МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9

ИМЕНИ АДМИРАЛА П.С. НАХИМОВА

Г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

 

 

«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

социальный педагог

Волкова Ольга Александровна

 

Возраст участников: 8 – 11 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 год

 

Аннотация на методическую разработку занятия

«оСНОВЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ»

 

Методическая разработка представляет собой занятие, которые можно проводить как во внеурочное время, в рамках «Клуба здоровья», на уроках по окружающему миру, так и на занятиях по программам объединений дополнительного образования детей естественнонаучного направления.

Рассчитано занятие на обучающихся 8 -11 лет. Предназначено для педагогов дополнительного образования естественнонаучного направления, учителей младших начальных классов, социальных педагогов.

Представленная разработка содержит большой объём теоретического материала: знакомство с витаминами и продуктами, в которых они содержаться, знакомство с распорядком употребления пищи в течение дня, составление примерного меню на день для школьника, знакомство с правилами приема пищи. В процессе изучения данной темы, так же предусмотрены и практические работы, и дидактические игры.

На занятии использованы современные педагогические технологии, которые помогают заинтересовать учащихся вопросами правильного питания: игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационные. Занятие построено на сотрудничестве учащихся и учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема занятия: Основы здорового питания.

 

Цель: Формирование потребности и важности соблюдения правильного питания.

 

Задачи:

Образовательная:

расширить знания детей о продуктах здорового и нездорового питания;

сформировать привычку правильно питаться и соблюдать режим питания;

пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты.

Воспитательная:

воспитание бережного отношения к своему здоровью;

формирование здорового образа жизни;

воспитать негативное отношение к вредным продуктам питания;

формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания.

Развивающая:

развитие у учащихся познавательного интереса, интеллектуальные умения учащихся.

развитие у учащихся желания готовить вкусную и здоровую пищу.

 

Форма занятия: беседа.

 

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, дидактическая игра, методы устного контроля.

 

Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационные.

 

Наглядность:

изречение «Мы суть того, что едим»;

вопросы: Что есть? Сколько есть? Когда и как?;

кружки зелёного, жёлтого и красного цвета (по 8 шт);

названия витаминов;

списки продуктов, содержащих витамины;

пословицы о правильном питании;

распорядок употребления пищи в течение дня;

рацион питания на день;

анкета (8 шт);

задания для конкурса «Собери буквы».

 

Оборудование:

магниты.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

 

- Здравствуйте, ребята!

- Прежде чем объявить тему нашего занятия, я задам вам несколько вопросов, а вы ответите на них, подняв руку.

- Вы любите болеть? Почему? Почему болеть - плохо?

- Значит, здоровым быть лучше. А скажите мне, пожалуйста, что такое здоровье вообще? Как вы его понимаете? Зачем нам нужно здоровье?

- А кто из вас считает себя здоровым на 100 %? На 90 %? Почему?

- Как вообще определить, здоровы ли мы или нет?

- Что мы с вами можем назвать показателями здоровья? (Стройность, общий тонус, хорошее самочувствие, активность, настроение, состояние отдельных органов организма - органов дыхания, пищеварительной системы, сердечно-сосудистой системы, кожи, волос, ногтей).

- Как часто вы болеете в течение одного года?

- Всегда ли у вас хорошее настроение и самочувствие?

- Мы определили, что среди нас нет абсолютно здоровых людей. Ребята, а от чего же зависит наше здоровье?

- Давайте с вами определим факторы, влияющие на наше здоровье.

- Итак, мы выяснили, что основными факторами являются экология, образ жизни, режим труда и сна, спорт, режим питания и продукты питания.

- А как вы думаете, что из названного сильнее всего отражается на общем состоянии организма, на его здоровье?

