрала это кольцо, следовательно и защищённость.
Открывают лепесток «Право защиту» Если команды ошибаются, то другие участники команд помогают в правильном выборе ответа. Смотрят отрывок из мультфильма |
Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции Личностные: Формирование положительной мотивации, самооценки, развитие доброжелательности и эмоционально — нравственной отзывчивости. Познавательные: Построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности, контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками, готовность к преодолению трудностей, волевая саморегуляция. |
Рефлексия |
рефлексии настроения и эмоционального состояния |
-Мне хотелось бы, чтобы такие цветы были у каждого из вас. Учитель раздаёт цветочки из бумаги с лепестками, на которых написан вид права. - Все права детей находятся в одном государственном сборнике. Это конвенция о правах ребёнка. (Слайд 4) Это государственный документ, который вы можете спросить почитать в библиотеке или в любой образовательной или правоохранительной организации. Он составлен, чтобы все дети мира были юридически защищены законом. Ведь если ребёнок не обижен, он не плачен. Нет дождя из слёз. А если нет дождя, то появляется солнышко. А солнышку радуются цветы. Если этот урок порадовал вас, вы считаете, что всё получилось, вы успешны, то поднимите свой цветок. Если есть такие ребята, кто считает, что он немного не доработал и мог бы лучше, то тоже поднимите свой цветочек, для того, чтобы загадать желание, чтобы всё получилось в будущем. Посмотрите, какая волшебная полянка у нас получилась. А теперь давайте произнесем волшебные слова вместе с Женей, героиней сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» (слайд 5) Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - Быть по-моему вели. (слайд 6) - Вели, чтобы у детей никогда не нарушались их права. А я говорю Вам: «Спасибо за ваше старание, любознательность, дисциплину и ответственность!» |
Дети получают цветочки. Учащиеся видят на экране и запоминают образ конвенции о правах ребёнка. Поднимают цветочки вверх. Дети произносят слова, сопровождая движениями. встают машут руками вверху наклоны вправо и влево рисуют руками круг приседают возвращаются на места |
Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, чётко произносить текст. Личностные: Формирование положительной мотивации, самооценки, развитие эмоционально — нравственной отзывчивости. Регулятивные: развить умение оценивать ситуацию и самооценка. |