12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила Владимировна Марьина80
Россия, Мордовия респ., Саранск

Внеурочное мероприятие «Праздник чая»

Форма: празднично-конкурсная программа

Цель: развитие толерантности в межличностном общении и взаимодействии

Задачи:

Познакомить детей с историей возникновения обычая чаепития, расширить знания о чае;

Способствовать развитию мышления, памяти, реализации творческих  способностей;

Воспитывать культуру общения, эстетический вкус детей.

Предварительная работа:

подбор детьми частушек, загадок, информации об истории возникновения обычая чаепития и о чае; подготовка «визиток» (девиз, название команды), танцев, инсценировок сказок; изготовление пригласительных билетов для гостей праздника.

Оборудование:

Плакат с названием мероприятия, столы, скатерти, посуда для чаепития, угощения, самовар, кокошники и разноцветные передники, пригласительные билеты, музыкальное сопровождение

Предполагаемые результаты:

познавательные УУД

- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

- умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

коммуникативные УУД

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

- формирование вербальных и невербальных способов коммуникации

- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

регулятивные УУД

- удерживать цель деятельности до получения ее результата

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной(неуспешной) деятельности

- оценивать результаты деятельности

личностные УУД

- проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов

-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь

Ход мероприятия:

Звучит музыкальный фрагмент русской народной песни « Конфетки - бараночки». Входят девочки в русских костюмах, несут поднос с ароматным чаем, полотенце с хлебом - солью, в руках сушки и баранки.

Учитель: Очень часто за событиями 
И за сутолокой дней
Старины своей не помним, 
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну, 
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

 Конечно, за одну встречу мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. Так о чем же мы поведём сегодня разговор?

Отгадайте мою загадку

Был листок зелёным - чёрным стал, томлёным,

Был листочек зубчатым - стал листочек трубчатым.

Был он на лозине - стал он в магазине. (Чай)

Учитель: Наверное, вы сейчас подумали: «Чай как чай, чего в нём особенного»! А вот и есть секрет у чая и не один.

«Как правильно приготовить и хранить чай»;  «Традиционно русский ли это напиток?»;  « Какой посудой для приготовления чая пользовались наши предки»; «Был  ли чай доступным или стоил дорого?» На эти  и другие  вопросы мы ответим в ходе нашего  мероприятия. 15 декабря является ВСЕМИРНЫМ Днём чая, который отмечается с 2005 года.

Мы расскажем всем сегодня,
Как чудесный чай варить.
Мы покажем всем сегодня,
Как для гостя стол накрыть.
Будет всем нам интересно,
Как и где возник наш чай,
Как возник такой обычай -
"Гостя в доме привечай -
Чашкой чая угощай!"

Да, что и говорить, любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня.

Или после бани...

 Мы сегодня собрались для общения, а какое общение без старинного русского обычая – чаепития. Традиции русского чаепития имеют давние корни. У нас “чайная страна”, и пьют его много, но культура чаепития потерялась. Совсем немногие знакомы с традициями чаепития. Чаепитие – это одна из тропинок к здоровому образу жизни. Давайте и мы пригласим друг друга на чай.

1 девочка : Здравствуйте, люди добрые. Милости просим вас садиться за столы. Мы гостей встречаем

Чаем, чаем.

 Первым делом угощаем

Чаем, чаем.

Приглашаем к самовару

 С чаем, с чаем.

И в накладку, и в прикуску

Чай, чай.

 Пейте чай друзья по-русски.


2 девочка: Не толпитесь у дверей –

Проходите поскорей.

Ждут вас с чаем, ребятишки,

И баранки, и коврижки.

Это все для вас, гости дорогие!

Калачи, ватрушки, пышки.

Налетайте, разбирайте.

Сладким чаем запивайте.

3девочка:Мы гостей своих встречаем 
У нас нынче праздник чая 
Собрались мы с вами вместе
Будет очень интересно.
Все готово к чаепитью
1-й ребенок.

Чай – это прекрасный, полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем незаменим, как хлеб.

Чай горячий, ароматный,

И на вкус весьма приятный,

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир.

2-й ребенок.

Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на холмы. Пастухи решили испробовать силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.

3-й ребенок.