- Итак, мы делаем вывод, что наибольшее значение для нас имеет наше питание. И сегодняшнее занятие мы посвятим именно этой, чрезвычайно актуальной в наши дни теме - теме здорового питания.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

- Древнее изречение гласит: «Мы суть того, что едим» (изречение висит на доске). Состояние здоровья человека во многом обусловлено его питанием.

- Что есть? Сколько есть? Когда и как? Эти вопросы должны интересовать каждого человека. На них мы и постараемся сегодня ответить.

 

 

1. Что есть?

- Ребята, давайте найдём ответ на первый вопрос «Что есть?», чтобы быть здоровыми.

Дидактическая игра «Важный совет»

- Если мой совет хороший, вы говорите – да.

На неправильный совет говорите - нет!

Постоянно нужно есть, для здоровья важно:

Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу. (да)

Не грызите лист капустный, он совсем, совсем невкусный. (нет)

Лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад. (нет)

Зубы вы почистили и идите спать. (да)

Захватить булочку не забудьте вы в кровать. (нет)

Будешь Фанту пить, смотри, растворишься изнутри. (да)

В мире лучшая награда – это плитка шоколада. (нет)

В мире лучшая награда – это ветка винограда. (да)

Знайте, дамы, господа: “Сникерс” - лучшая еда. (нет)

В благодарность Пепси-Коле самым умным будешь в школе. (нет)

Вкус обманчивый порой, молоко пей дорогой. (да)

Даёт силы мне всегда очень жирная еда. (нет)

Даёт силы нам всегда витаминная еда. (да)

Стать здоровым мне помог с красным кетчупом хот- дог. (нет)

Будешь часто есть хот-доги, через год протянешь ноги. (да)

 

Дидактическая игра «Светофор»

- Ребята, есть продукты питания, которые нужны человеку каждый день. В этих продуктах есть вещества, без которых человек не может расти и быть здоровым. А есть продукты, которые очень вкусные, но пользы от них никакой, только вред.

- Сейчас мы определим полезные и вредные продукты питания. Я вам буду называть продукт, если его необходимо есть каждый день или через день, то поднимаем зелёный кружок, если продукт питания необходимо употреблять в пищу 1-2 раза в неделю – то жёлтый кружок, а если продукт питания не имеет никакой пользы для организма, а только приносит вред – красный кружок.

молоко (зелёный)

торт (красный)

шоколад (жёлтый)

фрукты (зелёный)

яйца куриные (жёлтый)

копчёная колбаса (красный)

сыр (зелёный)

макароны (жёлтый)

газированная вода (красный)

хлеб (зелёный)

мороженое (жёлтый)

конфеты (красный)

сливочное масло (зелёный)

овощи (зелёный)

чипсы (красный)

рыба (жёлтый)

мясо (зелёный)

сосиски (жёлтый)

сметана (зелёный)

майонез (красный)

 

- Ребята, скажите, какие полезные продукты есть среди твоих самых любимых.

- А почему необходимо каждый день употреблять в пищу фрукты и овощи?

 

Знакомство с витаминами

- В 1880 году русский учёный Николай Иванович Лунин в свои 25 лет заключил, что в пище, в небольшом количестве содержатся необходимые для жизнедеятельности организма вещества, которые Казимир Функ - польский учёный, в 1912 году назвал витаминами от латинского слова «vita» - жизнь.

Известно около полутора десятков витаминов. Я вам хочу рассказать более подробно о четырёх витаминах.

(На доске висят названия витаминов и список продуктов, содержащих эти витамины).

A

B

C

D

яйцо

молоко

сливочное масло

морковь

лук

томат

рябина

перец

сыр

 

молоко

хлеб

арбуз

перец

горох, фасоль

лук, чеснок

крупы

рыба

 

 

картофель

лимон

апельсин

ягоды

шиповник

капуста квашеная

лук

петрушка

виноград

молоко

масло сливочное

яйцо

рыба

рыбий жир

 

- Если нашему организму не хватает витаминов, то человек может серьёзно заболеть или даже умереть. Вот признаки витаминной недостаточности.

