Презентация и конспект по теме Великая Отечественная война 11 класс.
Пояснительная записка к презентации
с использованием ЦОР
Город: Магнитогорск
ОУ: МОУ СОШ № 12
Учитель: Гусева А.В.
Класс: 11
Тема учебного занятия: Великая отечественная война. Начальный период.
Продолжительность учебного занятия: 90__ мин.
Тип учебного занятия: Комбинированный
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:
1. Познакомиться с причинами ВОВ, познакомиться с понятиями мобилизация, ГКО, антигитлеровская коалиция, оккупация, партизанское движение. Проанализировать ситуацию основных сражений данного периода, запомнить даты основных сражений. Дать общую оценку начальному периоду ВОВ. Выявить роль тыла в годы войны.
2. Работать с учебником, аргументировано отвечать на вопросы учителя, работать с картой по теме, анализировать данные таблиц, работать в группах, делать доклад по теме: Битва под Москвой
3. Внимание, умение убеждать, выслушивать точку зрения одноклассников, при работе в группах
Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): компьютерный класс (локальная сеть); История России 20-21 век, Часть 2, 3 , презентационный ряд по этому диску.
Ход учебного занятия:
1. Организация начала урока _2_ мин.
Цель этапа: Подготовка учащихся к работе
Компетенции | методы | формы | Используемые ЦОР | |
знания | умения | |||
Организация внимания и внутренней готовности… | Умение организоваться | словесный | фронтальный | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку | Подготовка к работе |
2. Проверка выполнения домашнего задания _10_ мин.
Цель этапа: Выявление затруднений при выполнении домашнего задания
Компетенции | методы | формы | Используемые ЦОР | |
знания | умения | |||
Материал домашнего параграфа по теме: «Внешнеполитический курс СССР в канун ВОВ». | Работать самостоятельно при выполнении карточек, тестов на ПК, отвечать устно у доски | Фронтальный, индивидуальный | Опрос, работа с карточками, тестовые задания | Тест по теме: Внешнеполитический курс СССР в канун ВОВ. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Контроль выполнения домашнего задания | Отчёт о выполнении домашнего задания. Составляют рецензию устного ответа по домашнему параграфу: «Внешнеполитический курс СССР в канун ВОВ». По плану: Изложение параграфа по заданной теме Четкость при изложении материала Соблюдение последовательности при изложении параграфа Уместное использование понятий, терминов их определение Ответы на вопросы учителя по теме Дополнительные сведения |
3. Изучение нового материала 50_ мин.
Цель этапа:
Компетенции | методы | формы | Используемые ЦОР | |
знания | умения | |||
Повторить понятия: Милитаризм, Мировая война, Познакомиться с новыми понятиями темы: мобилизация, ГКО, антигитлеровская коалиция, оккупация, партизанское движение. Проанализировать ситуацию основных сражений данного периода, запомнить даты основных сражений. Дать общую оценку начальному периоду ВОВ. Выявить роль тыла в годы войны. | . Работать с учебником, аргументировано отвечать на вопросы учителя, работать с картой по теме, анализировать данные таблиц, делать и слушать сообщение по теме: Битва под Мосвой | Словесный (рассказ), иллюстративный | Коллективная, индивидуальна | История России 20-21 век, Часть 2, 3 , презентационный ряд по этому диску. Слайд №1-30 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Знакомство с темой урока Слайд №1. Работа с фразой: «Мир – добродетель цивилизации, война – ее преступление». В. Гюго Перечисление пунктов плана урока Слайд №3 План урока: Актуализация ранее пройденного материала: Словарная работа: Слайд №4 Вопрос классу: Слайд №5 Беседа о периодах и начале ВОВ: Слайд №6 22 июня 1941г. войска Германии и союзников вторглись на территорию СССР, об этом было объявлено по радио, голосом Левитана, у нас есть уникальная возможность прослушать эту запись Слайд № 7, Удар фашистов оказался внезапным, хотя этот вопрос остается до сих пор спорным, но, тем не менее, в первые часы войны погибло очень много людей, было уничтожено большое количество орудий, ситуацию усугубило и то, что приказ о приведении приграничных округов в боевую готовность был отдан поздно, из-за нарушения связи. Наступление фашистов осуществлялось по трем направлениям Группе армий « Север» предстояло через Прибалтику выйти к Ленинграду, Наиболее сильная группа армий «Центр» выдвигалась севернее и южнее Минска, имея конечной целью, наступление на Москву, Группа армий юг наносила удар по Украине, в направлении Киева. Слайд №8 Было ли известно советскому руководству о начале войны? Вопрос спорный . Слайд №9 С/Р с учебником: Опираясь на текст учебника стр. 225, ответьте на вопрос: Для оперативного командования войсками 30июня 1941г. был создан Государственный Комитет Обороны. В его состав вошли: Глава И.В. Сталин, также Ворошилов К.Е., Тимошенко С. К., Буденный С. М., Шапошников Б.М., Г.