В Китае измельченные чайные листья, спрессованные в брикеты, лепешки долго использовались в качестве денег. Чиновники брали с населения особые поборы – чаевые.

Учитель: За последние два с половиной столетия чай так обрусел, что, пожалуй, сегодня большая часть русского населения считает его своим национальным напитком.

Однако это не так. Исконно русскими являются лесные чаи, приготовленные из различных ягод и трав: шиповника, земляники, малины, ежевики, костяники, морошки, липы, зверобоя и других растений. По вкусу, цвету и аромату они не уступают традиционным чаям высших сортов. В них нет кофеина, зато много витаминов, микроэлементов и прочих полезных веществ.

КОНКУРС «Кто больше знает названий чая»?

1-й ребенок.

На первых порах не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился забавный рассказ об одном моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок – 400 г чая. Мать пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, она слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду и разложила по порциям вываренные чайные листья, затем она приправила их сметаной и подала к столу.

Учитель. А как чай попал к нам в Россию?

2-й ребенок.

В 1638 г. Русский царь Михаил Федорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан-хану. Тот встретил их с почестями. Во время знатного обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком.

3-й ребенок.

Провожая русских гостей, хан подарил царю связку мехов: соболя, бобра, барса, изумительный черный атлас , а так же 200 пакетов с надписью «бахча». «Чай для заварки» - так перевели царю эти слова.

4-й ребенок. Для бедных людей чай был почти недоступен. Чай был очень дорогим. Многие простые люди даже не знали, как заваривать чай.

В России с чаем впервые познакомились в Сибири. В середине XVII в. путешественник Василий Старков сообщил, что пил чай у монголов. Постепенно чай добрался до Москвы, именно в аристократической среде стали постепенно складываться традиции и особенности русского чаепития. А сейчас выращивают чай и в Крыму у нас в стране, в Краснодарском край.

Разыгрывается сценка «Раз привез мне барин чаю».

Один ребенок читает, а другой показывает мимикой и пантомимикой.

( На сцене барыня с ларцом, ставит на стол, открывает его и нюхает одобрительно.)

Барыня: Из заморских стран далеких

Мне прислали сундучок.

А в посылке написали,

Что заварка-то - чаек.

Эй, Федька, подь сюда,

(выбегает Федька, кланяется в пояс барыне)

Ну-ка, чаю завари!

(барыня уходит, Федька чешет затылок)

Федька: Вот дала ларец мне чаю,

И велит его сварить,

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить.

Вот возьму, налью водички,

Всыплю чай я весь в горшок,

И приправлю перцу, луку,

Да петрушки корешок.

(наливает в чашку чаю, входит барыня)

Барыня: Ну, что, Федор, чай готов?

Дай отведать тех листов.

(пробует из чашки и сразу выплевывает)

Тьфу, что за гадость не пойму.

Ты решил меня сгубить.

Чашкой чая отравить.

Ах ты, глупый дуралей.

Получи скорей плетей.

(барыня бьет Федьку и убегают со сцены)

Федька выходит на сцену с горшком и чешет затылок.

Федька: Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом я догадался,

Что забыл я посолить!

Пойду барыню еще раз чаем угощу!

Учитель: По какому же пути чай прибыл к нам в Россию? (Ответы детей) (Китай – Монголия – Сибирь - Москва)

Конкурс «Тарелка конфет»:

(Дети встают в круг и под музыку передают блюдце, до краёв  наполненное конфетами. Музыка умолкает, кто остался с тарелкой - называет блюдо с чем можно пить чай или выбывает. Выигрывает тот игрок кто остался последним)

Учитель.

В 18 веке в России изобрели самовар. Поначалу его изготовили на Урале. Когда же началось массовое производство самоваров, особенно много их изготавливали в Туле.

Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника. Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя. В наши дни самовар считается таким же традиционным русским сувениром, как матрешка, балалайка, расписная хохломская посуда.

С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела или пели частушки.

Дети поют частушки:

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока

 

Самовар поет, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

 

Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

 

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

 

На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так пропойте под чаёк

«Чайные» частушки!

 

В пляске не жалей ботинки,

Предлагай - ка чай друзьям.

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам

 

Самовар блестит, кипя,

И чаёк в нём пенится,

Погляди - ка на себя -

Ну и отраженьице!

