12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарунина Вера Александровна1811
Россия, Курганская обл., Куртамыш
Материал размещён в группе «2024 год - Год семьи»

Православные традиции. Пасха – светлый праздник

Цель: создать условия для развития духовно-нравственного воспитания через приобщение обучающихся к истокам русской культуры.

Задачи:

1.Познакомить обучающихся с традициями и обрядами, сопровождающими праздник Пасхи.

2. Объяснить значение поста с духовно-нравственной точки зрения.

3. Прочитать рассказ Чехова А.П. «Казак», выяснить нравственную составляющую произведения.

Форма: Индивидуальная, групповая работа, работа в парах.

Методы и приемы: анализ визуальной и текстовой информации, беседа.

Средства: мультимедийная презентация, текст (рассказ Чехова «Казак» https://ilibrary.ru/text/4221/p.1/index.html )

Ход классного часа:

1.Вызов.

-Добрый день! Мне приятно видеть вас на очередном классном часе, я и надеюсь, что занятие будет интересным и полезным.

-Какой праздник отмечают православные христиане в ближайшее воскресенье? (Ответы обучающихся) Верно, будет празднование Светлой Пасхи.

-Мы сегодня говорим о Пасхе. По-другому Пасху называют «Праздников праздник и торжество торжеств». Что вы знаете об этом празднике?

- Что означает слово «Пасха»? Почему Пасха - главный праздник христиан? Каковы традиции праздника и почему? (Ответы обучающихся) Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для христиан и самый большой христианский праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и обозначает «избавление». Для современной православной России праздник Пасхи – это избавление от грехов и неверия, возрождение к новой жизни. В день Пасхи вспоминается Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа на третий день после его распятия. Страдания Христа, его мученическая смерть спасли всех людей от власти греха, от смерти духовной, даровав надежду на спасение, на искупление грехов, на вечную жизнь.

- Чтобы лучше понять традицию праздника Пасхи, я предлагаю познакомиться с произведением Чехова «Казак». (приложение). Обратимся к содержанию рассказа и определим время и пространство, обозначенное в нем.

2.Осмысление (чтение с остановками).

-Итак, обратимся к началу рассказа. Прочитаем первый абзац. 

(Ответы обучающихся) (Время: Окончание Великого поста, рассвет Пасхального дня, Светлое Христово Воскресение).

-Пасхе предшествует Великий пост, который длится 48 дней. Пост - это время молитвы и покаяния, когда каждый должен просить у Господа прощение своих грехов. Великий пост напоминает верующим о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Во время поста происходит духовная и телесная подготовка к Великому Воскресению. Телесная подготовка заключается в том, что верующие отказываются от скоромной пищи - не едят мясо, масло, яйца, молоко. Духовная подготовка - это отказ от развлечений, усиленное чтение молитв, посещение церковных служб, исповедь, покаяние. Во время поста верующие стараются удалиться от всего греховного. Последняя неделя поста называется Страстная седмица. Всю эту неделю христиане должны проводить в строжайшем посте и молитве. Этот период траурный, поэтому одеяния в церкви бывают черные.

(Пространство: сельская местность, безлюдная степь, хутор Максима Торчакова). 

-Вспомните, каково настроение Максима? Почему настроение Максима было столь радужным? Только ли душа Максима ликует в этот день?

 (Ответы обучающихся) (Удивительный рассвет. Тишина, мир, покой, как и положено в такой день. Казалось бы, полная гармония, человека и природы, духовного и физического начал. А ведь что-то в этом описании не так. Что вносит в него дисгармонию?

Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями.

– Сказано, велик день! – говорил он. – Вот и велик! Погоди, Лиза, сейчас солнце начнет играть. Оно каждую Пасху играет! И оно тоже радуется, как люди!)

-Что слышит Максим в ответ от своей жены? Как эта фраза характеризует Лизу, жену Максима? А какой Максим? Какое впечатление у Вас о нем сложилось? Что вы узнали из этого диалога о человеке, который встретился Торчаковым на полдороге к дому? 

(Ответы обучающихся) (Казак. Верующий. Едет домой, окончил службу. Сильно болеет. Хотел попасть в церковь на праздничную службу. Хочет разговеться)

-Докажите словами текста, что он, действительно, болен.

(Ответы обучающихся) (обвел утомленными, больными глазами Максима; ответил казак, не поднимая головы; казак через силу поднялся)

-Как вы понимаете, что значит «разговеться»? 

(Ответы обучающихся) (утром в день Пасхи разговляются, причащаются Празднику, т.е. едят свяченые яйца и паску).

-Почему яйца?