A

Бледность и сухость кожи, шелушение, образование угрей, сухость и тусклость волос, ломкость ногтей, светобоязнь, вечерняя слепота, снижение устойчивости к инфекциям.

B

Быстрая утомляемость, потеря аппетита, боли в ногах, сухость и синюшность губ, сухой ярко-красный язык, судороги.

C

Кровоточивость дёсен, бледность и сухость кожи, слабость.

D

Повышенная раздражительность, общая слабость, потливость, запоздалое развитие зубов у детей.

Миниитог. Необходимо как можно больше употреблять в пищу полезные продукты питания, так как в них содержатся витамины. Витамины необходимы для нормальной жизнедеятельности организма. Они способствуют укреплению здоровья, увеличивают сопротивляемость организма болезнетворным микробам, повышают работоспособность. В результате отсутствия витаминов у человека развиваются заболевания. Эти заболевания вызывают серьезные нарушения в организме людей и даже могут привести к смерти.

 

2. Сколько есть?

Дидактическая игра «Народная мудрость»

- Пища не должна быть чрезмерной и обильной. Народ уже давно видит в этом источник болезней. На эту тему есть пословицы практически у всех народов. У вас на столах лежат пословицы. Прочитайте их и скажите, как вы их понимаете.

«Умеренность – лучший врач»;

"Умеренный в пище всегда здоров";

"Кто ест, будучи сытым, тот своими зубами роет себе могилу";

«Не в меру еда – болезнь и беда»;

"Обжорство затуманивает разум";

"Не все в рот, что око видит".

 

- В пословицах разных народов звучит мысль, что умеренность во всем играет главную роль в сохранении здоровья.

Питайтесь разумно! Выявляйте свои ошибки в питании. Вот главные из них.

 

Ошибки в питании:

Мы едим слишком много, больше чем расходуем энергии.

Мы едим слишком жирную пищу.

Мы неправильно выбираем продукты.

Мы едим неправильно: нерегулярно, быстро, бесконтрольно.

Мы неправильно готовим.

Мы слишком много лакомимся.

Мы питаемся, забывая о своем возрасте.

 

3. Когда и как?

- Еще перед нами всегда стоит вопрос: Как часто принимать пищу?

- Школьные годы — очень важный период в вашей жизни. В это время рекомендуется 4-5-разовое питание с интервалами между приемами пищи в 3-4 часа. Наиболее целесообразным считается следующий распорядок употребления пищи в течение дня:

7.00 - 7.30 — завтрак (20% калорийности суточного рациона);

10.00 - 10.30 — школьный завтрак (20% калорийности суточного рациона);

13.00 - 13.30 – обед (35% калорийности суточного рациона);

16.00 - 16.30 — полдник (5% калорийности суточного рациона);

19.00 - 19.30 – ужин (20% калорийности суточного рациона).

(На доску вывешивается распорядок употребления пищи в течение дня).

 

Составление примерного меню на день для школьника

-Давайте теперь составим примерное меню на день для школьника. У меня составлен рацион питания на день. Ваша задача – определить в какое время дня мы будем есть данные продукты.

Каша (пшенная, овсяная, гречневая), горячий напиток (кофе, чай, какао), компот или молоко- первый завтрак.

Омлет или сырники, горячий напиток (кофе, чай, какао), компот или молоко- второй завтрак.

Овощной салат, первое - суп, второе – блюдо из мяса или рыбы и гарнир (каша или картофельное пюре), компот - обед.

Кефир или питьевой йогурт, печенье с добавлением цельных злаков, фрукт - полдник.

Блюдо из овощей или творога, кефир или йогурт - ужин.

 

- Важно с детства придерживаться режима питания, а так же культуры питания:

На обед нужно тратить не менее получаса.

Хорошо за стол садиться не в одиночестве.

Забудьте во время обеда о всех неурядицах и проблемах.

