Классный час на тему «Права ребёнка»

6
0
Материал опубликован 30 October 2018 в группе

Классный час по теме «Права ребёнка»

Возраст обучающихся: 3 класс

Вид занятия: Комбинированное занятие

Цель: знакомство учащихся с конвенцией «О правах ребёнка»

Планируемые результаты обучения

Предметные:

-обеспечить в ходе занятия усвоение основных прав ребенка, закрепленных в Конвенции

-ознакомить учащихся с нормативно-правовым документом, защищающим права ребёнка - Конвенцией.

-формировать умения и навыки учебно-познавательного характера: умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.

Метапредметные:

-овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;

-формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

- быть готовым слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные:

- соблюдение учащимся норм и правил поведения, принятых во время учебного процесса

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Форма организации учебной работы учащихся: групповая

Методы организации:

- По источнику изложения материала: словесные, наглядные, практические.

- По характеру учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, исследовательские, проблемные.

- По степени осознанности восприятия учебного материала: интерактивный.

Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые, технология критического мышления.

Материалы и оборудование: цветик-семицветик с указанием на лепестках прав ребёнка, карточки с ситуациями из жизни литературных героев, компьютер, мульти проектор, презентация к занятию по сказке «Цветик – семицветик».

Этапы

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Организационный момент

словесный

Приветствует учащихся. Стимулирование мотивации на занятие.

- Здравствуйте ребята! Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке. Чтобы наш урок прошел интересно и мы многому научились, пусть девизом нашего урока будут слова:

«Думать - коллективно, решать оперативно, отвечать доказательно, учиться старательно».

Учитель открывает написанный девиз на доске.

Приветствуют учителя. Осознают важность и интерес выполнения задания и активно включаются в процесс.

Коммуникативные: управление поведением партнера и себя, планирование сотрудничества со сверстниками.

Личностные: развитие эмоционально — нравственной отзывчивости, доброжелательности

Регулятивные: целеполагание. Планирование и регуляция своей деятельности. Прогнозирование.

Актуализация опорных знаний.

Мотивация. Целеполага-ние.

Проблемный и объяснительно-иллюстратив-ный методы

Все мы помним сказку "Цветик - семицветик", где девочка Женя получила в дар от волшебницы цветок с семью лепестками, которые имели магическую силу. Шесть лепестков она потратила впустую, и они исчезли бесследно, а один лепесток Женя потратила с пользой и он к ней вернулся. Теперь она сможет снова вырастить цветок.

Учитель включает отрывок из сказки

( слайд 1)

Кто помнит? На что потратила последний цветок Женя?

Что подарила с помощью лепестка девочка Женя своему другу Вите?

-Верно, но не само здоровье, а право быть здоровым, то есть право на медицинскую помощь.

Учитель прикрепляет на доску лепесток « На медицину»

Дома вам было задание найти определение «право – это»

Учитель приглашает несколько человек к доски для оглашения определения, взятого из разных источников (интернет, учебник, опрос учащихся школы, опрос взрослых людей).

-Спасибо, ребята, присаживайтесь.

Посмотрите сколько разных определений, но их все объединяет, то что право – это государственные правила, которые что-то позволяют человеку в рамках закона.

- Кто герои нашей сказки?

Как назвать одним словом?

Мы сегодня попробуем помочь Жене восстановить этот волшебный цветок. Но для этого нам необходимо определить тему и цель урока. Посмотрите внимательно. Мы определили, что один лепесток цветка – это право на медицину. Что же будет написано на других лепестках, чему будет посвящено наше занятие?

А если мы с вами ведём беседу о детях, то постарайтесь уточнить тему занятия.

Учитель открывает серединку цветка с надписью: Каждый ребёнок имеет право…»

-Совершенно верно. А какая цель нашего урока?

(слайд 2)

Смотрят отрывок из мультфильма

- Она помогла мальчику Вите.

- Здоровье

Учащиеся зачитывают варианты определений.

1 вариант (интернет Википедия)

Пра́во — система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения.

2 вариант (учебник 10 класса)

Право - исходящая от государства система общеобязательных норм, которая обеспечивает юридическое регулирование общественных отношений и охраняется силой государства.

3 вариант (опрос детей начальной школы)

Право – это то, что разрешено и никто не может отнять.

4 вариант (опрос взрослых людей)

Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность человека что-то делать, осуществлять.

-девочка и мальчик, Женя и Витя

- дети

- На лепестках будут написаны права.

- Тема занятия: Права детей.

- Будем знакомиться с правами детей.

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Регулятивные: Проявление познавательной инициативе в сотрудничестве.

Познавательные: Формирование умения самостоятельно формулировать и выделять цель всего мероприятия.