(Ответы обучающихся) (Яйцо – это символ Пасхи. По церковному преданию, обычай красить яйца связан с именем Марии Магдалины, которая явилась к императору Тиберию в Рим и поднесла ему в дар яйцо со словами: «Христос Воскреси!» как символ Воскресения Христа. Император, усомнившись, сказал, что яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Поэтому яйцо символизирует возрождение, а окрашенное в красный цвет знаменует наше всеобщее возрождение, оплаченное кровью Иисуса Христа).

-Что такое куличи?(Ответы обучающихся) (К празднику Пасхи приготовляется «артос» - особенный хлеб с изображением Воскресения Христова, - который в первый же день приносится в церковь, освящается и, положенный на аналое пред иконостасом, остается здесь до субботы. Артос напоминает Господа, неоднократно вкушавшего хлеб с учениками, и ту часть хлеба, которую апостолы по Вознесении Иисуса Христа, откладывали на своей трапезе в память Его всегдашнего присутствия с ними. У нас есть обычай приготовлять дома хлеб, как бы домашний артос (называемый куличом) и освящать его в церкви. Казак болен, но он постился, видимо, ждал праздника, ему хочется разговеться, т.е. причаститься к празднику).

-Смог ли казак разговеться? Почему? Как ведет себя Лиза? Права ли она? Вспомните, что думал Максим о своей жене в начале рассказа? 

(Ответы обучающихся) (Она казалась ему красивой, доброй, кроткой.)

-Соответствует ли Лиза данной характеристике? Какое слово в предложении сразу говорит о том, что это не соответствует действительности? 

(Ответы обучающихся) (Казалась.)

-Как повел себя в данной ситуации Максим? А как должен был бы? (Ответы обучающихся) (Засмеялся.)

-В чем вина Максима? (Ответы обучающихся) (Он послушался жену, хотя она была не права. А православные каноны предписывают жене слушаться мужа. Народная мудрость гласит: «Муж – голова, жена – душа»)

-Изменилось ли что-нибудь в природе? (Ответы обучающихся)

-Казак называет Максима и Лизу православные. Можно ли их так назвать? 

(Ответы обучающихся) (Нет. Православные не могут отказать в помощи.)

-Максим и Лиза постились, службу отстояли, яйца и пасочку освятили. Как вы считаете, сильна ли вера Торчаковых? 

(Ответы обучающихся) (Нет. Они делают это лишь потому, что все так делают, что так положено, т.е. это для них обряд)

-О какой заповеди Господней мы можем здесь сказать? (Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоей, всею мыслию твоей. Возлюби ближнего твоего, как сам себя).

-Какую заповедь нарушают Максим и Лиза? (Ответы обучающихся)

-Как Максим и Лиза относятся к произошедшему с ними в пути? (Ответы обучающихся)

-Давайте проследим по тексту переживания Максима. Я начну, а вы продолжите. «Солнце взошло, ….. Максим не нашел казака и ……... Сидит у меня ……… (Ответы обучающихся)

-Отчего же Максим лишился душевного равновесия? 

(Ответы обучающихся) (Он страдает, он обидел человека, жена его не понимает, она способна оболгать человека).

-Изменилось ли представление Максима о жене? До встречи с казаком (Ответы обучающихся) (Красивая, Добрая, Кроткая).

-После встречи с казаком?

(Ответы обучающихся) (Злая, Некрасивая, Немилосердная, Глупая).

-Почему жизнь героя разладилась? 

(Ответы обучающихся) (Не прошел испытание на милосердие, сострадание, умение любить ближнего своего).

-Осознал ли Максим то, что с ним произошло? 

Ответы обучающихся (Да).

 -Рассказ заканчивается многоточием… Автор предоставляет право читателям додумать, что же будет дальше и с героем, и с каждым из нас, если мы не задумаемся вовремя о своих поступках.

3.Рефлексия.  

-Великий пост и Пасха - это период нравственного перерождения человека. Это главная идея праздника. Произошло ли перерождение нашего героя? Нет. Но он осознал свое ошибку, понял, что поступил неправильно. Рано или поздно он придет к покаянию, и тогда душа его воскреснет и откроется для любви к ближнему.

-Сделайте иллюстрацию к празднику Пасхи.



Приложение

Антон Павлович Чехов

КАЗАК

Арендатор хутора Низы Максим Торчаков, бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой из церкви и вез только что освященный кулич. Солнце еще не всходило, но восток уже румянился, золотился. Было тихо… Перепел кричал свои: «пить пойдем! пить пойдем!», да далеко над курганчиком носился коршун, а больше во всей степи не было заметно ни одного живого существа.

