12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
андрей тушнологов1321
призер авиа модельных соревнований.ученики призер всесоюзного слета авиа 1986г судоиодельных краевых призер 1992г пед стаж 30 лет сют.дом пионеров.упк токарное дело .работаю в мбоу сош 30 хабаровск.учитель технологии.цель преподавания-развитие творческих
Россия, Хабаровск

Технология современного проектного обучения.

(Д.Дьюи, У. Килпатрик, Э.Коллингс, С.Т.Шацкий).

Проектность – определяющая черта современного мышления.

Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, при котором человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей.

Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом условиях.

Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического ) результата и его публичного предъявления.

Теоретические концепции Д.Дьюи послужили основой для разработки американскими педагогами У.Килпатриком и Э.Коллингсом метода проектов.Они учли, что с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая выбрана им самим; познавательная деятельность строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.

В России эти идеи первым реализовал С.Т.Шацкий.

Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

Проектирование – это целенаправленная деятельность, позволяющая найти решение проблем.

Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.

В современной педагогике проектное обучение используется не вместо системы тематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Классификационные параметры технологии

Уровень и характер применения : метатехнология, охватывающая не только среднюю, но и высшую школу, а также производство, социальную сферу, политику.

Методологический подход: исследовательский, деятельностный.

Ведущие факторы развития: психогенные и социогенные.

Научная концепция освоения опыта : деятельности и развития.

Характер содержания : различной ориентации, адаптивно-вариативный

Вид социально-педагогической деятельности: управления.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: консультант и самоуправление.

Преобладающие методы : проблемные.

Организационные формы : альтернативные.

Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: личностно-ориентированный.

Направление модернизации: на основе активизации.

Категория объектов: все категории.

Целевые ориентации:

-формирование проектного мышления;

-стимулирование мотивации детей на приобретение знаний;

-включение всех учащихся в режим самостоятельной работы;

-самостоятельное приобретение недостающих знаний из различных источников;

-развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

-развитие способности применять знания к жизненным ситуациям;

-развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя;

-развитие важнейших компетенций для современной жизни:

-способности брать на себя ответственность;

-участвовать в совместном принятии решения;

-регулировать конфликты ненасильственным путём;

-делать свой выбор;

-владеть устным и письменным общением;

-способности учиться всю жизнь как основы непрерывной подготовки в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни

-Развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построение гипотез, обобщения.

Концептуальные позиции

-принцип гуманизма : в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.

-принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта.

-деятельностный подход.

-процесс обучения для ученика – это процесс работы над проектом своего будущего.

-индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

-принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем.

-комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученикаю

-принцип чёткого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем.Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.

-принцип уважения к иной точке зрения.

-принцип обеспечения ответственности за результат.

-использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

Типы проектов:

-Исследовательские;

- Творческие (газета, фильм, праздник);

- Информационные – сбор информации и ознакомление с ней;

- Социально-значимые;

- телекоммуникационные (информационные) проекты.

По затратам времени проекты могут быть краткосрочными( 2-4 часа), среднесрочными (12-15 часов), долгосрочными ( четверть, полугодие, год).

Стадии разработки проекта:

Организационно-подготовительная стадия – проблематизация, разработка проектного задания;

Разработка проекта (планирование);

Технологическая стадия;

Заключительная стадия (оформление результатов, презентация, обсуждение, саморефлексия)


 

Предтечи, разновидности, последователи:

Отличие российского воплощения метода от американского варианта в 20-30 годы было прежде всего в том, что советские педагоги делали принципиальный упор на общественно полезную, трудовую, идеологическую направленность проектов.

«Дальтон-план» Х.Паркхерст состоял в выполнении учебной программы, разбитой на подряды ( контракты), где указывались разделы, литература, контрольные вопросы, материалы для ответов на вопросы.Согласно договорам, ученики обязывались выполнять в течение недели учебные задания. Порядок, темп выполнения был личным делом учащихся.

«Кейс-стади» (разработка Гарвардского университета) – это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций. Отличительная особенность – создание проблемной ситуации на основе факта из реальной жизни.Наиболее распостранёнными в российских школе являются кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.Часто используется в бизнес-школах.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.