 

Подавайте чашки с чаем,

Ведь все любим русский чай.

В чае мы души не чаем,

Всем нальём горячий чай.

Конкурс «Соберите слова»

Из букв слова «САМОВАРЧИК» за минуту надо составить всевозможные слова.

Кто больше составит слов, тот и победит.

Ответы: сам, вари, варка, самовар,


Ребёнок: Китайцы считали, что собирать чай должны только женщины. Ведь, аромат женских рук не портит запах чая. Собирали только девушки в возрасте до 16 лет. чай это вечнозелёный кустарник  высотой до 20 м. Молодые распустившиеся листья покрыты серебристым пушком (по-китайски «бай-хо», отсюда название «байховый чай», или «чай из молодых листьев»). Плод — приплюснутая трёхстворчатая деревянистая коробочкаСемена округлые, тёмно-коричневые, длиной 10-13 мм, толщиной 1 мм. Цветёт с августа до поздней осени.  Плодоносит в октябре—декабре. Долговечность куста 100 лет. Кто знает какой бывает чай?

Учитель: Чёрный чай. Он обладает сильным ароматом и специфическим вкусом, и его особо предпочитают любители чая.

Белый чай. Его делают из полураспустившихся листочков первого урожая. После сбора мгновенно высушивают. Это самый дорогой и полезный вид чая. Он плохо хранится и перевозится.

 Зеленый чай. После завяливания чайные листы подсушивают и только потом скручивают. Наиболее насыщенные зеленые чаи получаются из сильно скрученных листьев - «ганпаудер» («порох»)..

 Желтый чай. Производится только в Китае. До XIX века элитную заварку нельзя было вывозить из страны под страхом смертной казни. Молодые побеги и почки для напитка собирают на плантациях . Листья завяливают на слабом солнце или в тени.

Красный чай (Улун).  Зрелые листья завяливают под прямыми лучами солнца, после чего складывают в корзины и убирают в тень. Каждый час чай встряхивают и разминают. И так до тех пор, пока края листочков не приобретут бурый оттенок. В переводе с китайского «улун» означает «черный дракон

 Синий чай. это пока что еще непривычный для России напиток из высушенных особым способом синих бутонов травянистой лианы клитории тройчатой (Clitoria ternatea).

особенно предпочитают любители чая.

Учитель: Давайте послушаем что делают с чаем дальше!

Ученик: взрослый куст для удобства сбора листьев его обрезают до уровня пояса человека. Для изготовления заварки годится только самый молодой побег с двумя-тремя листочками . Качественный напиток получается из зелени, собранной вручную. Чаеуборочные машины прихватывают старые огрубевшие листья. Из такого сырья производят мелколистовую второсортную заварку.

Ученик. Чай раскладывают тонкими слоями в корзинах или на специальных поддонах. При этом листья теряют много влаги. Основная задача - выжать из чайных листьев как можно больше сока. Чай высшего качества обрабатывают вручную. Пласт подвяленных листьев толщиной 1 см скручивают в рулон, а потом раскатывают, как тесто. Чем сильнее скручен чай, тем дольше он хранится и тем насыщеннее аромат.

Ученик. Листья переносят в темные прохладные помещения с большой влажностью воздуха, где чай темнеет.  Листья нужно высушить в специальных духовках. Это очень ответственный процесс. «Недожаренные» чаинки быстро портятся. «Пережаренные» приобретают паленый вкус.

Ученик. В процессе скручивания чайные листы рвут на кусочки разной величины. После сушки ошметки делят на крупнолистовую, среднелистовую и мелколистовую заварку. Чай фасуют в огромные ящики, бумажные или пластиковые мешки. Перед продажей чаи смешивают и раскладывают по баночкам, коробочкам и пакетикам.

Конкурс “Угадай, что за чай”

На столе в нескольких чайниках заварены различные чаи - лимонный, малиновый, смородиновый, шиповниковый, с мятой и др. - каждый чайник пронумерован.

нно предпочитают любители чая.

елёный чай обладает нежным ароматом, напоминает запах свежего сена и

отличается более или менее выраженной терпкостью.

Ребёнок:

дубильными веществами, которые придают вяжущий вкус и крепость

приготовленному из них напитку. Технология получения красного чая сложна и

очень капризна.

