12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Иоланта Юрьевна Жаркова1509
Окончила филологический факультет МПГУ (специалист, учитель); присвоена квалификация (степень) магистра по направлению подготовки "Педагогическое образование". Педагогический стаж с 2010г.
Россия, Московская обл., Егорьевск
Материал размещён в группе «Классные мероприятия»
6

Классный час «День славянской письменности», 5 класс



МОУ Саввинская СОШ имени С.А. Калабалина,

классный руководитель Жаркова И.Ю.,

учитель русского языка,  литературы и истории.

5 класс, 2018-2019 учебный год

Классный час «День славянской письменности и культуры»

Пояснительная записка

Разработка классного часа основана на МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА), ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ с сайта https://mosmetod.ru

Познание родной культуры занимает особое значение в процессе формирования личности. Познание происходит посредством изучения языка. 

Цели:

·         познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита;

·         показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;

·         развивать у учащихся интерес к родной речи, родному языку;

·         воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;

·         способствовать развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности;

·         развивать у учащихся умение анализировать информацию.

План работы: слово классного руководителя, сообщение учащегося, работа с терминами, работа с текстом.

Мультимедийное сопровождение: презентация

Ход занятия

Слово классного руководителя: Дорогие ребята, сегодня все славянские народы отмечают праздник. Какой? Слайд 1

Предположения учащихся. Сообщение учащегося  №1.  

Слайд 2: памятник Кириллу и Мефодию в г.Коломна, ключевые слова рассказа учащегося: 24 мая 1985г., славянские народы, церковная традиция, просветители, славянская азбука.

Сообщение учащегося  №2

Чтение учащимся стихотворения №1

Сообщение учащегося   № 3.

Слово классного руководителя: Давайте разберемся, все ли вам понятно из рассказов  учащихся, на примерах ключевых слов.

Работа с терминами и понятиями (Слайды 3-12)

Кто такой просветитель?

Просветитель – распространитель знания, просвещения.

(Толковый словарь Ушакова)

Какие народы  являются славянскими?

Восточные славяне: русские, белорусы, украинцы. Южные славяне: сербы, хорваты,  македонцы, болгары. Западные славяне: чехи, словаки, поляки.  

Какое отношение церковь имеет к празднику?

1. Кирилл и Мефодий – создатели старославянской азбуки и церковнославянского языка. То есть языка богослужебных книг.

2. Кирилл и Мефодий перевели с греческого на славянский язык богослужебные книги: Евангелие, Апостол, Псалтырь.

3. Болгарский черноризец Храбр пишет в летописи о том, что Кирилл и Мефодий создали азбуку в 863 году.

4. В славянском православии Кирилл (Константин) и Мефодий почитаются как святые равноапостольные  «учи́тели слове́нские».

Славянская азбука изначально  состояла из  45 букв. С течением времени их количество сократилось.  Рассматриваем раздаточный материал (приложение 1,2): азбука и текст «Острожского букваря». Слайд 12

Слово классного руководителя: Давайте поразмыслим над некоторыми крылатыми выражениями, возникшими в культуре нашего народа. Слайд 13.

Рассуждения учащихся. Встречают затруднение при объяснении последнего выражения.

Слово классного руководителя: А чтобы трактовать правильно значение этого выражения, нужно знать чуть больше о самой азбуке. Только в русском языке существует понятие «азбучная истина»? Что оно означает?  Азбука - совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В Азбуке, и только в ней, есть содержание. До наших дней дошло так называемое азбучное Послание. Текст составлен и названий букв славянского алфавита. Название каждой буквы несет определенный смысл.

Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!

Рассмотрим три первые буквы азбуки - Аз, Буки, Веди. Азъ - 'я'. Буки (букы) - 'буквы, письмена'. Веди (веде) познал', совершенное прошедшее время от 'ведити' - знать, ведать. Объединяя названия первых трех букв Азбуки, получаем следующую фразу: Аз буки веде - я знаю буквы.

Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки: Глагол - 'слово', причем не только изреченное, но и написанное. Добро - 'достояние, нажитое богатство'. Есть (есте) - 3-е л., ед.ч. от глагола 'быть'.  Глагол добро есте: слово - это достояние.

Современный перевод ПОСЛАНИЯ:

Я знаю буквы. Письмо - это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям - постигайте мироздание! Несите слово убежденно - знание - дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь! Слайд 14

Слово классного руководителя: А знаете ли вы, как учили грамоте на Руси? Слайд 15

Работа с текстом (приложение 3). Чем отличалось обучение грамоте в древней Руси от современного?

Рассуждения учащихся.

Слово классного руководителя: Какие вы знаете пословицы или поговорки о знании или учении?

Ответы  и размышления учащихся об известных им пословицах и поговорках.  Слайд 16

Слово классного руководителя: создание славянской азбуки в житии Кирилла описывается как великое чудо и откровение Божие. Азбука получила название кириллицы. Древнейшая книга на Руси, написанная кариллицей – Остромирово Евангелие 1057 года. Это Евангелие хранится в Петербурге, в Государственной Российской библиотеке имени М.Е.Салтыкова-Щедрина. Слайд 17

Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита.  В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту.

Какие пословицы и поговорки известны вам об этих буквах? Слайд 18   Рефлексия: Что нового вы узнали на занятии?

Итак, мы с вами увидели, каким образом святые братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, и какую роль в ее возникновении и в становлении славянского литературного языка сыграли греческий алфавит и греческий язык. А впоследствии сама славянская азбука была использована для создания алфавитов многих народов: киргизского, якутского, алтайского и многих других. Слайд 19

Слово классного руководителя: Закончить занятие предлагаю стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Слово». Вслушайтесь, вдумайтесь, к чему в своем стихотворении нас призывает поэт?

Чтение учащимся стихотворения №2

Ответы учащихся: поэт говорит о необходимости беречь наш бессмертный дар – речь. 

 

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/День_славянской_письменности_и_культуры

http://ru.wikipedia.org/

http://pkr.orthgymn.ru/textbook/

http://festival.1september.ru/

http://otherreferats.allbest.ru/culture/

http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/

http://www.ikt.oblcit.ru/206/khramchenko/ http://www.websib.ru/~gardarika/bukvi/

фото – Яндекс.Картинки по запросам: «День славянской письменности», «Кирилл и Мефодий». 

 


Приложение День славянской письменности
DOCX / 105.19 Кб

Сообщения учащихся День славянской письменности
DOCX / 20.06 Кб

Презентация День славянской письменности
PPTX / 1.76 Мб

Опубликовано в группе «Классные мероприятия»




Комментарии (6)

сменить сортировку
Иоланта Юрьевна Жаркова, 26.05.19 в 19:50 2 Ответить Пожаловаться
Акцентирую внимание на том, что разработка классного часа основана на МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА), ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ с сайта https://mosmetod.ru. Мною адаптирован материал для проведения классного часа (сообщения учащихся, подготовка чтецов), создана презентация.
Ватолина Светлана Анатольевна, 26.05.19 в 19:51 2 Ответить Пожаловаться
Отличная разработка классного часа, Иоланта Юрьевна!!! Познавательно и интересно!!!
Горбачёва Марина Юрьевна, 27.05.19 в 04:46 1 Ответить Пожаловаться
Благодарю за работу! Пополнила копилочку!!!
Елена Владимировна, 25.07.19 в 19:45 2 Ответить Пожаловаться
Спасибо за отличную работу, Иоланта Юрьевна!
Иоланта Юрьевна Жаркова, 26.07.19 в 07:52 2 Ответить Пожаловаться
Спасибо за высокую оценку)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.