12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Катаева Людмила Николаевна7

Приложение 3.1.1, 3.2.1

Тема урока: Правописание суффиксов –чик-, -щик- в именах существительных

5 «А» класс

Тип урока: «открытие» нового знания

Деятельностная цель: развивать орфографическую зоркость, зрительную память; развивать умения учащихся анализировать, аргументировано объяснять условия выбора букв ч- щ в суффиксах существительных – чик (-щик-).

Содержательная цель: выяснить каковы условия выбора правописания суффиксов – чик (- щик); устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах; вызвать интерес к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.


Планируемые результаты:

Личностные: 1) уважительное отношение к родному языку;

2) стремление к речевому самосовершенствованию;

3) пополнение словарного запаса;

4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

Предметные:

1)применять способ действия для правильного написания суффиксов – чик – и – щик -2)избегать ошибок в написании существительных с суффиксом – чик – и – щик;


Метапредметные:

1)проводить наблюдение под руководством учителя;

2)осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;

3)давать определение понятиям;

4)устанавливать причинно-следственные связи;

5)сравнивать, делать вывод;


Основные понятия: суффикс, омонимичные суффиксы , морфема, парные согласные,

УМК С.И Львова. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. М.: Мнемозина, 2018.

Оборудование:

ПК;

 мультимедийный проектор;

учебник

карточки


Структура урока:

1) Организационный этап.

2) Мотивация к учебной деятельности.

3) Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

4) Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.

5) Построение проекта выхода из затруднения и его реализация

6) Первичное закрепление во внешней речи

7) Промежуточная рефлексия.

8) Самостоятельная работа с самопроверкой

9)Включение в систему знаний и повторение

10)Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.

11)Информация о домашнем задании (комментирование).





п/п

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.

Организационный этап.

Коммуникативные

Регулятивные


-А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Включение в работу

2.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель :создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.


УУД: личностные, коммуникативные.


Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)


Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»):( Слайд 1)

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение.



Учитель: как мы будем работать?

Дети: Дружно, терпеливо, внимательно, уважительно.

Учитель: Девиз нашего урока «С малой удачи начинается большой успех!»

- Как вы понимаете эти слова?

- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!


Приветствие учащихся.

Запись даты в тетрадях

3.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

ЦЕЛЬ:актуализировать знания детей по теме «словообразование имен существительных»

УУД: регулятивные

коммуникативные


Планирование учебного сотрудничества (Р)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)


1. Посмотрите на экран, что вы видите?( на слайде 2,3 изображены люди разных профессий).

Водитель, баянист, трубач, скрипач, библиотекарь, летчик, шахтер, дирижер, сварщик, дворник

Что объединяет эти слова? Ребята, а вы задумывались всерьез о будущей профессии? Выбор профессии – важное дело, откладывать на потом не стоит, задуматься над вопросом “кем быть” надо уже сейчас. Но пока ваша основная задача – учиться, чтобы стать грамотными специалистами.

Вы уже обратили внимание на то, что в названиях профессий используются самые разные суффиксы. Какие? Каково значение этих суффиксов?

Профессий действительно много. Вот перед вами ещё целый ряд профессий.

(На доске записаны слова с пропущенной орфограммой) Перевоз.. ик, гардероб…ик, груз…ик, извоз…ик, гон…к, смаз…ик

Ребята определяют значение суффиксов «лицо мужского пола, профессия»; определяют, как образованы слова; предлагают записать слова с пропущенной орфограммой.

4.

Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

УУД: познавательные

коммуникативные

регулятивные


Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)


Вы правильно выполнили задание? Задание я вам дала одно, а выполнили его вы по-разному. Почему так произошло? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока? На какой вопрос вы хотели бы получить сегодня ответ? Какие цели можем поставить перед собой на уроке? Чтобы наша цель осуществилась, что мы должны сделать?


Осознают, что не могут выполнить задание, потому что не знают правила.

-называют тему урока (правописание суффиксов –чик-щик-)

Запись темы урока в тетради

Цели урока: (1. Выяснить, когда пишется суффикс –чик-, а когда –щик-.2. Потренироваться в написании слов с этими суффиксами)

Ребята говорят, что для осуществления цели мы должны понаблюдать, сравнить, сопоставить


5.

Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

ЦЕЛЬ:спланировать дальнейшую деятельность

УУД:личностные,

познавательные,

регулятивные,

коммуникативные


Прогнозирование (Р)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Самоопределение (Л) Умение удерживать учебную задачу (Л)


Ребята перед вами слова (Слайд 4) . Какое задание мы можем выполнить исходя из нашей цели? Предлагаем поработать на выбор в группах или парах.

Разведчик, прицепщик, пулеметчик, обойщик, укладчик, ямщик, перебежчик, каменщик, разносчик, стекольщик, подписчик, танцовщик, буфетчик, фонарщик, смазчик, рассказчик

Работаем с лексическим значением неизвестных ребятам слов с помощью толкового словаря.

Посмотрите внимательно на слова. Какие у вас есть идеи? Когда, на ваш взгляд, в существительных пишется суффикс –чик, а когда –щик?

- Так. Ещё какие есть варианты? (Учитель записывает гипотезы на доске)

-Ещё одна гипотеза. Если больше нет предложений, будем проверять ваши гипотезы.


