12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алла23
3

Статья «Представление о человеке и его судьбе в концепциях М. Горького и А.П. Чехова»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО СУДЬБЕ

В КОНЦЕПЦИЯХ ГОРЬКОГО И ЧЕХОВА

 

Масловская Алла Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ лицей № 22 города Сочи

 

Аннотация: статья посвящена вопросу о месте человека в мире, о его подлинной ценности, о проблеме гуманизма в произведениях М.Горького и А.П.Чехова. Рассматривается чеховский и горьковский идеал человека.

Ключевые слова: вопрос о человеке, проблема гуманизма, ценность человека, судьба, внутренняя борьба.

 

Главным принципиальным вопросом русской литературы является вопрос о месте человека в мире, о подлинной ценности человеческого достоинства. Настоящая человеческая ценность оказывается потерянной в начале 20 века, и проблема гуманизма становится более актуальной.

Реалисты и модернисты конца 19 – начала 20 веков создавали социологические концепции, определяя функцию смысла существования человека в современном обществе. Так, М.Горький сознательно разоблачал образ мещанина. Изменчивый, великолепный и ужасный мир оставался загадкой для мещанина, человека слабого и недалекого.

Реалистами широко понималось определение «самосознания» как преображение человека, его мышления, эмоций, воли. Обитателями темных, заштатных углов распоряжалась мрачная хозяйка – тоска одиночества. Мучительные вопросы «что есть жизнь, человеческая душа?», «где спасительный берег в мутном потоке стихийного движения?» не оставляли героя, не находящего в жизни прекрасного идеала.

Модернисты, отрицающие социальные ценности, полагали, что только искусство может содействовать духовному совершенствованию человечества. Они воспринимали классовую борьбу как силу, разрушающую культурные ценности, питались светлой мечтой о нравственном преображении человека, В то время как Горький искал выход в социальных преображениях.

Критика мещанства у молодого Горького имела существенный и радикальный характер. В его произведениях разоблачаются мысли, чувства, поведение, обусловленное собственническим принципом, а также отмечается приспособленчество мещан, их подчинение требованиям политической реакции. Писатель отмечал эгоизм, косность, опошление чувств к мещанской среде. Он разоблачал интеллигентов, опустошенных погоней за мещанским счастьем. Толстокожесть, бездушие мещанской среды переходят в жестокость. Ради развлечения мещане своими издевательствами доводят забитого «маленького человека» до трагического конца («Скуки ради»).

В произведениях о перерождающейся разночинной интеллигенции молодой Горький связан с традицией А.П.Чехова. Но обличение омещанившейся интеллигенции у Горького было резче, заостреннее, чем у Чехова. У Чехова люди - это пассивные жертвы обывательного болота, у Горького они зачастую активные носители социального зла. Горький подчеркивает политическое ренегатство части интеллигенции как причину омещанивания. В ряде произведений он развивал щедринскую традицию борьбы с аполитизмом, либерализмом, приспособленчеством.

В своих рассказах 90-х годов М.Горький показывает «задумавшихся», затосковавших людей, теряющих веру в «мещанское счастье». Образом пробившегося «вверх» человека Горький подчеркивает возможность внутренней борьбы в душе человека из народа, прошедшему по капиталистическому пути, против которого восстает все лучшее, что есть в человеке.

В центре драматических произведений Чехова оказывается простой, внезапно прозревший человек, начавший переоценку привычных ценностей. Он хочет немного – всего лишь удовлетворения своих элементарных человеческих стремлений. Однако именно тут он и убеждается, что поставлен в такие услови социального бытия, которые лишают его этой возможности, что все идейные, моральные и политические устои современного общества враждебны ему, находятся в кричащем противоречии с совестью и разумом человека. Драма «человека с больной совестью», драма «умной ненужности», унаследованная Чеховым от предшествовавшей литературы, приобрела новые очертания, наполнилась новым, более глубоким и широким содержанием. Непримиримый конфликт человека с нравственными, социальными и политическими основами буржуазного строя вырастал в конфликт всемирно-исторического значения.

Горький видел ограниченность чеховского реализма в отсутствии призыва людей к героическим поступкам, в отсутствии культа человека – активного преобразователя действительности. Пути творчества этих двух писателей расходятся, но связующие нити есть. Оба писателя беспощадно снимают маски с реальности, указывают на пошлость окружающей жизни. И главное – чеховский и горьковский идеал человека некоторое время, пока положительным героем Горького не стал революционер, схожи. В пьесе «Дядя Ваня» Астров говорит о героине: «Она прекрасна, спора нет, но…ведь она только ест, спит, гуляет, чарует нас красотой – и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие…А праздная жизнь не может быть чистой». В отличие от Горького, Чехов так и не найдет свой идеал человека.

Горький считал, что «подлинную историю человека пишет не историк, а художник». И история эта должна быть полна и объективна. История 19 века подводила Россию к революции. Горькому и хотелось увидеть в центре литературного процесса личность, которая служила бы выражением этой, главной и основной, тенденции исторического развития. Горький понимал, что движение общества вперед не проходит гладко, что здесь естественна борьба, столкновение. Вот почему эстетствующему мещанину он противопоставлял личность деятельную, каковой не было в произведениях Чехова.

 

Список литературы

Бердников Г.П. Чехов-драматург. – М.: Искусство, 1981.

Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П.Чехова. Очерк. М., 1985.

Тамарли Г.И. Поэтика драматургии А.П.Чехова. – Ростов-на-Дону, 1993.

Михайловский Б., Е.Тагер. Творчество М.Горького. М., 1961.

Страшкова О.К. А.П.Чехов на Парнасе «серебряного века»//Интеллигенция России: История и судьбы. Межвузовский сборник научных статей. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.

 

© А.А.Масловская, 2020

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.