Торчаков ехал и думал о том, что нет лучше и веселее праздника, как Христово воскресенье. Женат он был недавно и теперь справлял с женой первую Пасху. На что бы он ни взглянул, о чем бы ни подумал, всё представлялось ему светлым, радостным и счастливым. Думал он о своем хозяйстве и находил, что всё у него исправно, домашнее убранство такое, что лучше и не надо, всего довольно и всё хорошо; глядел он на жену — и она казалась ему красивой, доброй и кроткой. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями. А когда он по пути забежал в кабак закурить папиросу и выпил стаканчик, ему стало еще веселее…

Сказано, велик день! — говорил он. — Вот и велик! Погоди, Лиза, сейчас солнце начнет играть. Оно каждую Пасху играет! И оно тоже радуется, как люди!
— Оно не живое, — заметила жена.
— Да на нем люди есть! — воскликнул Торчаков. — Ей-богу, есть! Мне Иван Степаныч рассказывал — на всех планетах есть люди, на солнце и на месяце! Право… А может, ученые и брешут, нечистый их знает! Постой, никак лошадь стоит! Так и есть!

На полдороге к дому, у Кривой Балочки, Торчаков и его жена увидели оседланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги.

Христос воскрес! — крикнул ему Максим.
— Воистину воскрес, — ответил казак, не поднимая головы.
— Куда едешь?
— Домой, на льготу.
— Зачем же тут сидишь?
— Да так… захворал… Нет мочи ехать.
— Что ж у тебя болит?
— Весь болю.
— Гм… вот напасть! У людей праздник, а ты хвораешь! Да ты бы в деревню или на постоялый ехал, а что так сидеть?

Казак поднял голову и обвел утомленными больными глазами Максима, его жену, лошадь.

Вы это из церкви? — спросил он.
— Из церкви.
— А меня праздник в дороге застал. Не привел бог доехать. Сейчас сесть бы да ехать, а мочи нет… Вы бы, православные, дали мне, проезжему, свяченой пасочки* разговеться!
— Пасочки? — спросил Торчаков. — Оно можно, ничего… Постой, сейчас…

Максим быстро пошарил у себя в карманах, взглянул на жену и сказал:

Нету у меня ножика, отрезать нечем. А ломать-то — не рука, всю паску испортишь. Вот задача! Поищи-ка, нет ли у тебя ножика?
Казак через силу поднялся и пошел к своему седлу за ножом.
— Вот еще что выдумали! — сердито сказала жена Торчакова. — Не дам я тебе паску кромсать! С какими глазами я ее домой порезанную повезу? И видано ль дело — в степи разговляться! Поезжай на деревню к мужикам да там и разговляйся!

Жена взяла из рук мужа кулич, завернутый в белую салфетку, и сказала:

Не дам! Надо порядок знать. Это не булка, а свяченая паска, и грех ее без толку кромсать.
— Ну, казак, не прогневайся! — сказал Торчаков и засмеялся. — Не велит жена! Прощай, путь-дорога!

Максим тронул вожжи, чмокнул, и бричка с шумом покатила дальше. А жена всё еще говорила, что резать кулич, не доехав до дому, — грех и непорядок, что всё должно иметь свое место и время. На востоке, крася пушистые облака в разные цвета, засияли первые лучи солнца; послышалась песня жаворонка. Уж не один, три коршуна, в отдалении друг от друга, носились над степью. Солнце пригрело чуть-чуть, и в молодой траве затрещали кузнечики.

Отъехав больше версты, Торчаков оглянулся и пристально поглядел вдаль.

Не видать казака… — сказал он. — Экий сердяга, вздумал в дороге хворать! Нет хуже напасти: ехать надо, а мочи нет… Чего доброго, помрет в дороге… Не дали мы ему, Лизавета, паски, а небось и ему надо было дать. Небось и ему разговеться хочется.

Солнце взошло, но играло оно или нет, Торчаков не видел. Всю дорогу до самого дома он молчал, о чем-то думал и не спускал глаз с черного хвоста лошади. Неизвестно отчего, им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ничего, как будто ее и не было.

Приехали домой, христосовались с работниками; Торчаков опять повеселел и стал разговаривать, но как сели разговляться и все взяли по куску свяченого кулича, он невесело поглядел на жену и сказал:

А нехорошо, Лизавета, что мы не дали тому казаку разговеться.
— Чудной ты, ей-богу! — сказала Лизавета и с удивлением пожала плечами. — Где ты взял такую моду, чтобы свяченую паску раздавать по дороге? Нешто это булка? Теперь она порезана, на столе лежит, пущай ест, кто хочет, хоть и казак твой! Разве мне жалко?

