12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гусева Анна Владимировна66
Гусева Анна Владимировна. Стаж работы 20 лет. Преподаю в среднем и старшем звене. Учитель высшей категории.
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
3

Презентация и конспект по теме Великая Отечественная война 11 класс.



Конспект учебного занятия
с использованием ЦОР

Город: Магнитогорск

ОУ: МОУ СОШ № 12

Учитель: Гусева А.В.

Класс: 11

Тема учебного занятия: Великая отечественная война. Начальный период.

Продолжительность учебного занятия: 90__ мин.

Тип учебного занятия: Комбинированный


Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:

1. Познакомиться с причинами ВОВ, познакомиться с понятиями мобилизация, ГКО, антигитлеровская коалиция, оккупация, партизанское движение. Проанализировать ситуацию основных сражений данного периода, запомнить даты основных сражений. Дать общую оценку начальному периоду ВОВ. Выявить роль тыла в годы войны.


2. Работать с учебником, аргументировано отвечать на вопросы учителя, работать с картой по теме, анализировать данные таблиц, работать в группах, делать доклад по теме: Битва под Москвой


3. Внимание, умение убеждать, выслушивать точку зрения одноклассников, при работе в группах


Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): компьютерный класс (локальная сеть); История России 20-21 век, Часть 2, 3 , презентационный ряд по этому диску.



Ход учебного занятия:

1. Организация начала урока _2_ мин.

Цель этапа: Подготовка учащихся к работе

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Организация внимания и внутренней готовности…

Умение организоваться

словесный

фронтальный


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку

Подготовка к работе


2. Проверка выполнения домашнего задания _10_ мин.

Цель этапа: Выявление затруднений при выполнении домашнего задания

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Материал домашнего параграфа по теме: «Внешнеполитический курс СССР в канун ВОВ».

Работать самостоятельно при выполнении карточек, тестов на ПК, отвечать устно у доски



Фронтальный, индивидуальный

Опрос, работа с карточками, тестовые задания

Тест по теме: Внешнеполитический курс СССР в канун ВОВ.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Контроль выполнения домашнего задания

Отчёт о выполнении домашнего задания. Составляют рецензию устного ответа по домашнему параграфу: «Внешнеполитический курс СССР в канун ВОВ». По плану:

Изложение параграфа по заданной теме

Четкость при изложении материала

Соблюдение последовательности при изложении параграфа

Уместное использование понятий, терминов их определение

Ответы на вопросы учителя по теме

Дополнительные сведения


3. Изучение нового материала 50_ мин.

Цель этапа:


Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Повторить понятия: Милитаризм, Мировая война,
фашизм. Вспомнить и перечислить причины ВОВ?
В чем суть плана «Барбаросса»?

Познакомиться с новыми понятиями темы: мобилизация, ГКО, антигитлеровская коалиция, оккупация, партизанское движение. Проанализировать ситуацию основных сражений данного периода, запомнить даты основных сражений. Дать общую оценку начальному периоду ВОВ. Выявить роль тыла в годы войны.


. Работать с учебником, аргументировано отвечать на вопросы учителя, работать с картой по теме, анализировать данные таблиц, делать и слушать сообщение по теме: Битва под Мосвой


Словесный (рассказ), иллюстративный

Коллективная, индивидуальна

История России 20-21 век, Часть 2, 3 , презентационный ряд по этому диску.

Слайд №1-30

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Знакомство с темой урока Слайд №1. Работа с фразой:

«Мир – добродетель цивилизации, война – ее преступление».

В. Гюго

Перечисление пунктов плана урока Слайд №3

План урока:
1. Вторжение Германии на территорию СССР
2. Битва под Москвой
3. Зарождение антигитлеровской коалиции
4. Начальный этап Сталинградской битвы
5. Тыл в годы войны


Актуализация ранее пройденного материала: Словарная работа: Слайд №4
Милитаризм
Мировая война
фашизм

Вопрос классу:
1. Вспомните и перечислите причины ВОВ?
2. В чем суть плана «Барбаросса»?

