Материал на проверке

«Историко-культурное и природное наследие родного края» Номинация: «Военная история» Дети и война"

2
0
Материал опубликован Вчера в 21:48


Олимпиада- 2025

Управление образования городского округа Саранск, муниципальное учреждение «Информационно- методический центр».

МУ ДО «Центр детского творчества №2».

Городская олимпиада по школьному краеведению

«Историко-культурное и природное наследие родного края»

Номинация: «Военная история»


Тема работы: «Дети и война»








Подготовила:

Пахомова Анастасия Максимовна

учащаяся 10 Б класса

МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» корпус 2.


Руководитель:

Юдина Мария Никитична

учитель английского языка

МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» корпус 2.








Саранск 2025 г





Содержание


Введение…………………………………………………………………….

3

Глава 1. Судьба Баляевой Ираиды Тихоновны.…………………………..

7

1.1. Семья…………………………………………………………….………

7

1.2. Первый день войны …………………………………………………….

7

1.3. Первые месяцы войны……………………………………………...........

8

1.4. Послевоенные годы……………………………………………………

10

Глава 2. Война и современные дети…………………………………..……

11

2.1. Результаты анкетирования…………………………………………….

11

Заключение………………………….…………………………………….…

16

Список источников информации ……………………………………………

17

Приложение………………………………………………………………….

18










Введение


«Время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в войну. А народ, переживший однажды большие испытания, будет и впредь черпать силы в этой победе…» Г. Жуков.

Война… каждому человеку знакомо это слово. Она вошла, как страшная тень почти в каждую семью нашей страны. Мы, потомки, должны знать и помнить свою историю, историю своей Родины, своей семьи.

В истории нашего Отечества в ХХ веке Великая Отечественная война занимает особое место. Она прошла через каждый дом, каждую семью, оставив горечь утрат и испытаний. Она изменила судьбы миллионов людей, целых поколений. Особое поколение – это дети войны. Кто же они? И как же жили тогда?

Я обратилась с этим вопросом в интернет – словарь и узнала, что это граждане Российской Федерации и бывшего Советского Союза.

Еще совсем недавно о них не говорили, а ведь их, в настоящее время проживающих на территории Российской Федерации около 10 миллионов человек. Их родившихся и постоянно проживавших на территории СССР в период с 22 июня 1927 года по 4 сентября 1945 года. В нашей республике было 88 266 человек. На 1 января 2021 г. по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия их осталось около 45 тыс. человек 

Они– живые свидетели тех событий. Это на их неокрепшие детские плечи легла обязанность сеять и пахать, вытачивать гильзы, штамповать патроны, стоя на снарядных ящиках из-за недостатка роста. А потом, уже выросшим, восстанавливать разрушенное войной хозяйство, то самое хозяйство, которое служит стране и сейчас.

Пока не поздно, необходимо записать их воспоминания, опубликовать их, оставив для будущих поколений свидетельства современников. Особое внимание следует уделить поисковой работе, сохранению документального и фотографического наследия фронтовиков и тружеников тыла, их писем военной поры, автобиографий, записей, воспоминаний, личных архивов. Только их кропотливое прочтение, анализ и осмысление на принципах историзма и объективности дают ключ к постижению прошлого, приближения к истине, потому что мы живем в сложное время, когда на многое в истории нашей страны смотрят по-иному, многие события заново открывают и переоценивают, не редко происходит фальсификация исторических событий.

В этом году вся страна отметит 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Этот праздник значимый для каждого россиянина, как дань памяти и глубокого уважения людям старшего поколения, всем, кто героически, самоотверженно приближал долгожданный день Великой Победы.

Меня заинтересовала данная тема, и я взяла ее для своей работы. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. И если не сделать это сейчас уже никогда не узнаем. Этим и продиктовано мое желание узнать о жизни жительницы нашего села Баляевой Ираиды Тихоновны в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями ребят своего класса. В этом заключается практическое значение моей работы.

Исходя из этого и были поставлены цели и задачи данного проекта.

Тема моей исследовательской работы: «Дети и война».

Цель проекта: изучение повседневной жизни и быта детей в годы Великой Отечественной войны.

Задачи проекта:

Узнать, как жила Баляева Ираида Тихоновна (дети ВОВ) в военное и послевоенное время.

Собрать сведения, материалы, воспоминания, фотографии о жизни Баляевой Ираиды Тихоновны.

Расширить и обобщить знания о жизни детей в годы Великой Отечественной войны, сохранение воспоминаний очевидцев тех лет для потомков.

Оформить исследование.

Выявить интересные факты из жизни Баляевой Ираиды Тихоновны, пережившей трудные годы войны.