Учитель делает подсказку. -Подчеркните согласные, после которых пишется суффикс –чик.

- Можете теперь сформулировать правило, после каких согласных пишется суффикс –чик.


А все ли эти слова указывали на профессию?



Где можно узнать, наши выводы верны или нет?



Работа в группах

Учащиеся перечисляют правила работы в группе:

- Получив задание, разберись в нем.

- Не пренебрегай опытом других - он твой помощник.

- Определите, что вам понадобится в работе.

- Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы.

- Согласовы

вай свою работу с другими.

- Вместе работали - вместе обсуждаем.

Определение лексическо-

го значения слов

Выполнение заданий в тетрадях

Выделяют суффиксы.

Учащиеся высказываются по поднятой проблеме, выдвигают гипотезы:


Группы предлагают свои варианты схематичной записи правила






Ребята приходят к выводу, что эти суффиксы указывают на деятельность

6.

Первичное закрепление во внешней речи

ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания

УУД: регулятивные, познавательные


Подведение под понятие (П);

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);


Контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном; коррекция (исправление ошибок) (Р)


- Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования. Чтение правила .Возвращаемся к «пустотам», оставленным в словах на 3-м этапе урока, объясняем правописание суффиксов.


Учащиеся доказывают, в каких словах пишется суффикс –чик-, а в каких – щик.


7.

Промежуточная рефлексия

ЦЕЛЬ:Обобщить, сделать выводы, самооценка

УУД: познавательные, регулятивные,

личностные


Анализ, обобщение, классификация (П);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

Самоопределение (Л)

- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний.

- Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?

- Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось?

- Как бы вы оценили работу группы и свою собственную?

Умение выделять суффиксы, т. е. знание морфемики; знание парных согласных, т. е. фонетические знания.

Самооценка

8.

Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучиванием результатов.

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: познавательные

регулятивные, коммуникативные


Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Умение структурировать знания (П)

Для того чтобы проверить свой личный результат усвоения правила, какую работу необходимо провести?

Закрепим ваши знания, выполняя упражнение 532.


Ребята предлагают поработать самостоятельно

Объясняют условия выбора орфограмм.

Работают над своей устной речью.

Отрабатывают правило .

Записи в тетрадях

(после выполнения упражнения учащиеся по одному подходят к доске и прикрепляют суффиксы к исходным частям слов)

9

Включение в систему знаний и повторение.

ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания

УУД: познавательные,

регулятивные, личностные


Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Самоопределение (Л)

Умение строить речевое высказывание, анализировать объекты с целью выделения признаков(П)

Рассмотрим следующие слова: переводчик, барабанчик, лимончик, наборчик. (Слайд 5) Выделим суффиксы. Какое явление мы наблюдаем? Да, в некоторых словах суффиксы одинаковые. А одинаковые ли у этих суффиксов значения? Как называются суффиксы с одинаковым написанием и разным значением? (Омонимичными).

Посмотрите на запись: (Слайд 6) почему можно посмеяться, читая эти предложения?

Наборчик набирал текст новой книги. Малышу купили новый барабанщик.

Молодцы, ребята. Ну а сейчас для закрепления всего сказанного сегодня на уроке я предлагаю вам заполнить карточки (Приложение1) Впишите в клеточки нужную орфограмму, соблюдая нумерацию. В каждой клеточке есть точка. Соедините между собой точки в тех клеточках, в которых будет стоять буква Ч

(Слайд 7)

Ответы: наборчик – слово, образованное от слова набор, значение – маленький набор; барабанщик – это тот, кто бьёт в барабан, а игрушка – барабанчик.



При работе с карточкой должна получиться раскрашенная цифра «5».

Это результат работы на уроке


10

Рефлексия.

ЦЕЛЬ:Обобщить, сделать выводы, самооценка

УУД: познавательные, личностные,

коммуникативные


Умение выражать свои мысли (К)

Рефлексия (П)

Смыслообразование (Л)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

- Какую цель мы поставили в начале урока?

-Удалось ли нам достичь поставленных целей?

-Научились писать слова на это правило?

-Обратимся к девизу. - -Пригодятся ли вам полученные сегодня на уроке знания? Где?

А теперь давайте заполним «Карту самоотчета» оценочную (что делал-что далось легко, что вызвало затруднения)




Оценка работы класса

Самооценка

11

Объяснение домашнего задания.


На выбор учащихся. (Слайд 9)

1.упр.533

2. упр.534

3.подготовить сообщение о профессиях, которые существовали в недалеком прошлом

Записывают задания в дневники





Приложение 1.

1.


2.

3.

4.


5.

6.

7.


8.

9.

10.


11.

12.

13.


14.

15.













Вставьте пропущенную орфограмму и внесите её в соответствующую клеточку. Те клеточки, в которых стоит буква Ч, раскрасьте красным цветом.

1.Перебеж…ик

2.Проход…ик

3.Диван…ик

4.Перевоз…ик

5.Бан…ик

6.Выдум…ик

7.Перепис…ик

8.Рассказ…ик

9.Развед…ик

10.Шарман…ик

11.Камен…ик

12.Приказ…ик

13.Обид…ик

14. Пулемет…ик

15.Стуль…ик

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.