Не ешьте наспех, кое как пережевывая пищу, не ощущая вкуса и не получая удовольствия от еды.

 

- Пренебрежение правилами приема пищи может стать причиной различных болезней желудка, печени, кишечника, кровеносной системы.

 

- Теперь проанализируйте, как вы питаетесь и постарайтесь ликвидировать ошибки в питании, для этого ответьте на следующие вопросы:

Анкета: « Как вы питаетесь?»

 

1. Завтракал ли ты? Да. Нет

2. Что ты ел на завтрак? Яйца, блинчики, хлеб с маслом, бутерброд, фрукты, прочие продукты.

3. Считаешь ли ты, что ешь слишком много сахара? Да. Нет

4. Считаешь ли ты, что завтрак необходим? Да. Нет

5. Какие твои любимые овощи? Морковь, капуста, помидоры, горошек, другие.

6. Какие овощи ты не ешь?

7. Ешь ли ты сырые овощи? Да. Нет

8. Какие сырые овощи ты ешь? Морковь, репу, шпинат, салат, цветную капусту, перец, другие овощи.

9. Ешь ли ты овощи в перемене между приёмами пищи? Да. Нет

10. Сколько раз в день ты ешь овощи? 0, 1, 2, 3, 4 и более

11. Любишь ли ты фрукты? Да. Нет

12. Какие твои любимые фрукты? Яблоки, апельсины, бананы, груши, другие.

13. Ешь ли ты фрукты на завтрак? Да. Нет

14. Сколько раз в день ты ешь свежие фрукты? 0, 1, 2, 3, 4 и более

15. Ешь ли фрукты на обед? Да. Нет

16. Какие фруктовые соки ты пьёшь?

17. Какой сорт хлеба чаще всего ты ешь? Белый, чёрный, ржаной, другие сорта

18. Пробовал ли ты хлеб грубого помола? Да. Нет

19. Сколько раз в день ты пьёшь молоко? 0, 1, 2, 3, 4 и более

20. Пьёшь ли молоко на завтрак? Да. Нет

21. Что ты чаще всего ешь между приёмами пищи? Сыр, орехи, фрукты, кофе, конфеты, овощи, печенье, другое.

22. Что ты пьёшь чаще всего? Лимонад, чай, фруктовый сок, вода, молоко, кофе и другое

23. Считаешь ли ты продукты и напитки, которые употребляешь между основными приёмами пищи, полезными для тебя? Да. Нет

24. Назови одно полезное блюдо?

25. Ты солишь пищу? Да. Нет

26. Считаешь ли ты вредным для себя избыточное употребление соли? Да. Нет

27. Ты любишь рыбу? Да. Нет

28. Ты любишь мясо курицы? Да. Нет

29. Ты любишь другие сорта мяса? Да. Нет

30. Что чаще всего ешь?

31. Считаешь, что твой вес: нормальный, избыточный, недостаточный

32. Ты любишь попробовать новые блюда? Да. Нет

33. Придерживаешься ли ты, мнения, что здоровые привычки питания помогут тебе остаться здоровым? Да. Нет

34. Считаешь ли ты, что ешь полезные продукты? Да. Нет

Я проанализирую ваши ответы и на следующем занятии каждому дам рекомендации по приёму пищи. А сейчас давайте познакомимся с правилами правильного питания.

 

Правила правильного питания

Утром нужно обязательно завтракать.

Никаких «сухомяток».

Пища должна быть разнообразной.

В рационе питания необходимо уменьшить количество сахара.

Обязательно в рационе питания необходимы овощи (не только любимые)

Необходимо употреблять большое количество фруктов.

В рационе питания должны присутствовать всё фрукты питания, а не только любимые.

Необходимо 3 раза в день употреблять свежие овощи и фрукты.

Необходимо больше пить воды и фруктовых соков.

Из рациона питания необходимо исключить употребление белого хлеба, а больше употреблять хлеб грубого помола.