Получить документальный материал.

Обобщить собранный материал и показать вклад детей в общую Победу.

Сроки проведения: январь- февраль 2025 г.

Гипотеза: образ жизни и поведение детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.

Актуальность: тема войны и мира – вечные темы, и в наши дни слово война пугает любого нормального человека. Войны, как самого страшного события никогда не должно быть на земле.

И, конечно, понятия «дети» и «война» не совместимы. Актуальность своей работы я вижу еще и в том, что мы, дети XXI века, не должны расти «Иванами, не помнящими родства». Я выбрала эту тему, потому что я сама ребёнок, и я не хочу войны, а также мне не безразлична судьба тех людей, что живут рядом со мной, в одном селе, людей, которые во время Великой Отечественной войны были детьми. Мне захотелось больше узнать и составить цельное впечатление о детях военной поры.

Объект исследования: жизнь детей в период Великой Отечественной войны, из воспоминаний Баляевой Ираиды Тихоновны

В ходе работы я использовала следующие методы: изучение семейного архива, беседы с родственниками, сопоставление полученных фактов биографии Баляевой Ираиды Тихоновны с историей страны, анализ и обобщение собранной информации.

Практическая значимость: материал исследования станет дополнительным материалом школьной книги «ПАМЯТИ». Материал будет использован на классных часах, посвящённых 80-летию Великой Победы, для внеклассных мероприятий, направленных на усиление гражданского самосознания и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Методы и методика исследования: при исследовании материла были использованы следующие методы: метод опроса, анкетирования; изучение статей, газет, документов; сопоставление материала с последующим обобщением полученных результатов; описательный метод, беседа с родственниками.

Исследование производилось 20 января 2024 года в доме Баляевой
Ираиды Тихоновны по адресу: с. Зыково, ул. Советская, д. 133, в форме беседы по вопросам.

Описание работы: исходя из цели исследования, предполагалось опросить подростков 5-10 классов на тему: «Современные дети. Что они знают о Великой Отечественной войне»?




Глава 1. Судьба Баляевой Ираиды Тихоновны


Семья

В нашем селе Зыково проживает скромная женщина Баляева
Ираида Тихоновна. Ираиде Тихоновне недавно исполнилось 91 год. Война также не обошла ее детские годы.

Ираида Тихоновна родилась 27 декабря 1933 году в селе Зыково. В семье было двое детей. Когда Ираиде исполнилось три года умер папа. Маме было очень тяжело с двумя маленькими детьми. Через год мама вышла замуж за вдовца с четырьмя детьми, в последующие годы в семье еще родилось шестеро детей. Родители работали в колхозе, дети помогали им во всем.


1.2. Первый день войны.

«Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года».

К. Симонов.

О нападении фашистской Германии люди узнали из сообщений по радио или по телефонному звонку в сельский совет. День объявления войны маленькая Рая узнала от мамы. Она проплакала несколько дней, в доме стали почему-то тихо разговаривать, дети перестали играть как обычно в шумные игры. Ираида Тихоновна отмечает, что в этот день в селе стоял плач и даже вой. В первый же день войны десятки добровольцев направились в военкоматы с заявлением. Мужчины уходили на фронт, чтобы защитить женщин, стариков и детей.

В своем рассказе Ираида Тихоновна говорила о том, что в течение двух дней все, подлежащие призыву, ушли в армию, многие записывались добровольцами. В годы Великой Отечественной Войны погибло более 100 человек-сельчан. Кто-то из них похоронен вдали от Родины, кто-то погиб в бою, кто-то пропал без вести. При всем ужасе и горе у людей была полная уверенность в том, что враг будет разбит и победа будет обеспечена.


1.3. Первые месяцы войны

«Что делал я тогда? Снопы вязал,

А может быть, работал на прополке,

Когда ты тоже полем проползал,

Где каждый метр изранили осколки».