Жёлтый чай относится к наиболее высококачественным видам чая. Он обладает

особенно приятным специфическим вкусом, ароматом и нежной вязкостью,

благодаря которым резко отличается от всех видов чая.

6 ученик Чай именуется по месту произрастания: китайский, индийский,

цейлонский, грузинский, краснодарский.

листочек”. Чайный куст известен в мире уже почти 4700 лет.

1)Чая вкусней
Ничего не найдёте.
Сладости, может,
Больше в компоте,
Кофе, наверно,
Больше бодрит,
Сок красивее
Намного на вид,
Ну а кефир,
Говорят, здоровей,
Только вот чай
Всё равно всех вкусней.
Просто за чаем,
Так получается,
Вечером наша
Семья собирается.


2)Без чая жить нельзя, друзья,
Полезен очень он, и точка,
Так выпьем чашечку сполна,
И мама, папа, сын, и дочка!
Сегодня будем славить вместе чай,
Нальём его друг другу невзначай,
И угостим друзей, соседей и родных,
Влюблённые пусть выпьют на двоих!


Правила заваривания чая: (мастер – класс)

1.До заваривания пустой чайник нужно обдать кипятком.

2.Когда вода закипела закладывают порцию сухого чая и тотчас же заливают кипятком.

3.Сначала воду заливают до половины. После первого этапа заваривания чайник следует быстро закрыть крышкой, а затем льняной салфеткой так, чтобы она покрывала отверстия в крышке и в носике чайника.

4.Закрыв чай, дают ему отстояться. Время настоя зависит от жесткости воды и сорта чая.

5.Когда чай настоится, чайник доливают кипятком, но не совершенно доверху, а оставляя свободными 0,5–1 см до крышки.

6.После этого чай можно разливать по чашкам.

КОНКУРС «Узнай из какого произведения данный отрывок, и кто автор этого произведения»?

А на белой табуреточке,

Да на вышитой салфеточке

Самовар стоит,

Словно жар горит,

И пыхтит,

И на бабу поглядывает. (К.И. Чуковский, Федорино горе)


Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла,

Пошла муха на базар

И купила самовар,

«Приходите тараканы,

Я вас чаем угощу»! (К.И. Чуковский, Муха-цокотуха)


Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня. (К.И. Чуковский, Мойдодыр)


- Кто там?

- Это я, почтальон Печкин. Принес для вас посылку, только я вам ее не отдам, потому что у вас документов нету. А ты, говоришка, помалкивай себе на шкафу!

А кот ему говорит:

- Ладно вам сердиться. Идите лучше чай пить. У меня пироги на столе. (Э. Успенский, Дядя Федор, пес и кот)


- Мне нужно немедленно лечь в постель, потому что я самый тяжелый больной в мире, - воскликнул он и бросился на диванчик.

- А у тебя есть какое-нибудь лекарство? – спросил Малыш.

- Нет, а разве ты не взял? Ведь ты обещал, что будешь мне родной мамой!

- Лекарства нет, но я взял с собой банку малинового варенья.

- Замечательно, ведь это самое лучшее лекарство в мире! (А.Линдгрен, Малыш и Карлсон)


Учитель: Что бы от чая получить истинное удовольствие нужно правильно хранить чай.

ученик: 1) при длительном хранении чая эфирные масла улетучиваются, теряют аромат

2) сухой чай легко впитывает запахи и влагу, поэтому его следует хранить в стеклянной или фарфоровой посуде с крышкой

3)время заваривания у каждого чая своё..например чёрный чай-5 минут, зелёный 8 минут.

1.«Чай «Беседа»

Две подружки на уроках

Все трещали, как сороки.

«Ой ты знаешь, нет – ты знаешь?

А про это ты читаешь?

А смотрела ты про то?

А ходила ты – ль в кино?

В дневнике есть замечание,

Нет домашнего заданья.

Настроение – отлично!

Состояние – привычно!

Пейте, дети, чай «Беседа»

Будут темы до обеда,

А с обеда до утра

Вот такая чехарда.

2. Чай «Бодрость»

Вяловатым встал Петруха.

По утрам всегда не вдухе.

Выпей, детка, молочка!

У меня болят бочка!