Планирование

 

Вы разделены на 6 команд. У каждой команды на столе лежит карточка. На карточке написан отрывок из сказки. Вам необходимо:

прочитать отрывок

обсудить в команде: какое право нарушено у героев сказок.

Сформулировать этот вид права ребёнка и написать его на листочке.

На всю работу Вам даётся 10 минут.

По окончании времени команды поочерёдно выходят с листочками к доске. Если предполагаемый вами вид права будет верным, то вы открываете лепесток. Таким образом, у нас должен появиться новый волшебный цветок.

Учащиеся внимательно слушают алгоритм выполнения задания. Выбирают капитана команды. Планируют свою деятельность в группе в соответствии с заданными правилами.

Коммуникативные: управление поведением партнера и себя, планирование сотрудничества со сверстниками.

Личностные: Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Регулятивные: Проявление познавательной инициативе в сотрудничестве.

Деятельност-ный этап.

Исследовательский метод

Учитель помогает учащимся скоординировать деятельность в группах.

Учащиеся работают в группах, каждая группа работает со своей карточкой на которой написана ситуация из произведения.

После завершения задания, каждая группа делится своими результатами

Коммуникативные: уметь вести диалог, участвовать в работе группы.

Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства для достижения цели.

Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать эмоции окружающих.

Познавательные: сосредоточивание, рассмотрение, создание обобщений, самостоятельный выбор критериев, установление аналогий, определение понятий, структурирование знаний.

Контроль

Интерактив-ный

-Итак, время на обсуждение истекло. Прошу первую команду выйти к доске, зачитать свой отрывок и назвать вид права, аргументируя ответ. Почему вы так решили?

1-я карточка:

« Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Золушка вставала рано утром и ложилась спать глубокой ночью. Какое право нарушала мачеха у Золушки?»

- Отлично. Вторая команда выходит к доске.

2-я карточка:

« Буратино шёл в новой шапочке и жилеточке в школу. В руках у него была азбука, которую папа Карло купил на последние деньги. Но кот Базилио и лиса Алиса постоянно сбивали его с намеченного пути. Какое право Буратино они нарушали?»

-Хорошо. 3-ю команду приглашаю к доске.

3-я карточка:

«Случилось это на берегу далёкого и холодного Ледовитого океана. Однажды сердитые волны разбили большую ледяную скалу. Пригрело солнышко, и лед стал медленно - медленно таять. Во льду был замёрзший Мамонтёнок. Он отогрелся на солнышке и ожил. "Мама!" - позвал Мамонтёнок, но ему никто не ответил. Он подождал немного, а потом пошёл искать маму. Долго шёл Мамонтёнок. Иногда он останавливался и звал маму, но мамы нигде не было. Какое право мамонтёнка было нарушено?»

-Замечательно. 4-я команда сейчас блеснёт своими знаниями у доски.

4-я карточка:

« В сказке «Снежная королева», когда Герда приплыла на лодочке к старушке, то старушка сказала: «Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку! Вот увидишь, как ладно мы с тобой заживем!»

И она продолжала расчесывать кудри девочки, и чем дольше чесала, тем больше забывала Герда своего названого братца Кая - старушка умела колдовать. Только она была не злою колдуньей и колдовала лишь изредка, для своего удовольствия; теперь же ей очень захотелось оставить у себя Герду. И вот она пошла в сад, дотронулась клюкой до всех розовых кустов, и те как стояли в полном цвету, так все и ушли глубоко - глубоко в землю, и следа от них не осталось. Старушка боялась, что Герда при виде этих роз вспомнит о своих, а там и о Кае да и убежит от нее.

Потом старушка повела Герду в цветник. Ах, какой аромат тут был, какая красота: самые разные цветы, и на каждое время года. Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за высокими вишневыми деревьями. Тогда ее уложили в чудесную постель с красными шелковыми перинками, набитыми голубыми фиалками.

На другой день Герде опять позволили играть в чудесном цветнике на солнце. Так прошло много дней. Герда знала теперь каждый цветок в саду, но как ни много их было, ей все же казалось, что какого-то недостает, только какого? Какое право Герды нарушила старушка?

- Умнички! Приглашаем 5-ю команду для проявления своих знаний.

5-я карточка:

«В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашёл там лягушачью кожу и бросил её в печь, сжёг на огне. Василиса Премудрая, возвратившись домой, хватилась - нет лягушечьей кожи. Села она на лавку, запечалилась, приуныла и говорит Ивану-царевичу:

- Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного... Право на что было нарушено Иваном царевичем и Кощеем Бессмертным у Василисы Премудрой?»

- Это было сложно, но вы справились и поэтому открывайте лепесток. Место жительства, а именно прописки в определённой стране называется – гражданство. Поэтому право ребёнок имеет на имя и гражданство.

Приглашаем последнюю команду к доске и с интересом ждём их истории.