К. Жуков. Слайд №12 Многие гарнизоны и части Красной Армии оказали упорное сопротивление врагу. Группа армий «Центр» столкнулась с полуторамесячным сопротивлением Красной Армии в Смоленском сражении. Особую тревогу советского командования вызывал « Ельнинский выступ»- возможная площадка для наступления немцев на Москву. Войска под командованием Жукова Г.К. вытеснили оттуда врага. Но, разгромив под Киевом силы Юго-Западного фронта, установив блокаду Ленинграда, немцы перекинули основные силы на захват столицы СССР – Москва. Слайд №13,14. Сообщение: Битва под Москвой Вопрос к сообщению: Охарактеризуйте значение битвы под Москвой (обратите внимание на военно-стратегический, морально-политический, международный аспект). Слайд №15 Сразу же после вторжения Германии, СССР стал получать военно-экономическую поддержку от союзных государств. С/Р: Сталин ошибочно считал, что покончить с врагом, при поддержке союзников удастся уже в 1942 году. Но вермахт перенес основную силу удара с московского направления на юго-восточное направление, затем на Кавказ, к нефтеносным районам Баку. Красная Армия, исчерпав резервы, вынуждена была отступать к Сталинграду. Рассказ о начальном этапе Сталинградской битвы: Слайд №17 2 сентября 1942г. 6-я немецкая армия генерала Ф. Паулюса вышла к Сталинграду. Ей противостояли 62-я и 64-я армии под командованием генералов В.И. Чуйкова и М.С. Шумилова. Овладеть городом с ходу немцам не удалось. Как развивались события, читаем в учебнике 233стр. Вопросы к прочитанному: 1.За какую территорию Сталинграда развернулись основные боевые действия? Почему? 2. Каково значение первого этапа Сталинградской битвы? Познакомьтесь с потерями в оборонительный период Сталинградской битвы. Слайд №18 На протяжении всей истории ВОВ на оккупированной территории нашей страны действовало множество партизанских отрядов. Знаменитым был рейд кавалерийских партизанских соединений под командованием С.А. Ковпака и А.Н. Сабурова. Широкую известность получила Краснодонская подпольная организация комсомольцев «Молодая гвардия», во главе которой стояли У. Громова, И.А. Земнухов Слайд №19. Опираясь на фильм и текст учебника, расскажите кто такие партизаны? Слайд №20 Любая война ложится тяжелым экономическим бременем, на население страны, тем не менее, среди тылового населения наблюдался патриотический подъем, согласно приказу о всеобщей мобилизации. Мобилизация - приведение всего военного арсенала страны в боевую готовность, сосредоточение всех сил и средств для достижения победы. : Слайд №21 всенародная помощь не ослабевала вот некоторые данные: Слайд №22. Во вторую половину1941года была утрачена наиболее индустриально развитая часть территории СССР, т.к. противник решительно продвигался вперед Слайд №23, 24 В связи с данной ситуацией на Восток срочно стало эвакуироваться (Эвакуация- перемещение промышленных объектов, ценностей, населения на отдаленные от линии фронта территории) вывозилось сырье, промышленные предприятия, население, скот и т.д. Слайд №25,26,27. В глубоком тылу налаживался прием прибывавших предприятий, создавались больничные учреждения, госпитали, склады, учебные заведения. С 1942г. эвакуированные предприятия стали работать на полную мощность. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» советские люди поняли как необходимость максимальной интенсификации труда и трудовой дисциплины. Слайд №28,29,30 Познакомьтесь с данными таблицы, сопоставьте их и сделайте вывод: Как складывалась ситуация на военном производстве в 1941-42гг.? Слайд №31 | Рассуждение при работе с фразой по теме урока, опираясь на определение понятия «цивилизация». Примерное направление рассуждений: С одной стороны Цивилизация – это высший этап развития человечества, совокупность его материальных и духовных достижений, т.е. всего лучшего, а значит, эти достижения должны использоваться во благо общественного развития. Но не все изобретения человечества можно использовать во благо, т.к. изобретения нового оружия – это тоже ступень прогрессивного развития общества. Ведь, если оружие совершенствуется, то необходимо найти ему применение, совершая убийство – преступление. Записывают план в тетрадь МИЛИТАРИЗМ (от лат. militaris — военный), система политических, экономических и идеологических средств, используемых правящими кругами той или иной страны с целью наращивания военной мощи государства. Мировая война – военный конфликт, в котором участвует большинство государств мира ФАШИЗМ (итал. fascismo, от fascio — пучок, связка, объединение), социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм — феномен политической жизни Италии и Германии 20-40-х гг. 20 в. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии т. н. новый порядок и предельно жесткие средства его утверждения. