Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных (Русский язык, 3 класс)

1
1
Материал опубликован 31 October 2023


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №27»»

городского округа Саранск Республики Мордовия











Конспект урока по русскому языку
в 3 классе

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных»





подготовила

учитель начальных классов

Макарова Евгения Павловна

















г. о. Саранск
2023





1. Учебный предмет: русский язык

2. Класс: 3

3. Тема урока и номер урока в разделе: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных (раздел «Имя существительное» урок 8)

4. Цель: сформировать представления о правописании мягкого знака после шипящих на конце имен существительных

5. Планируемые результаты:

Личностные УУД

1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Предметные УУД:

Находить в словах орфограмму-букву ь после шипящих в конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм.

Графически объяснять написания имен сушествительных с шипящим на конце с ь и без ь.













Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Используемые ЭОР: название, тип, вид ресурса.

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР

Обоснование целесообразности использования ЭОР

Время

(в мин.)

Орг. момент

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, дает положительный настрой на результаты урока

Учащиеся демонстрируют готовность к уроку, высказываются об эмоциональном настрое на работу на уроке.



1 мин.

Актуализация знаний учащихся

Сколько букв в русском алфавите?

Какие буквы в русском языке не обозначают звуков? Какая из них указывает на мягкость предшествующего согласного звука? (ь)

Приведите примеры

А какую еще роль может играть ь в словах?( может разделять гласную от согласной)



Пишут Ь













Записывают 3 слова, с ь-показателем мягкости, 3 слова с разделительным ь



5 мин.

Постановка учебной задачи

А какую роль играет ь в словах ночь, рожь, помощь?

А почему вы не можете ответить?

А что объединяет эти слова?

Произнесите их. Какие звуки вы слышите в конце слов?





Какую цель вы поставите перед собой?

???









Это имена существительные





Шипящие





Узнать, какую роль играет ь в именах существительных после шипящих



2 мин.



Усвоение новых знаний и способов деятельности

Послушайте слова: стриж, речь, брошь, тушь, мышь, калач, мяч, малыш, грач, ночь

Чем они похожи?













Запишем эти слова в две группы : с ь и без ь

Что объединяет слова первого столбика? Второго?

Какой вывод мы можем сделать?





Проверим наш вывод с учебником с. 31



Совпадают наши выводы с выводами авторами учебника?



Какую цель мы поставили перед собой? Можете теперь ответить, какую роль играет ь в словах ночь, рожь, помощь?







Что нового мы узнали о роли ь в словах?



Попробуем применить новые знания на практике

А теперь проверим, как вы усвоили правописание имен существительных с шипящим на конце слова(физкультминутка)

Если в слове нужно писать ь вы хлопаете в ладоши, если нет- приседаете


















Это имена существительные, которые оканчиваются на шипящий звук



















Это существительные ж.р,(м.р)

У имен существительных м. рода не пишется ь на конце слова после шипящих, а у существительных женского рода ь.

Дети читают правило

















Мягкий знак является показателем женского рода имен существительных, оканчивающихся на шипящие









Дети выполняют упражнение 53, с.32,объясняя, в каких словах пропущен ь.



Дети анализируют слова и выполняют необходимые действия

Распредели слова по столбикам.

Практический

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ca8e9e7-7f0f-4c11-8675-59e2870c89b7/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BQS_086%5D.html
































































































Наблюдение за речевым материалом














































































14/ 3 мин.

Закрепление знаний и способов действий

Обобщает знания учащихся о роли ь в словах















Применим полученные знания на практике




Дети приводят примеры



















Дети определяют роль ь знака в словах и распределяют слова по столбикам



Роль ь

Практический

Интерактивная схема





http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6583815a-74f8-48fd-8963-bced1c8a8084/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BIA_085%5D.swf









Распредели слова по колонкам

Контрольный

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/685c5eb1-200f-4d7b-bf44-d6137947eb54/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BQS_088%5D.html


Для повышения познавательной активности















Для дальнейшей коррекции полученных знаний

18/3 мин.























15 мин.

Рефлексия учебной деятельности

Посмотрите текст домашнего задания, упр.59,

Вам необходимо распределить слова на группы.

Легко вам будет выполнять, или у вас будут трудности?

Дети анализируют предложенный материал



3 мин.

Итог урока

Какая тема урока была сегодня? Как вы будете писать имена существительные с шипящими на конце?

Дети отвечают, оценивают себя с помощью лесенки достижений



2 мин.










Список использованной литературы

1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Ч.2.- М.: «Просвещение», 2023








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, все задания интересные

1 November 2023

Похожие публикации