Съешь сырок, запей какао!

Да с утра совсем устал я!

И поплелся на урок. Подремать еще чуток. Недовольно отвечал. Никого не замечал. Еле – еле шел домой. Выпил чай любимый свой. Стал веселым, сильным сразу И в футбол играл два раза. Бегал, прыгал и катался. Одним словом – развлекался.

Вывод – пейте «Бодрость», дети! Но не пейте на рассвете. Лучше днем иль вечерком, Чтобы жизнь была с умом!
Для того чтобы чай стал полезным, нужно помнить следующие правила:

Не пить чай на пустой желудок. Не пить обжигающий чай. Слишком горячий напиток сильно раздражает горло, желудок. Не пить слишком крепкий чай. Высокое содержание кофеина может стать причиной головной боли и бессонницы.

Не заваривать многократно. Обычно после третьей заварки в чайных листьях уже мало что остаётся.

Не пить чай перед едой. Это ведёт к разжижению слюны, пища начинает казаться безвкусной

Не пить чай сразу после еды. Это приводит к замедлению пищеварения и нарушает работу всех органов пищеварения. Лучше пить чай через 20-30 минут после еды.

Не запивать чаем лекарства. Лекарства дают осадок и плохо усваиваются.

Не пить вчерашний чай. Чай, постоявший сутки, не только теряет витамины, но и также становится вредным.

Учитель: Сколько народов, столько и форм чаепития. А вы знаете как пьют чай в других странах?

-В Японии не разговаривают, а размышляют о смысле жизни

- В Англии ведут деловые разговоры на работе во время чаепития

- В России поют частушки

- У туркменов заливают чай не водой, а верблюжьем молоком. И напиток преобретает целебное свойство.

Учитель: В русском языке есть немало выражений о чае, например:

«Чай пить – приятно жить»;

«С чая лиха не бывает»;

«Выпей чайку – позабудешь тоску».

"Чай не пьешь откуда силу возьмешь?"

"Чай не пить так на свете не жить."

Вот и подошёл к концу наш праздник. Я желаю, чтоб вы помнили наши традиции и всегда все были здоровы.

У меня в руке чашка, это символ приглашения всех ко столу. Передавая из рук подумайте и озвучьте кого бы пригласили и что пожелали...

 В прежние годы чай любили,

С сахарком да с медком пили,

И в прикуску, и в накладку,

А бывало и в приглядку.

Самовар шумит, баранки

На скатёрке - самобранке,

И конфеты, и печенье,

И душистое варенье.

Подходите, детки, чаем

Вас сердечно угощаем.

К чаю ароматному

Прянички печатные.

Пейте чай и торт берите,

Чаще в гости заходите!

Речи долгие ведём,

Сами - то чайку попьём?

Самовары вскипели! Все к столу!

Я очень хочу чтоб все ваши пожелания сбылись. Чтоб вы помнили о правилах принятия гостей у себя, были воспитанными, а ваше сердце добрым, чтоб ваш дом был всегда уютным.
Исполняется песня «Ах, ароматы чая» на мотив «Изгиб гитары желтой»

Изгиб гитары желтой

Ты обнимаешь нежно.

Сидим у самовара,

Дымок уходит ввысь.

В беседе задушевной

Вдруг кто-то тихо скажет:

«Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались!»

Ах, ароматы чая!

И, знаешь, неслучайно

Веселье, песни, шутки

В душе моей зажглись.

Отступят все заботы,

И вот воскликнул кто-то:

«Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались!»

Радушные хозяйки

Накрыли стол богато:

Пирог, блины, печенье

И сладости нашлись.

Мы выпьем чашку чая,

Все вместе дружно скажем:

«Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались!»




.

Если вдруг у друга праздник,

Среди угощений разных

Непременно за столом

Вас побалуют чайком.

Припев:

Чай с вареньем,

Чай с печеньем,

Чай с хорошим настроеньем,

Чай с малиновым листом

Соберёт всех за столом.

2. Если вы в тоске-печали,

Вас утешит чашка чая.

С крепким чаем, с калачом

Огорченья нипочём!

Припев.

3. Славится везде недаром

Русский чай из самовара.

Крепкий чая аромат

Восхищает всех подряд!

Припев.


-


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.