Пояснительная записка к презентации
МОУ Саввинская СОШ имени С.А. Калабалина,
классный руководитель Жаркова И.Ю.,
учитель русского языка, литературы и истории.
5 класс, 2018-2019 учебный год
Классный час «День славянской письменности и культуры»
Пояснительная записка
Разработка классного часа основана на МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА (КЛАССНОГО ЧАСА), ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ с сайта https://mosmetod.ru
Познание родной культуры занимает особое значение в процессе формирования личности. Познание происходит посредством изучения языка.
Цели:
· познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита;
· показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;
· развивать у учащихся интерес к родной речи, родному языку;
· воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;
· способствовать развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности;
· развивать у учащихся умение анализировать информацию.
План работы: слово классного руководителя, сообщение учащегося, работа с терминами, работа с текстом.
Мультимедийное сопровождение: презентация
Ход занятия
Слово классного руководителя: Дорогие ребята, сегодня все славянские народы отмечают праздник. Какой? Слайд 1
Предположения учащихся. Сообщение учащегося №1.
Слайд 2: памятник Кириллу и Мефодию в г.Коломна, ключевые слова рассказа учащегося: 24 мая 1985г., славянские народы, церковная традиция, просветители, славянская азбука.
Сообщение учащегося №2
Чтение учащимся стихотворения №1
Сообщение учащегося № 3.
Слово классного руководителя: Давайте разберемся, все ли вам понятно из рассказов учащихся, на примерах ключевых слов.
Работа с терминами и понятиями (Слайды 3-12)
Кто такой просветитель?
Просветитель – распространитель знания, просвещения.
(Толковый словарь Ушакова)
Какие народы являются славянскими?
Восточные славяне: русские, белорусы, украинцы. Южные славяне: сербы, хорваты, македонцы, болгары. Западные славяне: чехи, словаки, поляки.
Какое отношение церковь имеет к празднику?
1. Кирилл и Мефодий – создатели старославянской азбуки и церковнославянского языка. То есть языка богослужебных книг.
2. Кирилл и Мефодий перевели с греческого на славянский язык богослужебные книги: Евангелие, Апостол, Псалтырь.
3. Болгарский черноризец Храбр пишет в летописи о том, что Кирилл и Мефодий создали азбуку в 863 году.
4. В славянском православии Кирилл (Константин) и Мефодий почитаются как святые равноапостольные «учи́тели слове́нские».
Славянская азбука изначально состояла из 45 букв. С течением времени их количество сократилось. Рассматриваем раздаточный материал (приложение 1,2): азбука и текст «Острожского букваря». Слайд 12
Слово классного руководителя: Давайте поразмыслим над некоторыми крылатыми выражениями, возникшими в культуре нашего народа. Слайд 13.
Рассуждения учащихся. Встречают затруднение при объяснении последнего выражения.
Слово классного руководителя: А чтобы трактовать правильно значение этого выражения, нужно знать чуть больше о самой азбуке. Только в русском языке существует понятие «азбучная истина»? Что оно означает? Азбука - совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В Азбуке, и только в ней, есть содержание. До наших дней дошло так называемое азбучное Послание. Текст составлен и названий букв славянского алфавита. Название каждой буквы несет определенный смысл.
Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!
Рассмотрим три первые буквы азбуки - Аз, Буки, Веди. Азъ - 'я'. Буки (букы) - 'буквы, письмена'. Веди (веде) познал', совершенное прошедшее время от 'ведити' - знать, ведать. Объединяя названия первых трех букв Азбуки, получаем следующую фразу: Аз буки веде - я знаю буквы.
Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки: Глагол - 'слово', причем не только изреченное, но и написанное. Добро - 'достояние, нажитое богатство'. Есть (есте) - 3-е л., ед.ч. от глагола 'быть'. Глагол добро есте: слово - это достояние.
Современный перевод ПОСЛАНИЯ:
Я знаю буквы. Письмо - это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям - постигайте мироздание! Несите слово убежденно - знание - дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь! Слайд 14
Слово классного руководителя: А знаете ли вы, как учили грамоте на Руси? Слайд 15
Работа с текстом (приложение 3). Чем отличалось обучение грамоте в древней Руси от современного?
Рассуждения учащихся.
Слово классного руководителя: Какие вы знаете пословицы или поговорки о знании или учении?
Ответы и размышления учащихся об известных им пословицах и поговорках. Слайд 16
Слово классного руководителя: создание славянской азбуки в житии Кирилла описывается как великое чудо и откровение Божие. Азбука получила название кириллицы. Древнейшая книга на Руси, написанная кариллицей – Остромирово Евангелие 1057 года. Это Евангелие хранится в Петербурге, в Государственной Российской библиотеке имени М.Е.Салтыкова-Щедрина. Слайд 17
Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту.
Какие пословицы и поговорки известны вам об этих буквах? Слайд 18 Рефлексия: Что нового вы узнали на занятии?
Итак, мы с вами увидели, каким образом святые братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, и какую роль в ее возникновении и в становлении славянского литературного языка сыграли греческий алфавит и греческий язык. А впоследствии сама славянская азбука была использована для создания алфавитов многих народов: киргизского, якутского, алтайского и многих других. Слайд 19
Слово классного руководителя: Закончить занятие предлагаю стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Слово». Вслушайтесь, вдумайтесь, к чему в своем стихотворении нас призывает поэт?
Чтение учащимся стихотворения №2
Ответы учащихся: поэт говорит о необходимости беречь наш бессмертный дар – речь.
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/День_славянской_письменности_и_культуры
http://pkr.orthgymn.ru/textbook/
http://festival.1september.ru/
http://otherreferats.allbest.ru/culture/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/
http://www.ikt.oblcit.ru/206/khramchenko/ http://www.websib.ru/~gardarika/bukvi/
фото – Яндекс.Картинки по запросам: «День славянской письменности», «Кирилл и Мефодий».
Приложение День славянской письменности
DOCX / 105.19 Кб
Сообщения учащихся День славянской письменности
DOCX / 20.06 Кб
Презентация День славянской письменности
PPTX / 1.76 Мб
Иоланта Юрьевна Жаркова
Ватолина Светлана Анатольевна
Иоланта Юрьевна Жаркова
Горбачёва Марина Юрьевна
Елена Владимировна
Иоланта Юрьевна Жаркова