Презентация для выступления на РМО «Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии в первом классе»
Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии в первом классе Подготовила Данилова Ксения Дмитриевна учитель-логопед, МБОУ «Школа №1»
Виды дисграфии. Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма. В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии.
Артикуляторно-акустическая дисграфия. Симптомы. Примеры. Артикуляционно-акустическая дисграфия - характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении.
Артикуляторно-акустическая дисграфия. Профилактика. Профилактикой проблемы артикуляторно-акустической дисграфии у детей является своевременное устранение звуковых замен в устной речи ребенка. Почему это так важно?
Итак, профилактика артикуляционно-акустической дисграфии происходит в несколько этапов: Итак, профилактика артикуляционно-акустической дисграфии происходит в несколько этапов: 1. Постановка недостающих звуков в устной речи, автоматизация; 2. Развитие слуховой дифференциации той или иной пары звуков, а так же дифференциации звонких-глухих и твердых-мягких согласных; 3. Фонематический анализ слов. 4. Формирование навыка поэтапного контроля за процессом и результатом письма. Рассмотрим каждый этап. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Профилактика.
Артикуляторно-акустическая дисграфия. Профилактика. Второй этап -- развитие слуховой дифференциации звуков.
Артикуляторно-акустическая дисграфия. Профилактика. На этом этапе имеют место следующие задания: Вспомнить где мы слышим этот звук в окружающем нас мире. Назвать, подобрать , придумать слова с заданным звуком. Определить наличие заданного звука в слове. Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов. Выкладывание под буквами картинок, в которых содержатся эти звуки.
Артикуляторно-акустическая дисграфия. Профилактика. Поэтому далее предлагаются упражнения на фонематический анализ слов.
Артикуляторно-акустическая дисграфия. Профилактика. На этом этапе имеют место следующие задания: Поднять руку (хлопнуть в ладоши) или показать карточку с буквой, если в слове есть заданный звук. Отобрать из предложенных предметных картинок только те, в названии которых есть заданный звук. Поменять в слове один звук так, что бы получилось другое слово (коса – коза). Дополнить предложение словами, в которых есть звук с опорой на картинки. Определить первый звук в словах. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова. К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова. Определить место звука в слове (начало, середина, конец). Вставить пропущенные буквы.
Артикуляторно-акустическая дисграфия. Профилактика. Заключительным этапом профилактики артикуляторно-акустической дисграфии является формирование навыка поэтапного контроля за процессом и результатом письма.
Артикуляторно-акустическая дисграфия. Профилактика. На этом этапе имеют место следующие задания: Списывание Выписывание из текста: - ключевых слов; - ответов на вопросы; - определенныхслов; Нахождение в предложениях и текстах ошибок Упражнения на логическое развитие замысла (например, «Закончи предложение»)
Заключение. Хочется отметить то, что любое предложенное упражнение, на любом этапе, может свободно использоваться на уроках письма, чтения, окружающего мира в первом классе. Данные упражнения легко включаются в любой тип урока и практически не требуют дополнительной подготовки. Если ребенок научится безошибочно произносить звуки и «чувствовать» каждый из этих звуков в слове, он не будет при обучении грамоте допускать соответствующие буквенные замены на письме. Таким образом, мы можем быть уверенны, что артикуляторно-акустическая дисграфия ему не угрожает.