Конспект занятия «Правила дорожного движения» (6–7 лет)
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Правила дорожного движения» у дошкольников 6 -7 лет.
Задачи:
1) коррекционно – образовательные: закрепить знания детей о профессиях людей, работающих на транспорте, расширить знания детей о правилах дорожного движения, изучить понятия: «проезжая часть», «пешеходный переход», «тротуар», «пешеход», «знаки дорожного движения», закрепить умение изменять существительные И.п. по числам, научить образовывать прилагательные от существительных (дерево – деревянный), научить использовать союз А в предложении, практически накопить словарь по данной теме.
2) коррекционно – развивающие: развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, внимания, логического мышления, мелкой моторики, памяти.
3) коррекционно – воспитательная: воспитывать грамотное поведение на дороге, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, ответственности.
Оборудование: предметные картинки с изображением профессий, атрибутов дорожного движения; символы светофора на картоне (зеленый, желтый, красный), предметная картинка с изображением инспектора ГИБДД, жезла, автомобиля ГИБДД, «волшебный мешочек» с различными материалами, раскраска с изображением правил дорожного движения, мультимедийное сопровождение.
План:
I. Организационный момент
II. Сообщение темы
III. Изучение нового материала:
• отгадывание детьми атрибутов дорожного движения;
• игра «Чего много в городе?»
• игра «Волшебный мешочек»
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
- игра «Закончи предложение»
- развитие мелкой моторики
VI. Итог
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: «Ребята, я вам буду показывать картинки, а вы посмотрите и назовете, кто на них изображен»
(шофер, пилот, капитан)
II. Сообщение темы
Логопед: «У всех этих людей разные профессии, но все же их что-то объединяет. Как вы думаете что? (они все работают на транспорте)
Логопед: «Значит это профессии людей, работающих на транспорте. Давайте вспомним, какие три вида транспорта мы знаем? (наземный, водный, воздушный). Машина, поезд, грузовик – это… (наземный вид транспорта). Лодка, корабль – это… (водный вид транспорта). Самолет, вертолет – это… (воздушный транспорт). Ребята, наземный транспорт, передвигаясь по дороге, должен знать определенные правила. Это правила дорожного движения. Профессия водителя очень трудна. Надо постоянно следить за дорогой, знаками – это очень сложно. Машин на наших улицах много и мы с вами тоже должны быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения».
Делаем ребятам
Предостережение:
Выучите срочно
ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ,
Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители! (Ю. Яковлев)
III. Изучение нового материала
Логопед: «Теперь посмотрите на экран (изображены знаки и дорожная разметка) Давайте отгадаем загадки».
Предъявляются картинки из презентации 2 по порядку. Дети с помощью логопеда отгадывают загадку и смотрят на картинку-отгадку.
Эту ленту не возьмешь
И в косичку не вплетешь.
На земле она лежит,
Транспорт вдоль по не бежит. (дорога, проезжая часть)
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный
Горит и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный. (светофор)
Что помогает нам перейти дорогу (светофор)? На какой сигнал светофора мы можем переходить дорогу? А на какой сигнал нельзя?» Предъявляется предметная картинка с изображением светофора).
Тут машина не пройдет.
Главный здесь – пешеход.
Чтоб друг другу не мешать,
Нужно справа путь держать. (тротуар)
Логопед: «Дети для чего нужен тротуар? Кто по нему передвигается? Можно ли машинам ездить по тротуару?»
Под ногами у Сережки
Полосатая дорожка.
Смело он по ней идет,
А за ним и весь народ. (зебра)
Логопед: «Ребята, а для чего же нужна нам зебра или пешеходный переход?»
На обочинах стоят,
Молча с нами говорят.
Всем готовы помогать.
Главное – их понимать. (дорожные знаки)
Логопед: «Дети чем же помогают дорожные знаки? Кому они помогают?»
Логопед: «Сколько всего много в городе, ребята, я предлагаю вам поиграть».
Игра: «Чего много в городе?»
Игра с мячом:
дорога – дороги
светофор – светофоры
машина – машины
тротуар – тротуары
фонтан – фонтаны
дом – дома
Игра: «Волшебный мешочек»
Логопед: «А из какого материала сделаны предметы окружающие нас - дома, машины, знаки. У меня в волшебном мешочке лежит материал для строительства, а давайте, ребята, посмотрим, что там…. (пластмасса, дерево, камень, бумага, кирпич, ткань, картон…)
Логопед: «Если предмет сделан из пластмассы, то он… (пластмассовый), из дерева… (деревянный)…»
IV. Физкультминутка. Игра «Зеленый, желтый, красный»
Логопед: «Я буду светофором, а вы пешеходами. Если я подниму зеленый сигнал – вы будете идти на месте, если желтый – стоять, если красный – нужно поднять руки над головой и помахать руками». (предъявляются кружки – символы для светофора: зеленый, желтый, красный). Можно выполнять под музыку.
V. Закрепление изученного материала
Логопед: «А как вы думаете, кто же главный на дороге? Кто смотрит за всем происходящим и наказывает тех, кто нарушает правила дорожного движения?» (инспектор дпс)
Логопед: «Каждому человеку для хорошей работы нужны инструменты. Какие же инструменты нужны инспектору?»
(жезл, машина, мигалка, форма)
Игра «Закончи предложение»
Логопед: «Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его, предложение должно начинаться со слов «а потом».
- Сначала нужно дождаться зеленого света светофора, … (а потом переходить улицу).
- Нужно посмотреть налево, … (а потом переходить улицу).
- Следует взрослого взять за руку, … (а потом переходить улицу).
- Нужно дождаться полной остановки транспорта, … (а потом переходить улицу).
Развитие мелкой моторики
Логопед: «Дети, перед занятием я встретила Незнайку. Он был очень расстроенным, потому что не может понять, как же раскрасить раскраску с правилами дорожного движения, которую ему подарили друзья. Давайте поможем ему.
VI. Итог
Логопед: «Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили (о правилах дорожного движения)? Какие же из них вы запомнили?