Слайд №5

Беседа о периодах и начале ВОВ: Слайд №6 22 июня 1941г. войска Германии и союзников вторглись на территорию СССР, об этом было объявлено по радио, голосом Левитана, у нас есть уникальная возможность прослушать эту запись Слайд № 7, Удар фашистов оказался внезапным, хотя этот вопрос остается до сих пор спорным, но, тем не менее, в первые часы войны погибло очень много людей, было уничтожено большое количество орудий, ситуацию усугубило и то, что приказ о приведении приграничных округов в боевую готовность был отдан поздно, из-за нарушения связи.

Наступление фашистов осуществлялось по трем направлениям Группе армий « Север» предстояло через Прибалтику выйти к Ленинграду, Наиболее сильная группа армий «Центр» выдвигалась севернее и южнее Минска, имея конечной целью, наступление на Москву, Группа армий юг наносила удар по Украине, в направлении Киева. Слайд №8 Было ли известно советскому руководству о начале войны? Вопрос спорный . Слайд №9

С/Р с учебником: Опираясь на текст учебника стр. 225, ответьте на вопрос:
На сколько успешно в первые дни войны осуществлялся план «Барбаросса»? Предположите почему?
Слайд №10

Для оперативного командования войсками 30июня 1941г. был создан Государственный Комитет Обороны. В его состав вошли: Глава И.В. Сталин, также Ворошилов К.Е., Тимошенко С. К., Буденный С. М., Шапошников Б.М., Г.К. Жуков. Слайд №12

Многие гарнизоны и части Красной Армии оказали упорное сопротивление врагу. Группа армий «Центр» столкнулась с полуторамесячным сопротивлением Красной Армии в Смоленском сражении. Особую тревогу советского командования вызывал « Ельнинский выступ»- возможная площадка для наступления немцев на Москву. Войска под командованием Жукова Г.К. вытеснили оттуда врага. Но, разгромив под Киевом силы Юго-Западного фронта, установив блокаду Ленинграда, немцы перекинули основные силы на захват столицы СССР – Москва. Слайд №13,14.

Сообщение: Битва под Москвой

Вопрос к сообщению: Охарактеризуйте значение битвы под Москвой (обратите внимание на военно-стратегический, морально-политический, международный аспект). Слайд №15

Сразу же после вторжения Германии, СССР стал получать военно-экономическую поддержку от союзных государств. С/Р:
Опираясь на текст учебника, ответьте на вопрос: Что такое антигитлеровская коалиция? Когда она была создана? Какие проблемы решала?
Слайд №16

Сталин ошибочно считал, что покончить с врагом, при поддержке союзников удастся уже в 1942 году. Но вермахт перенес основную силу удара с московского направления на юго-восточное направление, затем на Кавказ, к нефтеносным районам Баку. Красная Армия, исчерпав резервы, вынуждена была отступать к Сталинграду.

Рассказ о начальном этапе Сталинградской битвы: Слайд №17 2 сентября 1942г. 6-я немецкая армия генерала Ф. Паулюса вышла к Сталинграду. Ей противостояли 62-я и 64-я армии под командованием генералов В.И. Чуйкова и М.С. Шумилова. Овладеть городом с ходу немцам не удалось. Как развивались события, читаем в учебнике 233стр.

Вопросы к прочитанному:

1.За какую территорию Сталинграда развернулись основные боевые действия? Почему?

2. Каково значение первого этапа Сталинградской битвы?

Познакомьтесь с потерями в оборонительный период Сталинградской битвы. Слайд №18

На протяжении всей истории ВОВ на оккупированной территории нашей страны действовало множество партизанских отрядов. Знаменитым был рейд кавалерийских партизанских соединений под командованием С.А. Ковпака и А.Н. Сабурова. Широкую известность получила Краснодонская подпольная организация комсомольцев «Молодая гвардия», во главе которой стояли У. Громова, И.А. Земнухов Слайд №19.

Опираясь на фильм и текст учебника, расскажите кто такие партизаны?
Какова роль партизанского движения в событиях ВОВ?