6-я карточка:

« И сказал Апрель: А чтобы и в самом деле не забыла, вот тебе колечко на память. Смотри на него да вспоминай меня. Если случится беда, брось его на землю, в воду или в снежный сугроб и скажи:

Ты катись, катись, колечко на весеннее крылечко, в летние сени, в теремок осенний. Да по зимнему ковру к новогоднему костру!

Мы и придем к тебе на выручку - все двенадцать придем, как один, - с грозой, с метелью, с весенней капелью! Ну что, запомнила?...

Когда королева увидела у падчерицы колечко она его забрала. А после недоброго ответа на её приказ ещё и выкинула. Только колечко им в руки не далось, а покатилось к дверям. Падчерица, рванувшись вперед, произнесла:

Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру! Какое право падчерицы нарушила королева?»

- Посмотрите, у нас появился целый цветок. Внимание на экран. (Слайд 3)

Представители команд выстраиваются у доски. Зачитывают отрывок, называют вид права и аргументируют свой выбор. Если выбор правильный, то открывают лепесток.

1-я команда зачитывает карточку и отвечает:

-Это право на отдых и игры, так как Золушка поздно ложилась и рано вставала. Девочке оставалось мало времени на сон, а ещё мачеха заставляла её всё время работать и ей некогда было играть.

Открывают лепесток «Право на отдых и игры»

2-я команда зачитывает карточку и отвечает:

- Здесь нарушено право на обучение. Потому что кот Базилио и лиса Алиса постоянно сбивали его с намеченного пути в школу.

Открывают лепесток «Право на обучение»

3-я команда читает карточку и отвечает:

- У мамонтёнка нарушено право на семью. Потому что у каждого ребёнка должна быть мама.

Открывают лепесток «Право на семью»

4-я команда читает карточку и отвечает:

- Старушка специально нарушила право Герды помнить и узнать какую-нибудь информацию о Кае.

Открывают лепесток «Право на информацию»

5-я команда читает карточку и отвечает:

- Иван - царевич нарушил право на место жительства

( гражданство), потому что она хотела жить с мужем после заклинания, а он всё испортил. Кощей Бессмертный нарушил право на имя. Потому что

Василиса Премудрая хотела быть девушкой с именем, а не лягушкой-царевной.

Открывают лепесток «Право на имя и гражданство»

6-я команда читает карточку и отвечает:

- У падчерицы нарушено право на защиту. Апрель ей подарил колечко, чтобы она могла позвать для своей защиты двенадцать месяцев, а королева отобрала это кольцо, следовательно и защищённость.

 

Открывают лепесток «Право защиту»

Если команды ошибаются, то другие участники команд помогают в правильном выборе ответа.

Смотрят отрывок из мультфильма

Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции Личностные: Формирование положительной мотивации, самооценки, развитие доброжелательности и эмоционально — нравственной отзывчивости. Познавательные: Построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности, контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками, готовность к преодолению трудностей, волевая саморегуляция.

 

Рефлексия

рефлексии настроения и эмоционального состояния

-Мне хотелось бы, чтобы такие цветы были у каждого из вас.

Учитель раздаёт цветочки из бумаги с лепестками, на которых написан вид права.

- Все права детей находятся в одном государственном сборнике. Это конвенция о правах ребёнка.

(Слайд 4)

Это государственный документ, который вы можете спросить почитать в библиотеке или в любой образовательной или правоохранительной организации. Он составлен, чтобы все дети мира были юридически защищены законом. Ведь если ребёнок не обижен, он не плачен. Нет дождя из слёз. А если нет дождя, то появляется солнышко. А солнышку радуются цветы. Если этот урок порадовал вас, вы считаете, что всё получилось, вы успешны, то поднимите свой цветок.

Если есть такие ребята, кто считает, что он немного не доработал и мог бы лучше, то тоже поднимите свой цветочек, для того, чтобы загадать желание, чтобы всё получилось в будущем.

Посмотрите, какая волшебная полянка у нас получилась. А теперь давайте произнесем волшебные слова вместе с Женей, героиней сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» (слайд 5)

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

(слайд 6)

- Вели, чтобы у детей никогда не нарушались их права. А я говорю Вам: «Спасибо за ваше старание, любознательность, дисциплину и ответственность!»

Дети получают цветочки.

Учащиеся видят на экране и запоминают образ конвенции о правах ребёнка.

Поднимают цветочки вверх.

Дети произносят слова, сопровождая движениями.

встают

машут руками вверху

наклоны вправо и влево рисуют руками круг

приседают

возвращаются на места

Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, чётко произносить текст. Личностные: Формирование положительной мотивации, самооценки, развитие эмоционально — нравственной отзывчивости. Регулятивные: развить умение оценивать ситуацию и самооценка.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.