Функциональная грамотность Стефанова Л.М., учитель русского языка и литературы УКП «РДБ» ГОУ РК «Республиканский центр образования» г. Сыктывкара
Содержательное наполнение понятия «грамотность» До конца XIX века грамотным называли человека, умеющего читать и писать, при этом человека, умеющего только читать, называли скудограмотным или полуграмотным. Данное понимание нашло отражение в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля. Подобный взгляд на проблему грамотности сохранялся до 80-х годов ХХ века. Словари русского языка, педагогические справочники, энциклопедические словари фиксируют единое значение термина грамотность – определённая степень знания законов и правил родного языка в сочетании с навыками устной и письменной речи.
Содержательное наполнение понятия «грамотность» В конце 80-х годов ХХ века происходит расширение понятия «грамотность». В 1987 году в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова лексическое значение прилагательного «грамотный» толкуется следующим образом: Умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно, без ошибок. Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области. Выполненный без ошибок, со знанием дела». Аналогичное значение фиксируется у термина «грамотность» через два десятилетия в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.
Историческая справка В педагогической науке понятие «функциональная грамотность» относительно новое. Появилось оно в конце 60-х годов и впервые как международная проблема была обозначены в документах ЮНЕСКО.
Историческая справка В международной практике вопросы определения понятия «грамотность», его структуры и характеристики с середины XX века рассматривались на совещаниях по статистике и программам переписей населения. Генеральная конференция ЮНЕСКО (1958 г.) рекомендовала всем странам считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием прочитанного и написать краткое изложение о своей повседневной жизни. Полуграмотный – это человек, умеющий только читать.
Историческая справка С середины 70-х годов в международной практике происходит переосмысление понятия «грамотность». Отделение понятия функциональной грамотности от понятия традиционной грамотности связано с осознанием в конце 70-х начале 80-х годов ХХ века того факта, что неграмотность населения присуща не только развивающимся, но и развитым странам.
Функциональная грамотность Отличительной чертой жизни современного общества является стремительно возрастающая изменчивость окружающего мира. Впервые в истории человечества поколения вещей, идей, технологий сменяются быстрее, чем поколения людей. Подобные изменения затрагивают практически все стороны общественной жизни и в первую очередь систему образования, так как вхождение в постиндустриальное общество породило серьёзную проблему – своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.
Функциональная грамотность Функциональная грамотность – использование приобретённых знаний, умений и навыков для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
Функциональное чтение Функциональное чтение – чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.
Приёмы функционального чтения Приёмы просмотрового чтения (сканирования) Приёмы аналитического чтения: выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц
Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к др. Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.» (А.А. Леонтьев)