Конспект занятия на тему «Уникальность дополнительного образования»
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«Русская христианская гуманитарная академия
имени Ф. М. Достоевского»
Колледж РХГА
Предмет
МДК.03.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования
Тема занятия
Уникальность дополнительного образования
Преподаватель
психолого-педагогических дисциплин Колледжа РХГА
Дронина Татьяна Евгеньевна
Санкт-Петербург
2023
Тема занятия Уникальность дополнительного образованияPPTX / 1.32 Мб
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Карточка занятия
Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования | |
Занятие № | 2 |
Тема занятия | Раздел 1. Теоретические основы методической работы педагога дополнительного образования Тема 1.2. Уникальность дополнительного образования |
Тип занятия | Занятие «открытия» нового знания |
Цель | Выявление уникальности современного дополнительного образования |
Задачи | |
Обучающие | Познакомить с системой образования Определить место дополнительного образования в современной системе образования Познакомить учащихся с понятием дополнительное образование Познакомить со схемой взаимодействия в Дополнительном образовании |
Развивающие | Развивать способности анализировать, делать выводы, выделять главное Создать условия для формирования самостоятельности Создать условия для формирования интереса к учебному предмету (применением ТСО) |
Воспитательные | Содействовать воспитанию сознательного отношения к процессу обучения (дисциплинированность, организованность). |
Количество обучающихся | 25 – 30 студентов |
Возраст | 18-19 |
Время проведения | 2 академических часа (90 мин) |
Используемые материалы | Мультимедийная установка, экран, компьютер, презентация (Приложение В), текстовые выделители (разные цвета-у каждого студента), раздаточный материал на каждого студента |
Форма работы | фронтальная, парная, индивидуальная |
Методы работы | словесные, наглядные, репродуктивные |
Краткий план занятия
Этап | Действия педагога | Деятельность студентов | Критерии эффективности | Время |
Организационный этап | приветствие студентов фиксация отсутствующих проверка подготовленности организация внимания настраивание студентов на успешную работу | приветствие педагога отчет об отсутствующих создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу | педагогическое наблюдение | 3 мин |
Постановка цели и задач занятия | - подводит студентов к осознанию темы занятия: Сколько видов образования в РФ? Через какие формы организуется внеурочная деятельность? Какая тема занятия? - подводит студентов к формулированию цели занятия Какая будет цель занятия? - подводит студентов к планированию путей (задачи) достижения намеченной цели занятия Попробуйте сформулировать задачи, а для этого посмотрите на цель и решите, что вам нужно знать, чтобы цель была выполнена? | - рассуждение и ответы на поставленные вопросы - формулирование темы, цели - планирование путей достижения намеченной цели. | - сформулировали тему, цель и задачи занятия близко по смыслу - запись конспекта | 7 мин |
Актуализирующий этап | актуализация субъектного опыта студентов Что такое Система образования на ваш взгляд? Что такое Дополнительное образование? | рассуждение и ответы студентов | педагогическое наблюдение | мин |
Первичное усвоение новых знаний | обеспечить восприятие, осмысление изучаемого материала раздать - статья 10, п 2 ФЗ N 273 «Об образовании в Российской Федерации» статья 10, п 7 ФЗ N 273 «Об образовании в Российской Федерации» Как называется ГЛАВА ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"? Как называется Статья 10.? Что значит «в течение всей жизни»? Что значит «непрерывное образование»? Найдите самостоятельно две уникальности Дополнительного образования. Кто может сказать почему в Дополнительном образовании стандартов нет, а в общем образовании есть? | - рассуждение и ответы на поставленные вопросы - самостоятельная работа с раздаточным материалом - ФЗ N 273 «Об образовании в Российской Федерации» Статья 10. - самостоятельная работа с раздаточным материалом - ФЗ N 273 «Об образовании в Российской Федерации» Статья № 2, п.11 и п.14 - проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения | - педагогическое наблюдение - запись конспекта в ходе лекции - правильные ответы на вопросы - правильное выполнение самостоятельных работ | 55 мин |
Первичное закрепление | обеспечить закрепление в памяти знаний, повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания: самостоятельная работа ответить на вопросы: Какие характеристики формирует Общее образование? Какие характеристики формирует Дополнительное образование? Кто является заказчиком этих характеристик? Чем точно не занимается Дополнительное образование? Репетитор – это сфера Общего образования или Дополнительного образования? | - рассуждение и ответы на поставленные вопросы - проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения | - педагогическое наблюдение - правильные ответы на вопросы | 10 мин |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | обеспечить понимание содержания задания и способов выполнения домашнего задания: Провести мини-рассуждение на тему «ДО и ОО: интеграция или разделение» | фиксирование домашнего задания в тетрадь | - педагогическое наблюдение - уточняющие вопросы студентов | 2 мин |
Итог занятия | организовать фиксацию информации нового содержания изученного на занятии. Какие задачи мы решали? Какие цели мы ставили в начале занятия? Добились поставленных целей? | - подведение итогов самими студентами | - педагогическое наблюдение - умение структурировать знания | 5 мин |
Этап рефлексии и обратная связь | - организовать рефлексию по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности - дать качественную оценку работы студентов - сообщение баллов педагогом - благодарит студентов за занятие | - делятся мнением о своей работе на занятии | - педагогическое наблюдение - умение выражать свои мысли | 5 мин |
Ход занятия
Список литературы
Губина, Т. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения / Т. Н. Губина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 3 (38). — С. 345-347. — URL: https://moluch.ru/archive/38/4465/ (дата обращения: 21.12.2023).
Овчинников А., Современные концепции и подходы к дополнительному образованию детей в контексте введения ФГОС [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=UxEYvyBhZ0k (дата обращения: 11.12.2023).
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Редакция от 04.08.2023 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342 / (дата обращения: 05.12.2023).
Приложение А.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)
Глава 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 10. Структура системы образования
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Приложение Б.
11) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования
14) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования
Приложение В.
Презентация к занятию на тему «Уникальность дополнительного образования»
Использование презентации повышает эффективность занятия, особенно занятия «открытия» нового знания. Так как это позволяет педагогу четко организовать фронтальную работу, особенно при изучении сложного материала. Педагог фокусирует внимание студентов на нужном проблемном поле и студентам проще воспринимать и осмыслять материал (наглядный анализатор подключается).