Презентация к уроку природоведения «Горючие полезные ископаемые. Торф»
Природоведение. Наш дом - Земля Презентация к уроку природоведения «Горючие полезные ископаемые. Торф» 5 класс Автор: Прудова Наталья Владимировна, учитель ГБОУ АО «СКОШ №5» г. Новодвинска
Повторим, что знаем Добавьте в определение нужные слова: Полезные ископаемые – это ……………… богатства, которые люди …………………. из глубины земли или с её поверхности и ………………….. в хозяйстве. 2. Угадайте природное ископаемое по фото: 3. Из какого полезного ископаемого образуются песок и глина? 4. Где используют эти полезные ископаемые? природные добывают используют Известняк обыкновенный Мел Мрамор Гранит В строительстве Из гранита
5. Как по-другому можно назвать подземные богатства? 5. Как по-другому можно назвать подземные богатства? 6. Какие виды топлива вы знаете? 7. Когда становится холодно, люди начинают обогревать помещение. Чем можно заменить дрова? Полезные ископаемые Жидкие, твёрдые и газообразные
Горючие полезные ископаемые. Торф Вопросы для обсуждения: Что такое горючие полезные ископаемые? Как выглядит торф? Какими свойствами обладает? Как образуется торф? Как добывают торф? Как люди используют торф?
1. Что такое горючие полезные ископаемые? Человек давно стал использовать для обогрева своего жилища полезные ископаемые, которые могут гореть. Полезные ископаемые, которые хорошо горят и выделяют при горении много тепла, называют горючими. К ним относят тела природы: Твёрдые Жидкие Газообразные Торф Нефть Природный газ Кам. уголь
Торф Ручная добыча торфа Обозначение на геологической карте Измельчённый торф
Каменный уголь Обозначение на геологической карте Добыча каменного угля
Нефть Обозначение на геологической карте Добыча нефти
Природный газ Обозначение на геологической карте Добыча природного газа
Работа в тетради с. 37 орф голь ефть аз
Горючие полезные ископаемые применяются как топливо на фабриках и заводах. Ими отапливают жилые дома, школы, больницы. Крупные потребители горючих полезных ископаемых – тепловые электростанции, которые вырабатывают электрический ток и снабжают им города и деревни. ТЭС-1 АЦБК
Хорошо известны и другие свойства этих полезных ископаемых. Торф – это не только топливо, но и удобрение. Из горючих полезных ископаемых получают керосин, бензин и другие продукты переработки нефти. Без них не могли бы работать самолёты, автобусы, автомобили, речные и морские суда. Хорошо известны и другие свойства этих полезных ископаемых. Торф – это не только топливо, но и удобрение. Из горючих полезных ископаемых получают керосин, бензин и другие продукты переработки нефти. Без них не могли бы работать самолёты, автобусы, автомобили, речные и морские суда.
Работа в тетради с. 38 Нефть. Каменный уголь.
Работа в тетради с. 38
2. Как выглядит торф? Какими свойствами обладает? Задание: Рассмотрите кусочек торфа. Какого он цвета? Можно ли его разломить? 2. Положим кусочек торфа в стеклянную банку с водой. Утонет ли он в воде? 3. Вынем торф из воды и сожмём пальцами. Выделяется ли из него вода? Вывод: Торф имеет тёмно-бурый или бурый цвет. Он состоит из остатков полусгнивших болотных растений. Между частицами торфа много небольших пространств - пор. В сухом торфе они заполнены воздухом, поэтому торф – плохой проводник тепла. Сухой торф лёгкий. В воде он быстро намокает: вода из пор торфа быстро вытесняет воздух и занимает его место. Сухой торф хорошо горит. При горении он выделяет больше тепла, чем дрова.
3. Как образуется торф? Задание: прочитайте абзац со словами : «Торф – плотное вещество…». Ответьте на вопрос. Растения Торф
4. Как добывают торф? Задание: прочитайте на стр. 58 абзац со словами «Болота, в которых…». Вопросы: Где добывают торф? Как добывают торф?
Важно знать! Торф в высохших торфяных болотах в жаркое лето легко загорается от удара молнии, и его трудно потушить. Часто торф загорается от непотушенных костров. Разводить костры на торфяниках строго запрещено!
Работа в тетради с. 38 Торф легко загорается и его трудно потушить.
5. Как люди используют торф? Задание: прочитайте последний абзац на стр. 58-59. Используя схему ответьте на вопрос.
Повторим, что узнали Прочитайте вывод в рамке на с. 59. Ответьте на вопросы учебника. Прочитайте рубрику «Для любознательных».
Домашнее задание В учебнике стр. 57-59, повторить. В тетради с. 38, №5.