Так-то оно так, а жалко мне казака. Ведь он хуже нищего и сироты. В дороге, далеко от дому, хворый…

Торчаков выпил полстакана чаю и уж больше ничего не пил и не ел. Есть ему не хотелось, чай казался невкусным, как трава, и опять стало скучно.

После разговенья легли спать. Когда часа через два Лизавета проснулась, он стоял у окна и глядел во двор.

Ты уже встал? — спросила жена.
— Не спится что-то… Эх, Лизавета, — вздохнул он, — обидели мы с тобой казака!
— Ты опять с казаком! Дался тебе этот казак. Бог с ним.
— Он царю служил, может, кровь проливал, а мы с ним как с свиньей обошлись. Надо бы его, больного, домой привезть, покормить, а мы ему даже кусочка хлеба не дали.
— Да, так и дам я тебе паску портить. Да еще свяченую! Ты бы ее с казаком искромсал, а я бы потом дома глазами лупала? Ишь ты какой!

Максим потихоньку от жены пошел в кухню, завернул в салфетку кусок кулича и пяток яиц и пошел в сарай к работникам.

Кузьма, брось гармонию, — обратился он к одному их них. — Седлай гнедого или Иванчика и езжай поживее к Кривой Балочке. Там больной казак с лошадью, так вот отдай ему это. Может, он еще не уехал.

Максим опять повеселел, но, прождав несколько часов Кузьму, не вытерпел, оседлал лошадь и поскакал к нему навстречу. Встретил он его у самой Балочки.

Ну что? Видал казака?
— Нигде нету. Должно, уехал.
— Гм… история!

Торчаков взял у Кузьмы узелок и поскакал дальше. Доехав до деревни, он спросил у мужиков:
— Братцы, не видали ли вы больного казака с лошадью? Не проезжал ли тут? Из себя рыжий, худой, на гнедом коне.

Мужики поглядели друг на друга и сказали, что казака они не видели.

Обратный почтовый ехал, это точно, а чтоб казак или кто другой — такого не было.

Вернулся Максим домой к обеду.

Сидит у меня этот казак в голове и хоть ты что! — сказал он жене. — Не дает спокою. Я всё думаю: а что ежели это Бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал? Ведь бывает это. Нехорошо, Лизавета, обидели мы человека!
— Да что ты ко мне с казаком пристал? — крикнула Лизавета, выходя из терпения. — Пристал, как смола!
— А ты, знаешь, недобрая… — сказал Максим и пристально поглядел ей в лицо.

И он впервые после женитьбы заметил, что его жена недобрая.

Пущай я недобрая, — крикнула она и сердито стукнула ложкой, — а только не стану я всяким пьяницам свяченую паску раздавать!
— А нешто казак пьяный?
— Пьяный!
— Почем ты знаешь?
— Пьяный!
— Ну и дура!

Максим, рассердившись, встал из-за стола и начал укорять свою молодую жену, говорил, что она немилосердная и глупая. А она, тоже рассердившись, заплакала и ушла в спальню и крикнула оттуда:

Чтоб он околел, твой казак! Отстань ты от меня, холера, со своим казаком вонючим, а то я к отцу уеду!

За всё время после свадьбы у Торчакова это была первая ссора с женой. До самой вечерни он ходил у себя по двору, всё думал о жене, думал с досадой, и она казалась теперь злой, некрасивой. И как нарочно, казак всё не выходил из головы и Максиму мерещились то его больные глаза, то голос, то походка…

Эх, обидели мы человека! — бормотал он. — Обидели!

Вечером, когда стемнело, ему стало нестерпимо скучно, как никогда не было, — хоть в петлю полезай! От скуки и с досады на жену он напился, как напивался в прежнее время, когда был неженатым. В хмелю он бранился скверными словами и кричал жене, что у нее злое, некрасивое лицо и завтра же он прогонит ее к отцу.

Утром на другой день праздника он захотел опохмелиться и опять напился.

С этого и началось расстройство.

Лошади, коровы, овцы и ульи мало-помалу, друг за дружкой стали исчезать со двора, долги росли, жена становилась постылой… Все эти напасти, как говорил Максим, произошли оттого, что у него злая, глупая жена, что Бог прогневался на него и на жену… за больного казака. Он всё чаще и чаще напивался. Когда был пьян, то сидел дома и шумел, а трезвый ходил по степи и ждал, не встретится ли ему казак…

 



Опубликовано в группе «2024 год - Год семьи»


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 09.02.24 в 11:15 0Ответить Пожаловаться
Хорошее мероприятие! Актуальный и ценный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.