Конспект открытого урока на тему «Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже» (4 класс)
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
4 КЛАСС
Учитель: Усманова Валида Джаватовна
ТЕМА УРОКА: Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже.
Цель урока: формировать навык правописания безударных окончаний имен существительных в предложном падеже.
Задачи:
Обучающие
Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имен существительных в предложном падеже.
Формировать умение проверять безударные окончания имен существительных единственного числа в предложном падеже.
Развивающие
Развивать навык грамотного письма.
Развивать мышление, память, речь учащихся.
Воспитывающие
1.Воспитывать доброту, взаимовыручку, товарищество,правильное отношение к человеческим ценностям.
Здоровьесберегающие
Соблюдать санитарно-гигиенические нормы.
Сменять виды деятельности учащихся.
Соблюдать двигательную активность детей
Тип урока: урок введения новых знаний
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; смысловое чтение; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.
Коммуникативные-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные- постановка учебной задачи, сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Применение педагогических технологий: технология игрового обучения, информационно-коммуникационная, технологя развивающего обучения, уровневой дифференциации, перспективно-опережающего обучения, развития творческого воображения.
Формы работы с учащимися-индивидуальная, фронтальная,работа в парах,групповая, дифференцированная.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Создание психологического климата на уроке.
-Здравствуйте,ребята! (прочитать высказывание) «Считают,что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет: успех приходит к тем , кто встает в хорошем настроении» М.Ашар
-Ребята, для чего нужно нам хорошее настроение? (ответы детей)
-А у вас сегодня какое настроение?
-Как хорошо, что у вас хорошее настроение. Я вам желаю успешной работы!
- Ребята,улыбнитесь друг другу и подарите улыбки гостям!
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Каллиграфическая минутка.
-Ребята, откройте тетради и запишите число, классная работа, Пп
2. Словарная работа в загадках.
-Я буду читать загадки, а вы пишите отгадки в строчку через запятую.
Белый ворот,черный фрак
Кто забрел в наш зоопарк?
Это житель южных льдин,
Называемый…..(пингвин)
Ку-ка-ре-ку кричит
Он звонко,звонко.
Хлопает крыльями громко-громко.
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (петух)
Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежит в нем
Задачник,
Букварь и ….(пенал)
-Подчеркните ошибкоопасные места и объясните.
-Что общего у этих слов? В чем различие?
-Запишем предложение и сделаем синтаксический разбор.
Кудрявые2 ветки украсились нежным пушистым инеем.4 (характеристика предложения, над каждым словом указать часть речи)
III.Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
-Сегодня мы работаем под девизом: «С малой удачи начинается большой успех!» А тему урока мы узнаем после того,как разгадаем кроссворд.
|
1п |
р |
и |
с |
т |
а |
в |
к |
а |
|||||||||||||||
|
2п |
р |
е |
д |
л |
о |
г |
|
||||||||||||||||
|
3к |
о |
р |
е |
н |
ь |
|
|||||||||||||||||
|
4п |
а |
д |
е |
ж |
и |
|
|||||||||||||||||
5м |
е |
с |
т |
о |
и |
м |
е |
н |
и |
е |
|
|
|
|
||||||||||
|
6п |
о |
д |
л |
е |
ж |
а |
щ |
е |
е |
|
|
|
|||||||||||
|
7а |
н |
т |
о |
н |
и |
м |
ы |
|
|
|
1.Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
2. Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
3. Общая часть родственных слов.
4. В русском языке их 6.
5. Самостоятельная часть речи, который указывает на предмет,но не называет его.
6. Главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? Что?
7.Слова, имеющие противоположное лексическое значение.
-Какое слово у вас получилось?
-Какая часть речи обозначает предмет?
-Что такое существительное? Почему два вопроса?
-Назовите морфологические признаки существительного.
-А какого признака нет в таблице? (Склонение и падежи)
-Давайте вспомним, падежные вопросы и склонение существительных?
IV. Новая тема (На доске)
О школе об уроке
О речи об Оле
О маме об острове
-Сравните слова двух групп.
-Что общего у этих существительных?(безударное окончание, П.п.)
-Чем отличается первый столбик от второго?)
(предлогами: в первом О; во втором ОБ)
-Какой у вас возникает вопрос?
-Попробуйте сформулировать тему урока: «Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже.Правильное употребление предлогов»
-Какую учебную задачу поставим перед собой?
(Правильно писать безударные окончания. Запомнить их по типу склонения)
-Как отличить Предложный падеж?
(по вопросам, предлогам, окончаниям)
П.п
О ком? О чем? (где?)
-о. (об), в, на, при.
-От чего зависит окончание Предложного падежа? (от типа склонения)
-Давайте составим алгоритм действий
ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ БЕЗУДАРНОЕ ОКОНЧАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО НАДО: ШАГ 1 Определить падеж, ШАГ 2 Определить склонение. ШАГ 3 Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже. ШАГ 4 По «волшебному» слову проверить окончание существительного 1 скл.-рука, 2скл.-плечо, 3 скл.-грудь. |
V. Самостоятельная работа с взаимопроверкой (розовая карточка)
На берез…, в парк…, на лошад…,
в тетрад…, на окн…, в рыб…,
на урок…, при дом…, в школ…,
на рек…, в таблиц…, на дерев…
VI.Физминутка
-(хлопаем -П.п, топаем – Р.п.) «Самый внимательный»
На востоке (П.п), от реки (Р.п.), на шапке (П.п),из леса(Р.п.),на тополе П.п),у бабушки (Р.п.), в деревне (П.п), из школы(Р.п.),о празднике (П.п).
VII.Фронтальная работа (голубая карточка)
-Определите, где пишется предлог О, ОБ
- тайне, акварели, помощи,
-сердце, -фасоли, -огне
-инее, -сирени, -снеге,
-острове, -окне, -празднике,
-сказке,-книге,-герое
-Анне, -Оле, -Илье
VIII. РАБОТА В ГРУППЕ (желтая карточка)
ГРУППА 1
В конце лета, живем в деревне, в тишине леса, рассказ о враге, идти в конце, о трусости товарища, жить в ссоре, на севере страны, в вопросе ученика, песня о войне.
ОПРЕДЕЛИТЬ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ГРУППА 2
Составьте и запишите словосочетания с именами существительными в предложном падеже
Дежурил (выставка), сказка (репка), сидит (ветка), песня (Родина), поехал (машина), написал (тетрадь, пошел (тропинка).
Выделите окончания.
-Помните, что сущ. в П.п. употребляются только с предлогами.
ГРУППА 3
Спишите, вставляя пропущенные буквы
На лошад…, на лошадк…, на постельк…, на постел…, в колыбельк…, в колыбел…, о медальк…, о медал…, в горсточк…, в горст…, о косточк…, о кост…
ОПРЕДЕЛИТЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ВЫДЕЛИТЕ ОКОНЧАНИЕ.
ТЕСТ «ПРОВЕРЬ СЕБЯ» (оранжевая карточка)
Если слово в Предложном падеже – обведите букву в столбике «да» - если в других падежах, то «нет»
|
|
ДА |
НЕТ |
1. |
Нырнул в воду |
ж |
м |
2. |
Играют в воде |
о |
с |
3. |
Сидел на берегу |
л |
п |
4. |
Отъехал от берега |
и |
о |
5. |
Скользят по воде |
ч |
д |
6. |
Скрылась в глубине |
е |
у |
7. |
Жить на острове |
ц |
й |
|
|
|
|
|
|
|
IX. РЕФЛЕКСИЯ
- Чему научились на уроке?
- Что понравилось вам на уроке?
-Кому новый материал показался сложным?
X.ИТОГ УРОКА. ОЦЕНИВАНИЕ.
-Я на уроке запомнил…, узнал..., научился.
-Мне понравилось…
-Было интересно…
XI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