В. Соколов

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Осенью 1941 году Рая пошла в первый класс. Свою первую учительницу - Коннову Екатерину Павловну вспоминает добрым словом, она привила интерес к знаниям, часто оставалась после уроков заниматься с детьми по русскому языку. Однажды мама привела в дом четверых детей, они были сиротами их родителей раскулачили и расстреляли. Дети быстро сроднились, жили очень дружно. В феврале 1942 года из семьи проводили на фронт старшего сына Александра. Мама была безграмотной, и просила Раю писать письма. Девочка старалась написать своему брату как можно больше новостей из жизни семьи и села. Особенно ей нравилось в конце каждого письма писать призывы для бойцов Родины, услышанные по радио. «Враг будет разбит»! «Победа будет за нами»! Брат в своих ответах всегда говорил, ее письма он читал вслух, и все служащие с ним фронтовики благодарили ее за такие хорошие письма. Рая долгие годы хранила эти письма. В декабре 1944 года на войну ушел второй брат Алексей. Было тяжело с продуктами питания. Часто ходили на поле и собирали полу-гнилую картошку, колоски, мололи лебеду и пекли лепешки, Рая не помнит, чтобы кто-то пожаловался на тяжелую жизнь, все только и говорили, что вот закончится война и все будет хорошо. Одежду носили по очереди, кто учился в школе в первую смену, приходили домой отдавали одежду другим. Мама научила свою дочь шить. Рая вечерами сидела и шила из любой тряпочки одежду для своих младших сестер и братьев. У нее до сих пор сохранились вещи, сшитые в те далекие годы. Дети работали наравне со взрослыми, летом старались не носит обувь, ходили босиком на поля и на ферму. Уроки дети делали днем, электричества не было, дома топили заготовками из бурьяна и соломы. Рая помнит, что по одной стороне села были нарыты окопы, их охраняли военные. В это время немцы приближались к Москве.

В 1941 году, когда боевые действия приблизились к Московскому военному округу, была выпущена директива Государственного комитета обороны о строительстве оборонительных рубежей на территории страны. Следуя директиве, Совет Народных Комиссаров Мордовской АССР и бюро Мордовского обкома ВКП (б) 23 ноября 1941 года приняли постановление о строительстве специальных укреплений, проходящих по территории Мордовской АССР. В строительстве укреплений, проходящих по территории Мордовии, приняли участие трудящиеся почти 20 районов республики. Каждый район в течение 30 дней мобилизовывал от двух до трех тысяч человек и не менее 200−300 лошадей с упряжью. Даже по фотографиям тех лет видно, что в основном строительство осуществлялось силами женщин.) По территории Мордовской АССР Сурский рубеж проходил вдоль реки Суры. Крайние точки — место впадения реки Барыш в Суру и участок железной дороги «Рузаевка — Инза» Протяжённость рубежа по территории Мордовии составила более 80 километров. Наше село Зыково находится на одном из участков железной дороги «Рузаевка -Инза» и люди в военной форме скорее всего охраняли этот участок.


1.4. Послевоенные годы

«Нам, детям войны, много горя досталось.

Победа наградой была».

Настал 1945 год. Наступил долгожданный день Победы. Не было счастья большего, чем окончание войны. Мама работала на ферме. Это было 9 мая, как обычно мама встала очень рано, перед уходом на работу она разбудила Раю и напомнила про корову, ее нужно подоить и выгнать в стадо. Но Рая крепко уснула и проспала. Проснулась она от того, что услышала громкие голоса на улице. Люди плакали и громко кричали, что кончилась война.

Все плакали. Но это были слезы радости, радости от того, что эта страшная война закончилась, что страна сумела одержать Победу. Это была общая победа: и тех, кто воевал с оружием в руках, и тех, кто трудился в тылу.

Предстояла мирная жизнь… После войны, в 1949 году Рая закончила школу и пошла работать в колхоз, в этом же году поступила в вечернюю школу. В 1951 году устроилась работать в детские ясли санитаркой, девушка любила свою работу. В 1953 году поступила в медучилище, после окончания учебы в 1956, устроилась на работу медсестрой в детскую республиканскую больницу. Здесь она проработала до самой пенсии. Ираида Михайловна вышла замуж, вместе с мужем вырастили и воспитали двух дочерей - Ларису и Наталью. В 1994 году схоронила мужа. Ираида Михайловна не бывает одна, ее часто навещают дочери, внуки, и теперь уже правнуки. Она добрая и ласковая мама и самая любимая бабушка.



Глава 2. Война и современные дети


Работая над этой темой, я очень хотела узнать, насколько хорошо знают историю родного края мои сверстники, обучающиеся со мной в одной школе, «Если мы войну забудем, вновь придет война». С этой целью я провела анкетирование среди обучающихся нашей школы. Хочу отметить, что вопросы, которые я предложила учащимся, их заинтересовали. Ни у кого мои анкеты не вызвали недоумения.


2.1. Результаты анкетирования

Цель анкетирования - изучить, как оценивает юношество Великую Отечественную войну и Победу в ней по истечении 80 лет. Как сохраняется, воспроизводится историческая память о событиях Великой Отечественной войны, выдающихся ее участниках, героических поступках наших соотечественников, горечь от понесенных огромных утрат.

Тест «Что вы знаете о Великой Отечественной войне» для учащихся 10 класса.

Проводилось с 23.01.2025 по 25.01.2025.