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Тотальный, в т. ч. идеологический, массовый террор, шовинизм, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к «чужим» национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации — непременные элементы идеологии и политики. Причины ВОВ: *Продолжение политики милитаризма Германии * Уничтожение силы СССР *Захват и использование промышленного потенциала СССР Суть плана « Барбаросса»: * Молниеносная война против СССР * Выход на рубеж Архангельск- Астрахань * Захват промышленного комплекса СССР * Через территорию СССР достичь Ирана, затем в Индию * Разбить СССР на национально-государственные образования Записывают периоды ВОВ в тетрадь Примерный ответ учащихся Слайд №11: Причины удачного продвижения фашистов: Примерный ответ учащегося: Провал немецкого наступления на Москву развеял миф о непобедимости германской армии. Он способствовал росту освободительного, антифашистского движения народов на территориях других стран. Особую роль сыграл героизм советских солдат и офицеров. План «Барбаросса» потерпел полное крушение. Примерный ответ учащегося: АНТИГИТЛЕРОВСКАЯ КОАЛИЦИЯ, союз государств и народов, сложившийся в ходе 2-й мировой войны против агрессивного блока Германии, Италии, Японии и их сателлитов. Антигитлеровская коалиция включала СССР, США, Великобританию, Францию и Китай, а также Югославию, Польшу, Чехословакию и др. страны, участвовавшие в военных действиях или оказывавшие помощь союзникам. К концу войны в состав антигитлеровской коалиции входило более 50 государств. Боевым союзником антигитлеровской коалиции было Движение Сопротивления. Примерный ответ учащегося: Основные бои развернулись за Мамаев курган. Стратегический рубеж. Значение битвы таково, что переброска германских войск под Сталинград ограничила возможности развития их наступления на Кавказском направлении. Примерный ответ учащегося: Нарушение коммуникаций противника, готовили диверсии, расправлялись с предателями, разбирали железные пути, по которым следовали немецкие поезда, нападали на тыловые и военно-административные объекты германской армии. Записывают определение понятия: Мобилизация - приведение всего военного арсенала страны в боевую готовность, сосредоточение всех сил и средств для достижения победы. Эвакуация- перемещение промышленных объектов, ценностей, населения на отдаленные от линии фронта территории. |
4. Усвоение новых знаний __5 мин
Цель этапа: Формирование обобщенности изученного материала…
Компетенции | методы | формы | Используемые ЦОР | |
знания | умения | |||
материал темы опираясь на знания, полученные на уроке | аргументировано отвечать на вопросы учителя | словесный (объяснение) | фронтальная | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Какую тему урока мы изучили? Что повторили сегодня на уроке? Что нового узнали? С какими понятиями познакомились? | Великая отечественная война. Начальный период. Понятия милитаризм, Мировая война, фашизм Новые понятиями темы: мобилизация, ГКО, антигитлеровская коалиция, оккупация, партизанское движение. Проанализировали ситуацию основных сражений данного периода, запомнить даты основных сражений. Выявить роль тыла в годы войны. |
5. Закрепление _10_ мин.
Цель этапа: Закрепление изученного на уроке материала.
Компетенции | методы | формы | Используемые ЦОР | |
знания | умения | |||
Материал урока | Работать в группе, Дать общую оценку начальному периоду ВОВ. | Словесный, письменный | групповая | Слайд №31 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Деление класса на группы, предупреждает о времени работы, читает вопрос, обращает внимание учащихся, что ответ должен быть оформлен тезисно. Слайд №31: 1 гр.: Как бы вы охарактеризовали ситуацию на фронте в первые годы войны? | Работа в группах. Оформление ответов письменно, используя тезисы. Примерный ответ учащегося: 1гр.: Отсутствовала военная готовность на момент нападения Нарушение управления советскими войсками из-за многочисленных репрессий военного состава Резкое продвижение врага вглубь страны Общая тенденция Советской Армии к сдерживанию врага Потеря городов Полоцк, Витебск, Орша, Рига 2 гр.: В первые дни войны руководство оказало всестороннюю помощь СССР: В поставке оружия, техники, денег по программе Ленд-Лиз Боевыми союзниками антигитлеровской коалиции было создано Движение Сопротивления. 3 гр.: Огромен вклад тылового населения в развитие событий на фронте: Прием и установка эвакуированных предприятий Увеличение рабочего дня Сбор средств в помощь фронту Развитие производства оборонной продукции Создание новых образцов техники Всеобщая мобилизация 4гр.: В первые дни войны на оккупированных территориях СССР стали возникать партизанские отряды, которые осуществляли следующие виды деятельности: Нарушение коммуникаций противника Подготовка диверсий Борьба с предателями Разбирали железные пути, по которым следовали поезда противника Нападали на тыловые и военно-административные объекты германской армии
|
Д/З: Чтение параграфа 23-24, характеристика личности по плану: Г.К. Жуков. 1-н уч.-ся сообщение по теме: «Орловско –курская дуга».