Слайд №20

Любая война ложится тяжелым экономическим бременем, на население страны, тем не менее, среди тылового населения наблюдался патриотический подъем, согласно приказу о всеобщей мобилизации. Мобилизация - приведение всего военного арсенала страны в боевую готовность, сосредоточение всех сил и средств для достижения победы. : Слайд №21

всенародная помощь не ослабевала вот некоторые данные: Слайд №22.

Во вторую половину1941года была утрачена наиболее индустриально развитая часть территории СССР, т.к. противник решительно продвигался вперед Слайд №23, 24

В связи с данной ситуацией на Восток срочно стало эвакуироваться (Эвакуация- перемещение промышленных объектов, ценностей, населения на отдаленные от линии фронта территории)

вывозилось сырье, промышленные предприятия, население, скот и т.д. Слайд №25,26,27. В глубоком тылу налаживался прием прибывавших предприятий, создавались больничные учреждения, госпитали, склады, учебные заведения. С 1942г. эвакуированные предприятия стали работать на полную мощность. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» советские люди поняли как необходимость максимальной интенсификации труда и трудовой дисциплины. Слайд №28,29,30

Познакомьтесь с данными таблицы, сопоставьте их и сделайте вывод: Как складывалась ситуация на военном производстве в 1941-42гг.? Слайд №31

Рассуждение при работе с фразой по теме урока, опираясь на определение понятия «цивилизация».

Примерное направление рассуждений: С одной стороны Цивилизация – это высший этап развития человечества, совокупность его материальных и духовных достижений, т.е. всего лучшего, а значит, эти достижения должны использоваться во благо общественного развития. Но не все изобретения человечества можно использовать во благо, т.к. изобретения нового оружия – это тоже ступень прогрессивного развития общества. Ведь, если оружие совершенствуется, то необходимо найти ему применение, совершая убийство – преступление.

Записывают план в тетрадь

МИЛИТАРИЗМ (от лат. militaris — военный), система политических, экономических и идеологических средств, используемых правящими кругами той или иной страны с целью наращивания военной мощи государства.

Мировая война – военный конфликт, в котором участвует большинство государств мира

ФАШИЗМ (итал. fascismo, от fascio — пучок, связка, объединение), социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм — феномен политической жизни Италии и Германии 20-40-х гг. 20 в. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии т. н. новый порядок и предельно жесткие средства его утверждения. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Тотальный, в т. ч. идеологический, массовый террор, шовинизм, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к «чужим» национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации — непременные элементы идеологии и политики.

Причины ВОВ:

*Продолжение политики милитаризма Германии

* Уничтожение силы СССР

*Захват и использование промышленного потенциала СССР

Суть плана « Барбаросса»:

* Молниеносная война против СССР

* Выход на рубеж Архангельск- Астрахань

* Захват промышленного комплекса СССР

* Через территорию СССР достичь Ирана, затем в Индию

* Разбить СССР на национально-государственные образования

Записывают периоды ВОВ в тетрадь

Примерный ответ учащихся Слайд №11:

Причины удачного продвижения фашистов:
*
Сверх подготовленность Германии к войне
* Численное превосходство армии
* Опыт ведения войны составлял 2 года
* Мобильность и маневренность фашистской армии
* Недоверие со стороны Сталина донесениям разведки

Примерный ответ учащегося:

Провал немецкого наступления на Москву развеял миф о непобедимости германской армии. Он способствовал росту освободительного, антифашистского движения народов на территориях других стран. Особую роль сыграл героизм советских солдат и офицеров. План «Барбаросса» потерпел полное крушение.

Примерный ответ учащегося:

АНТИГИТЛЕРОВСКАЯ КОАЛИЦИЯ, союз государств и народов, сложившийся в ходе 2-й мировой войны против агрессивного блока Германии, Италии, Японии и их сателлитов. Антигитлеровская коалиция включала СССР, США, Великобританию, Францию и Китай, а также Югославию, Польшу, Чехословакию и др. страны, участвовавшие в военных действиях или оказывавшие помощь союзникам. К концу войны в состав антигитлеровской коалиции входило более 50 государств. Боевым союзником антигитлеровской коалиции было Движение Сопротивления.

