Конспект внеклассного мероприятия ко Дню Славянской письменности «АЗ и БУКи» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности: «Своя игра» по теме «АЗ и БУКи».
Цель: Создание условий для вовлечения учащихся в активную познавательную исследовательскую деятельность по обогащению собственного социального опыта и гражданских установок на основе исторических сведений о происхождении славянской письменности.
Задачи:
- расширение представлений обучающихся о культурно-исторических основах русского языка и происхождении славянской письменности;
-воспитание толерантного отношения к культуре разных народов, объединенных общими историческими «корнями»;
- привитие интереса к родному языку, изучению истории России;
- формирование у воспитанников ценностно-смысловых мировоззренческих основ и гражданской идентичности.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
-Знакомство с историческими источниками, свидетельствующими о зарождении и развитии письменности разны народов
- Формирование первоначальных представлений о вкладе основоположников славянской письменности – Кирилла (Константина) и Мефодия в создание и распространение славянской письменности;
-Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
-Формирование умений общеучебного характера, в том числе использованию информации из разных источников.
Метапредметные результаты:
- Освоение учащимися универсальных способов деятельности: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных), освоение приемов анализа и классификации исторического материала заданной тематики, освоение умений высказывать суждения на основе сравнения характеристик изучаемых категорий, развитие умения осуществлять анализ и обработку информации.
-Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к практической деятельности.
Коммуникативные: развитие речи, формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества, повышение самооценки собственной практической деятельности. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении.
Регулятивные: развитие умения прогнозировать результаты, планировать деятельность в процессе учебного сотрудничества, умение адекватно оценить свой вклад в совместные действия.
Личностные:
-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-Формирование гражданской идентичности личности, осознание себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
Ход мероприятия:
Организационный момент.
Ведущий:Добрый день, дорогие участники и зрители!!!
Мы хотим, чтобы вы сегодня немного отвлеклись, лучше узнали историю нашей страны, подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем провели время с пользой.
Итак мы начинаем свою игру. Для начала познакомимся с командами и с правилами игры.
Правила игры:
В игре участвуют четыре команды, которые с экрана выбирают тему вопроса и его стоимость. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если команда дала неправильный ответ, то с ее счета снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другим командам. Победители будут награждены дипломами и призами.
Представление команд. Прошу командам представиться!
Приветствие 1 команды.
Соревноваться рады с вами
Мы знаниями и делами.
Мы вас приветствуем, друзья!
Без знаний жить никак нельзя!
Мы надежды не теряем
Занять главный пьедестал,
А соперникам желаем
Не терять борьбы накал!
Приветствие 2 команды.
Привет, соперники-друзья!
Задора в нас не меньше.
Если победу поделить нельзя,
Пусть победит сильнейший!
Соперники, соперницы,
Приветствуем мы вас,
Хотите, – будьте первыми,
Но только после нас!
А теперь выберем команду, которая будет первой выбирать категорию! Для этого мы поступим следующим образом – Я задаю вопрос. Кто первым ответит, тот и будет выбирать.
Внимание, вопрос!
Когда была создана славянская азбука? (IX век)
Итак, игроки готовы. Зрителей прошу не выкрикивать, не подсказывать, так как в этом случае ответ засчитан не будет, и баллы будут сняты.
Начинаем игру! На экране все темы сегодняшней игры.
Игра начинается.
10 | 20 | 30 | 40 |
Слова,слова… | | | |
Какое почётное прозвище приобрёл святой Кирилл при дворе императора Византии МихаилаIII? Ответ: философ | Какое письмо легло в основу латинской азбуки? Ответ:Греческое | Что завещал Кирилл своему брату Мефодию перед смертью? Ответ :«Брат мой! До сих пор мы были с тобой, как бы два вола, запряжённые в один плуг; вот я умираю и падаю на борозде. Но молю тебя, не оставляй нашего дела, ибо этим подвигом ты скорее спасёшься, чем в своей обители». | Кто создал славянскую азбуку? Ответ:Кирилл и Мефодий. |
«Цифры и не только». | | | |
Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? Ответ:863 | Сколько столетий просуществовал на Руси славянский алфавит, созданный Кириллом и Мефодием? Ответ:более 700 лет | С какого года День славянской письменности и культуры стал государственным праздником? Ответ:1991 | С XI в. в русском алфавите азбуке было 43 буквы. Часть букв взяли из греческого алфавита. А сколько букв были новыми, потому что их не было у греков? Ответ:19 |
«Памятники» | | | |
С XI в. в русском алфавите азбуке было 43 буквы. Часть букв взяли из греческого алфавита. А сколько букв были новыми, потому что их не было у греков? Ответ:19 Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? Ответ:Папа Римский | Что обычно держит в руке изображаемый на православных иконах св. равноапостольный Кирилл? Ответ: Славянская азбука | Как сегодня называют город, в котором родились и провели детство св. Кирилл и Мефодий? Ответ:Салоники | Благодаря памятникам славянской письменности мы не только знаем с точностью до года о начале появления письменности, но также имена создателей и их жизнеописание. Какие это памятники славянской письменности? Ответ: «Житие Константина-Кирилла», «Житие Мефодия», «Похвальное слово Кириллу и Мефодию», «Повесть временных лет» |
| | |
|
Ведущий: ребята, вы прекрасно справились с заданиями. А теперь пока уважаемое жюри выполняет сложную работу по определению победителей, я предлагаю болельщикам проверить свои силы в ответах на самые сложные вопросы.
Вопросы для болельщиков:
В каком городе писали на бересте? (Новгород)
Что такое пергамент? (особым образом выделанная кожа животных, пригодная для письма)
Что такое писало? (палочка, которой писали на бересте)
Когда была создана славянская азбука? (IX век)
Как она называлась? (Кириллица)
Что такое летопись? (Запись исторических событий по годам)
Кто вёл летописи? (Монахи)
Объявление победителей конкурса. Итак, слово предоставляется членам жюри.
Учитель: Наше мероприятие заканчивается. Мы с вами окунулись в те далекие времена, которые сохранились в сознании современных людей. Мы не должны терять наши исторические корни, мы должны чтить и помнить обычаи и традиции наших предков.
До новых встреч!!!