Вопросы для анкетирования обучающихся 10 Б класса:

Назовите дату начала и конца Великой Отечественной войны.

Какая крепость первой приняла на себя удар немецко-фашистских захватчиков

Назовите крупные сражения Великой Отечественной войны.

Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? Что вам об этом известно?

Назовите города-герои.

Назовите полководцев Великой Отечественной войны.

Назовите имена юных героев Великой Отечественной войны. Что вы знаете об их подвигах?

Где совершили свой подвиг 28 панфиловцев

Что вам известно о Хатыни, Саласпилсе, Бухенвальде, Освенциме?

Таня Савичева. Что вы знаете о ней

Назовите имена героев, водрузивших знамя победы над рейхстагом.

Сколько жителей Мордовии удостоены звания Героя Советского Союза?

Знаете имена ветеранов войны в селе Зыково?

Какой след оставила война в истории вашей семьи?

Читали ли вы книги о войне?

Какие фильмы о войне вы видели?

Какие песни о войне вы знаете

Продолжите строку из песни, ставшей гимном советского народа в годы Великой Отечественной войны: «Вставай, страна огромная…».

Результаты анкетирования: участвовали 10 человек. Учащимся было предложено 18 вопросов по основным события ВОВ.

1 вопрос: 100% ответили правильно, это говорит о том, что учащиеся хорошо знают дату начала и окончания Великой Отечественной войны

2 вопрос: 100% ответили правильно

3 вопрос: 100% назвали крупные сражения ВОВ. Наиболее известными сражениями для учеников 10 класса стали: Московская битва 70%, Курская битва 50%, Сталинградская битва 40 %, битва за Ленинград 30%, Берлинская операция 30%.

4 вопрос: 100% ответили правильно о продолжительности блокады Ленинграда.

5 вопрос: 100% правильно назвали города - герои. Наиболее известные города - герои среди учеников 10 класса: Киев 70%, Севастополь 60%, Ленинград 60%, Москва 50%, Волгоград 50%, Керчь 30%, Минск 30%.

6 вопрос: 80% правильно назвали имена полководцев ВОВ. Наиболее известные полководцы ВОВ среди учеников 10 класса: Г. К. Жуков 80%, К. К. Рокоссовский 40%, И. С. Конев 30%, Р. Я. Малиновский 30%.

7 вопрос: 80% знают имена юных героев. Наиболее известные имена юных героев ВОВ среди учеников 10 класса: Леня Голиков 40%, Ваня Котик 40%, Зина Портнова 30%, Марат Козей 30%.

8 вопрос: 100% знают где совершили подвиг 28 панфиловцев.

9 вопрос: 100% знают о Хатыни, Саласпилсе, Бухенвальде, Освенциме, как лагерях смертников в годы ВОВ.

10 вопрос: 100% знают трогательную историю о маленькой девочке Тани из блокадного Ленинграда.

11 вопрос: 90% знают имена героев, водрузивших знамя победы над рейхстагом.

12 вопрос: 40% знают сколько жителей Мордовии удостоены звания Героя Советского Союза. Наиболее известные имена Героев Советского Союза из Мордовии среди учеников 10 класса: М. П. Девятаев 20%, Е. Г. Акиняев 20%.

13 вопрос: 80% знают ветеранов войны в селе Зыково.

14 вопрос: 60% знаю, какой след оставила война в истории их семьи.

15 вопрос: 60% читали книги о войне.

16 вопрос: 100% смотрели фильмы о войне. Наиболее известные фильмы о ВОВ среди учеников 10 класса: «Танк Т-34 60%», «В бой идут одни старики 60%», «Битва за Севастополь» 30%, «Сын полка 30%».

17 вопрос: 100% знают песни о войне. Наиболее известные песни о ВОВ среди учеников 10 класса: «Катюша» 100%, «День победы» 80%, «Журавли» 40 %, «А зори здесь тихие» 30%, «Синий платочек» 30%.

18 вопрос: 100% знают продолжение песни «Вставай страна огромная …»

Вывод: Результаты анкетирования показали, что учащиеся 10 Б класса нашей школы знают о Великой Отечественной войне, они обладают хорошими знаниями, связанные с памятными датами. Многие из них смотрят фильмы, читают книги. Однако стоит обратить внимание на их знания о подвигах земляков, ветеранах войны- уроженцев Мордовии.

Вопросы для анкетирования обучающихся 5-7 классов:

1. Из каких источников вы знаете о Великой Отечественной войне?

2. Кто такие «дети войны»?

3. Опишите 3 существительными, что для вас означает слово «война».

4. Есть ли среди ваших знакомых или родственников, люди, жившие в военные годы?

