Родительское собрание на тему «Развитое фонематическое восприятие — залог успеха первоклассника»

2
0
Материал опубликован 18 March

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска

 

 

Родительское собрание в старшей группе (5-6 лет)

 

 

Тема: «Развитое фонематическое восприятие – залог успеха первоклассника»

                                       

 

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Прохоренкова Марина Юрьевна

 

Смоленск, 2023

Все родители мечтают о том, чтобы учился ребёнок легко и с удовольствием. А это во многом зависит от того, как он подготовлен к школе. Подготовка к успешному обучению в школе — главная задача, стоящая перед педагогами и родителями детей дошкольного возраста.

Основа успешного обучения в школе – это правильная, развитая речь ребенка. Устная речь является основой для письменной речи. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он овладеет в школе письмом и чтением. А чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.  Самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Плохо говорящие дети,  довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми, нерешительными, и в результате начинают развиваться комплексы, снижается успеваемость, появляется неуверенность в себе. 

Ко времени поступления в школу устная речь дошкольника должна быть сформирована и не отличаться от речи взрослых. 

Правильная, красивая  речь состоит из пяти взаимосвязанных составляющих. Недоразвитие   одной из них делает речь неполноценной.

1. Произношение. Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения как со взрослыми, так и с детьми. Ребёнок медленно читает, долго читает по слогам, затрудняется в понимании прочитанного.

2. Фонематические процессы, то есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении. Фонематические процессы – это своеобразный кит, на котором держится обучение чтению и письму.

3. Словарь, то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений.

4. Лексико – грамматический строй речи, то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность  грамматических представлений (трудности словообразования, словоизменения, неправильное употребление предлогов, окончаний) в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то есть к аграмматизму на письме.

5. Связная речь. Ребёнок должен уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие  или свои впечатления о чём-либо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют навыками написания изложения и сочинения.

Подробнее хотелось бы поговорить о фонематических процессах. Правильному звукопроизношению практически все родители уделяют внимание и стараются перед школой решить эту проблему, т.к. это внешнее проявление речи. Все слышат, как ребенок говорит, какие звуки не использует или искажает.

Но никто из окружающих не слышит, и не знает, различает ли ребенок звуки, слышит ли их в потоке речи, может ли выделить звук в слове. Поэтому родители, не имеющие педагогического образования, не обращают на фонематические процессы должного внимания.

Тем временем, развитие фонематических процессов имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитием этих процессов испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитых фонематических процессов.

Фонематические процессы состоят из:

- фонематический слух (формируется к 2 годам, помогает нам отличить такие слова, как РАД - РЯД, ДЕНЬ – ТЕНЬ, ПОЧКА – БОЧКА)

- фонематического восприятия (формируется в процессе обучения)

- звукового анализа и синтеза (формируется в процессе обучения)

1) Фонематический слух. Подробно останавливаться не будем, т.к. он формируется самостоятельно, без дополнительной помощи.

2) Фонематическое  восприятие

Шестилетние дети должны уметь четко различать на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: шипящие и свистящие, глухие и звонкие, твердые и мягкие. Между восприятием речи и формированием звукопроизношения существует тесная взаимосвязь. Дети с дефектным звукопроизношением нередко имеют и недоразвитое фонематическое восприятие.

Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление  его высшей ступени – звукового анализа и синтеза.

3) Звуковой анализ и синтез

Это способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Простые формы звукового анализа формируются у детей спонтанно к началу школьного обучения (умение вычленять звук из слова: есть ли звук Ш в слове БАШНЯ?).

Сложные формы формируется в процессе обучения грамоте и на логопедических занятиях в результате специальных упражнений (определение места звука в слове, определение количества, последовательности звуков в слове). Надо отметить, что большая роль в развитии фонематического восприятия и звукового анализа принадлежит взрослым, работающим с детьми в данном направлении.

Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине и т.д.:

1. «Хлопни». Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.

2. Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).

3. Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.

4. «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].

5. «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».

6. «Собери». Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).

В детском саду также проводится работа по развитию фонематических процессов.

Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше.

Так, уже в младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».

В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т.е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).

У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (рррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

В старшей группе по методике Колесниковой Е.В. в тетрадях от «А до Я» проводится работа в следующих направлениях:

  1. Развитие звуко-буквенного анализа
  2. Развитие фонематического восприятия
  3. Формирование первоначальных навыков чтения
  4. Подготовка руки ребенка к письму.

Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. Затем предъявляется буква, обозначающая звук.

Работа по звуко-буквенному анализу проводиться на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о звуках и буквах. Дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий).

По мере ознакомления со звуками и буквами дошкольники учатся читать слоги, состоящие из пройденных букв.

Одновременно начинается работа над ударением.

В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение детей чтению и письму. К концу года дети должны: научиться читать, записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего.

Список источников:

  1. Елена Колесникова: От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – Просвещение, 2022. – 64с.
  2. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб: Акцидент,1997.-96с.
  3. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/09/14/fonematicheskoe-vospriyatie-kak-osnova-v-podgotovke-obucheniyu (дата обращения:  22.04.23)
  4. [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.ru/21_19835_vivodi-po-pervoy-glave.html (дата обращения:  24.04.23)
  5. [Электронный ресурс]. URL: https://www.moi-detsad.ru/rol-fonematicheskogo-analiza/ (дата обращения:  24.04.23)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации