Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных (Русский язык, 3 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27»»
городского округа Саранск Республики Мордовия
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных»
подготовила
учитель начальных классов
Макарова Евгения Павловна
г. о. Саранск
2023
1. Учебный предмет: русский язык
2. Класс: 3
3. Тема урока и номер урока в разделе: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных (раздел «Имя существительное» урок 8)
4. Цель: сформировать представления о правописании мягкого знака после шипящих на конце имен существительных
5. Планируемые результаты:
Личностные УУД
1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Предметные УУД:
Находить в словах орфограмму-букву ь после шипящих в конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм.
Графически объяснять написания имен сушествительных с шипящим на конце с ь и без ь.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Используемые ЭОР: название, тип, вид ресурса. Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР | Обоснование целесообразности использования ЭОР | Время (в мин.) |
Орг. момент | Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, дает положительный настрой на результаты урока | Учащиеся демонстрируют готовность к уроку, высказываются об эмоциональном настрое на работу на уроке. | | | 1 мин. |
Актуализация знаний учащихся | Сколько букв в русском алфавите? Какие буквы в русском языке не обозначают звуков? Какая из них указывает на мягкость предшествующего согласного звука? (ь) Приведите примеры А какую еще роль может играть ь в словах?( может разделять гласную от согласной) | Пишут Ь Записывают 3 слова, с ь-показателем мягкости, 3 слова с разделительным ь | | | 5 мин. |
Постановка учебной задачи | А какую роль играет ь в словах ночь, рожь, помощь? А почему вы не можете ответить? А что объединяет эти слова? Произнесите их. Какие звуки вы слышите в конце слов? Какую цель вы поставите перед собой? | ??? Это имена существительные Шипящие Узнать, какую роль играет ь в именах существительных после шипящих | | | 2 мин. |
Усвоение новых знаний и способов деятельности | Послушайте слова: стриж, речь, брошь, тушь, мышь, калач, мяч, малыш, грач, ночь Чем они похожи? Запишем эти слова в две группы : с ь и без ь Что объединяет слова первого столбика? Второго? Какой вывод мы можем сделать? Проверим наш вывод с учебником с. 31 Совпадают наши выводы с выводами авторами учебника? Какую цель мы поставили перед собой? Можете теперь ответить, какую роль играет ь в словах ночь, рожь, помощь? Что нового мы узнали о роли ь в словах? Попробуем применить новые знания на практике А теперь проверим, как вы усвоили правописание имен существительных с шипящим на конце слова(физкультминутка) Если в слове нужно писать ь вы хлопаете в ладоши, если нет- приседаете | Это имена существительные, которые оканчиваются на шипящий звук Это существительные ж.р,(м.р) У имен существительных м. рода не пишется ь на конце слова после шипящих, а у существительных женского рода ь. Дети читают правило Мягкий знак является показателем женского рода имен существительных, оканчивающихся на шипящие Дети выполняют упражнение 53, с.32,объясняя, в каких словах пропущен ь. Дети анализируют слова и выполняют необходимые действия | Распредели слова по столбикам. Практический Интерактивное задание
| Наблюдение за речевым материалом | 14/ 3 мин. |
Закрепление знаний и способов действий | Обобщает знания учащихся о роли ь в словах Применим полученные знания на практике | Дети приводят примеры Дети определяют роль ь знака в словах и распределяют слова по столбикам | Роль ь Практический Интерактивная схема Распредели слова по колонкам Контрольный Интерактивное задание | Для повышения познавательной активности Для дальнейшей коррекции полученных знаний | 18/3 мин. 15 мин. |
Рефлексия учебной деятельности | Посмотрите текст домашнего задания, упр.59, Вам необходимо распределить слова на группы. Легко вам будет выполнять, или у вас будут трудности? | Дети анализируют предложенный материал | | | 3 мин. |
Итог урока | Какая тема урока была сегодня? Как вы будете писать имена существительные с шипящими на конце? | Дети отвечают, оценивают себя с помощью лесенки достижений | | | 2 мин. |
Список использованной литературы
1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Ч.2.- М.: «Просвещение», 2023
Ирина Владимировна Казарцева