Примерный ответ учащегося:

Основные бои развернулись за Мамаев курган. Стратегический рубеж. Значение битвы таково, что переброска германских войск под Сталинград ограничила возможности развития их наступления на Кавказском направлении.

Примерный ответ учащегося:

Нарушение коммуникаций противника, готовили диверсии, расправлялись с предателями, разбирали железные пути, по которым следовали немецкие поезда, нападали на тыловые и военно-административные объекты германской армии.

Записывают определение понятия:

Мобилизация - приведение всего военного арсенала страны в боевую готовность, сосредоточение всех сил и средств для достижения победы.

Эвакуация- перемещение промышленных объектов, ценностей, населения на отдаленные от линии фронта территории.



4. Усвоение новых знаний __5 мин

Цель этапа: Формирование обобщенности изученного материала…


Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

материал

темы опираясь на знания, полученные на уроке

аргументировано отвечать на вопросы учителя

словесный (объяснение)

фронтальная


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Какую тему урока мы изучили?

Что повторили сегодня на уроке?

Что нового узнали? С какими понятиями познакомились?


Великая отечественная война. Начальный период.

Понятия милитаризм, Мировая война, фашизм
Вспомнили:

1. причины ВОВ?
2. В чем суть плана «Барбаросса»?

Новые понятиями темы: мобилизация, ГКО, антигитлеровская коалиция, оккупация, партизанское движение. Проанализировали ситуацию основных сражений данного периода, запомнить даты основных сражений. Выявить роль тыла в годы войны.


5. Закрепление _10_ мин.

Цель этапа: Закрепление изученного на уроке материала.


Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Материал урока

Работать в группе, Дать общую оценку начальному периоду ВОВ.

Словесный, письменный

групповая

Слайд №31

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Деление класса на группы, предупреждает о времени работы, читает вопрос, обращает внимание учащихся, что ответ должен быть оформлен тезисно. Слайд №31:

1 гр.: Как бы вы охарактеризовали ситуацию на фронте в первые годы войны?
2гр.: Как складывалась ситуация при формировании антигитлеровской коалиции на первом этапе ВОВ?
3гр.:
Каков вклад тылового населения СССР в развитие событий на фронте?
4гр.: Обозначьте роль партизанского движения как проявление отечественного характера войны.
Ответы на вопросы оформить тезисно


Работа в группах. Оформление ответов письменно, используя тезисы.

Примерный ответ учащегося:

1гр.:

Отсутствовала военная готовность на момент нападения

Нарушение управления советскими войсками из-за многочисленных репрессий военного состава

Резкое продвижение врага вглубь страны

Общая тенденция Советской Армии к сдерживанию врага

Потеря городов Полоцк, Витебск, Орша, Рига

2 гр.:

В первые дни войны руководство оказало всестороннюю помощь СССР:

В поставке оружия, техники, денег по программе Ленд-Лиз

Боевыми союзниками антигитлеровской коалиции было создано Движение Сопротивления.

3 гр.:

Огромен вклад тылового населения в развитие событий на фронте:

Прием и установка эвакуированных предприятий

Увеличение рабочего дня

Сбор средств в помощь фронту

Развитие производства оборонной продукции

Создание новых образцов техники

Всеобщая мобилизация

4гр.:

В первые дни войны на оккупированных территориях СССР стали возникать партизанские отряды, которые осуществляли следующие виды деятельности:

Нарушение коммуникаций противника

Подготовка диверсий

Борьба с предателями

Разбирали железные пути, по которым следовали поезда противника

Нападали на тыловые и военно-административные объекты германской армии



Д/З: Чтение параграфа 23-24, характеристика личности по плану: Г.К. Жуков. 1-н уч.-ся сообщение по теме: «Орловско –курская дуга».


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.