5. Как вы думаете, чем занимались дети во время войны?

6. А как вы думаете, дети во время войны учились в школе?

7. Хотели бы вы больше узнать о жизни и подвигах детей и подростков во времена ВОВ?

Результаты анкетирования: участвовали 25 человек из 5,7,8 классов. Было предложено 7 вопросов по основным события ВОВ.

1 вопрос: 80% знают о Великой Отечественной войне из классных часов.

2 вопрос: 100% знают определение кто такие «дети войны»?

3 вопрос: 48% описали что для них слово «война» означает «страх», 36 % «боль», 28% «смерть».

4 вопрос: 100% знают своих знакомых или родственников, жившие в военные годы.

5 вопрос: 48% отметили, что дети во время войны помогали взрослым.

6 вопрос: 88% отметили, что дети во время войны учились в школе.

7 вопрос: 100% отметили, что хотят больше узнать о жизни и подвигах детей и подростков во времена ВОВ.

Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать основные выводы:

- обучающиеся 5, 7, 8 классов нашей школы знают о Великой Отечественной войне, они обладают хорошими знаниями, связанные с памятными датами;

- для подрастающего поколения события Великой Отечественной войны еще не потеряли своей значимости;

- значительная часть опрашиваемых считает книгу наиболее доступным и интересным источником информации о войне;

- для юношества очень важно общение с живыми свидетелями войны.

В целом, исследование показало, что эта анкета затронула души и умы обучающихся нашей школы, далеких от военной поры.

Выводы:

Сегодня Великая Отечественная война – это часть нашей истории. Через исследовательскую работу я поняла, что в годы войны каждый ребёнок совершил свой подвиг. В то тяжёлое для страны время они не озлобились, не ожесточились, а напротив, рано повзрослели, стали активными, надёжными помощниками и защитниками женщин и стариков в тылу, во время войны. После войны внесли лепту в восстановление и нового строительства на всей огромной территории нашей страны.

Подвиг детей войны неоценим, и никакой мерой не измерить то, что они преодолели. Их, как и ветеранов Великой Отечественной войны, с каждым годом становится все меньше. И если они не передадут нам эстафету памяти, не успеют рассказать настоящие, живые истории своих жизней, мы можем упустить что-то очень важное…



Заключение


Ценность данного проекта состоит в том, что была проведена большая работа с различного вида источниками. Это позволяет не только узнать много нового и интересного, способствует формированию навыков работы с историческими источниками Данная работа позволила узнать и рассказать о Баляевой Ираиде Тихоновне - труженице тыла и ее семьи, а также показать ту правду о той страшной войне, которая коснулась людей того времени.

Работа развивает интерес к истории, воспитывает уважение к людям, подарившие нам мирное время.

Самое главное я поняла, что все уходит в историю: страдания людей, разруха, голод. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к войне в воспоминаниях свидетелей того времени. Сегодня рядом с живыми ветеранами, тружениками тыла – мы их внуки, и правнуки. И связь поколений никогда не прервется. У каждого поколения была своя война: Великая Отечественная, Афганская, Чеченская…Операция в Сирии. Все эти войны болью отзываются в наших сердцах. Наша великая Россия – всегда помогала народом, нуждающимся в помощи. Спустя 80 лет после Победы в Великой Отечественной войне эстафету мужества принял Донбасс, жители которого вынуждены были встать на защиту своей свободы, правды и великой российской культуры.











Список используемых источников


Мордовия в период Великой Отечественной войны 1941-1945. – Т 1. С. 204.- Саранск, 2005.

Сурский рубеж (Документы и материалы). В кн.: Подвиг народный. Саранск, 1995. С.98.

Научное периодическое online издание «Вестник науки» №8 (53) том 2. Научная статья №6

Семейный архив.

Википедия.





















Приложение 1

t1762282255aa.png













Фото 1. Баляева Ираида Тихоновна. Родилась в 1933 году в селе Зыково









t1762282255ab.jpg













Фото 2. Баляева Ираида Тихоновна (во время интервью) 20.01.2025.



t1762282255ac.png













Фото 3. Баляева Ираида Тихоновна. Воспоминания о первых днях войны.

t1762282255ad.jpg





Фото 4. Брат Алексей (крайний справа) перед отправкой на фронт 1941 год.







t1762282255ae.png







Фото 5. Баляева Ираида Тихоновна в кругу своих близких в послевоенные годы.



t1762282255af.png







Фото 6. Ираида Тихоновна с братом Алексеем и сестрой Марией.





t1762282255ag.png

















Фото 7. Баляева Ираида Тихоновна в кругу своих детей, внуков и правнуков.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.