Употребление соли не должно быть избыточным.

В рационе питания необходимо употребление мясо рыбы, мясо курицы и не жирных видов мяса.

Необходимо всегда следить за калорийностью пищи.

Употребление пищи только при чувстве голода.

Обязательно контролировать массу тела.

Употреблять только полезные продукты для организма.

Правильно готовить: лучше на пару или тушить.

 

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

 

- Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сделали на сегодняшнем занятии?

- Какой еде вы отдадите предпочтение?

- Как нужно питаться?

- Каждый из вас должен задать себе следующие вопросы:

Не слишком ли много я ем?

От чего следовало бы отказаться?

Когда я должен был отказаться от приема пищи?

Всегда ли пища была хорошо приготовлена?

Достаточно ли витаминов в моем рационе?

Не нарушил ли я режим питания?

Конкурс “Собери буквы”

- Переставляя буквы, разгадайте слова и расскажите, что помогает человеку быть здоровым.

(Движение, прогулка, режим, правильное питание, осторожность).

 

Логическая задача «Исправь ошибку»

- Во время занятия мне пришла SMS от мальчика Пети – сладкоежки. Послушаем его и сравним с тем, что мы сегодня узнали на занятии:

 

«Дорогой друг, если хочешь быть здоров, то питайся однообразной пищей. Больше ешь булочек, сладостей, особенно если ты склонен к полноте. Мучная и сладкая пища приводит к накоплению избытка жира под кожей, и ты быстро наберёшь вес. Очень вредно есть овощи и фрукты.

Старайся есть больше на ночь, утром можно и не завтракать. Представь, как хорошо съесть за ужином большой кусок мяса, колбасы, сыра, попить сладкого чая с конфетами, пирожным». (Ответы детей).

 

- Однажды Сократа спросили: “Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?” Великий мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!”

 

- Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

Накапливайте и берегите свое здоровье, учитесь этому у окружающих людей: занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других!

 

- В заключение хочу прочитать слова Л. Н. Толстого:

Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой, чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней, и им легче было бы управлять своею душой и телом”.

 

 

РЕФЛЕКСИЯ

 

-Я думаю, что наше занятие принесло большую пользу вашему здоровью, дало вам моменты радости от новых знаний и общения друг с другом.

Спасибо за работу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1705237551aa.gif

 

 

 

t1705237551ab.gif

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

t1705237551ac.gif


 


 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

t1705237551ad.gif


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

t1705237551ae.gif


 


 


 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

t1705237551af.gif


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1705237551ag.gif

 

 

 

t1705237551ah.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1705237551ai.gif

t1705237551aj.gif

 

t1705237551ak.gif

 

 

 

t1705237551al.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1705237551am.gif

 

 

 

t1705237551an.gif

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 


 

t1705237551ao.gif


 


 

t1705237551ap.gif


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

t1705237551aq.gif


 

t1705237551ar.gif


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

t1705237551as.gif


 

t1705237551at.gif


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

t1705237551au.gif


 

t1705237551av.gif


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

t1705237551aw.gif


 

t1705237551ar.gif


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

t1705237551ax.gif


 

t1705237551ay.gif


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

Каша (пшенная, овсяная, гречневая).

Горячий напиток (кофе, чай, какао).

Фруктовый сок.

Яйцо.

Компот или молоко.


 


 

 

 

 

 

 

 

 

Омлет или сырники.

Запеканка.

Горячий напиток

(кофе, чай, какао).

Компот или молоко.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Овощной салат.

Суп.

Блюдо из мяса или рыбы.

Гарнир

(макароны или картофельное пюре).

Компот, чай.

 

 


 


 


 


 

Кефир или питьевой йогурт.

Печенье с добавлением цельных злаков.

Фрукт.


 


 


 


 


 

Блюдо из овощей или творога.

Отварное мясо или рыба.

Кефир или йогурт.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации