Фотоотчёт «Обьекты труда на уроке технологии»
Технология современного проектного обучения.
(Д.Дьюи, У. Килпатрик, Э.Коллингс, С.Т.Шацкий).
Проектность – определяющая черта современного мышления.
Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, при котором человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей.
Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом условиях.
Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического ) результата и его публичного предъявления.
Теоретические концепции Д.Дьюи послужили основой для разработки американскими педагогами У.Килпатриком и Э.Коллингсом метода проектов.Они учли, что с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая выбрана им самим; познавательная деятельность строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.
В России эти идеи первым реализовал С.Т.Шацкий.
Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Проектирование – это целенаправленная деятельность, позволяющая найти решение проблем.
Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо системы тематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
Классификационные параметры технологии
Уровень и характер применения : метатехнология, охватывающая не только среднюю, но и высшую школу, а также производство, социальную сферу, политику.
Методологический подход: исследовательский, деятельностный.
Ведущие факторы развития: психогенные и социогенные.
Научная концепция освоения опыта : деятельности и развития.
Характер содержания : различной ориентации, адаптивно-вариативный
Вид социально-педагогической деятельности: управления.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: консультант и самоуправление.
Преобладающие методы : проблемные.
Организационные формы : альтернативные.
Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: личностно-ориентированный.
Направление модернизации: на основе активизации.
Категория объектов: все категории.
Целевые ориентации:
-формирование проектного мышления;
-стимулирование мотивации детей на приобретение знаний;
-включение всех учащихся в режим самостоятельной работы;
-самостоятельное приобретение недостающих знаний из различных источников;
-развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
-развитие способности применять знания к жизненным ситуациям;
-развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя;
-развитие важнейших компетенций для современной жизни:
-способности брать на себя ответственность;
-участвовать в совместном принятии решения;
-регулировать конфликты ненасильственным путём;
-делать свой выбор;
-владеть устным и письменным общением;
-способности учиться всю жизнь как основы непрерывной подготовки в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни
-Развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построение гипотез, обобщения.
Концептуальные позиции
-принцип гуманизма : в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.
-принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта.
-деятельностный подход.
-процесс обучения для ученика – это процесс работы над проектом своего будущего.
-индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
-принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем.
-комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученикаю
-принцип чёткого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем.Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
-принцип уважения к иной точке зрения.
-принцип обеспечения ответственности за результат.
-использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Типы проектов:
-Исследовательские;
- Творческие (газета, фильм, праздник);
- Информационные – сбор информации и ознакомление с ней;
- Социально-значимые;
- телекоммуникационные (информационные) проекты.
По затратам времени проекты могут быть краткосрочными( 2-4 часа), среднесрочными (12-15 часов), долгосрочными ( четверть, полугодие, год).
Стадии разработки проекта:
Организационно-подготовительная стадия – проблематизация, разработка проектного задания;
Разработка проекта (планирование);
Технологическая стадия;
Заключительная стадия (оформление результатов, презентация, обсуждение, саморефлексия)
Предтечи, разновидности, последователи:
Отличие российского воплощения метода от американского варианта в 20-30 годы было прежде всего в том, что советские педагоги делали принципиальный упор на общественно полезную, трудовую, идеологическую направленность проектов.
«Дальтон-план» Х.Паркхерст состоял в выполнении учебной программы, разбитой на подряды ( контракты), где указывались разделы, литература, контрольные вопросы, материалы для ответов на вопросы.Согласно договорам, ученики обязывались выполнять в течение недели учебные задания. Порядок, темп выполнения был личным делом учащихся.
«Кейс-стади» (разработка Гарвардского университета) – это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций. Отличительная особенность – создание проблемной ситуации на основе факта из реальной жизни.Наиболее распостранёнными в российских школе являются кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.Часто используется в бизнес-школах.