Презентация к уроку природоведения «Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода»
Природоведение. Наш дом - Земля Презентация к уроку природоведения «Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода» 5 класс Автор: Прудова Наталья Владимировна, учитель ГБОУ АО «СКОШ №5» г. Новодвинска
Повторим, что знаем Почему через воду можно увидеть предметы, которые находятся на дне неглубокого водоёма? Почему вода в реках и озёрах в ясную погоду кажется голубой? Почему вода в стакане имеет форму стакана, а вода в колбе принимает форму колбы? Чем обычная вода по вкусу отличается от воды, в которую добавлен сахар? Почему воду можно хранить только в каком-либо сосуде – бочке, ведре, стакане? Вода имеет свойство пр..зр..чн..ст.. В воде отражается … Вода не имеет ф..рм.. Вода, в которой разбавлен сахар сл..дк.. Вода обладает свойством т..к..ч..ст..
Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода Вопросы для обсуждения: Какие вещества называются растворимыми? Какие вещества называются нерастворимыми? Что такое раствор и что такое водный раствор? Какие водные растворы существуют в природе? Какая вода называется питьевой?
1. Какие вещества называются растворимыми? Одним из свойств воды является то, что она растворяет некоторые вещества. Вода растворяет соль, сахар, питьевую соду, марганцовокислый калий. В воде растворяются не только твёрдые, но и газообразные и жидкие вещества. Так получается газированная вода и различные сладкие напитки, созданные из воды и сладких сиропов.
Как вы думаете, можно ли отделить от воды растворённые в ней вещества при помощи фильтра? Как вы думаете, можно ли отделить от воды растворённые в ней вещества при помощи фильтра? Фильтр – это устройство или прибор, служащий для очищения жидкости, газа и т.п. от ненужных примесей. Проведём опыт Сделаем фильтр из фильтровальной бумаги. Вставим его в стеклянную воронку, узкий конец воронки опустим в колбу. Нальём в фильтр воронки немного солёной воды. Проходя через фильтр, она будет капать из воронки. Пробуем воду на вкус. Пресная ли она? Осталась ли на фильтре поваренная соль? Вода от растворённой в ней соли не отделяется. Она всегда будет солёной. Вместе с водой проходит и растворённый в ней сахар. Вывод: Вещества, которые растворяются в воде и не задерживаются в фильтре, называются растворимыми в воде веществами.
Работа в тетради с. 63
2. Какие вещества называются нерастворимыми? В воде растворяются не все вещества. Чтобы убедиться в этом проведём опыты. Нам понадобиться: 3 ёмкости с водой, речной песок, кусочек мела, ложка подсолнечного масла. В стакан с водой насыплем чайную ложку речного песка. Размешаем его в воде. Что мы наблюдаем? Растворился ли речной песок? 2. Растолчём кусочек мела. Опустим в стакан с водой. Размешаем воду. Что мы наблюдаем? Растворился ли мел? Размешанный в воде песок постепенно опускается на дно. Речной песок не растворился. Размешанный в воде мел поднимается вверх, а затем опускается на дно. Мел не растворился.
3. Нальем в стакан с водой чайную ложку подсолнечного масла. Размешаем его в воде. 3. Нальем в стакан с водой чайную ложку подсолнечного масла. Размешаем его в воде. Что произойдёт с маслом в начале опыта и через некоторое время? В воде подсолнечное масло при помешивании распадается на мелкие частицы, которые потом всплывают на поверхность воды. И образуют на ней масляный слой. Вывод: Вещества, которые в воде не растворяются называются нерастворимыми в воде веществами.
Работа в тетради с. 64 растворился растворился не растворился не растворился не растворился
Работа в тетради с. 63 - - - - - - + + + + + +
3. Что такое раствор и что такое водный раствор? Воду с растворённой в ней поваренной солью называют водным раствором поваренной соли. Воду с растворённым в ней сахаром называют водным раствором сахара. Вода в которой растворено два вещества – поваренная соль и сахар, - это водный раствор поваренной соли и сахара. Растворимые вещества в воде образуют растворы.
Раствор – это смесь веществ, в одном из которых растворено другое вещество (или несколько веществ). Раствор – это смесь веществ, в одном из которых растворено другое вещество (или несколько веществ). Раствор, в котором растворителем является вода, называют водным раствором. Задание: прочитайте текст на с. 89 с абзаца со словами: «Растворимые вещества и вода...». Как человек использует водные растворы?
4. Какие водные растворы существуют в природе? В некоторых местах из глубин земли выходит вода, в которой растворено много разных солей и газов. Содержащиеся в ней соли и газы относят к минеральным (негорючим) веществам. Поэтому такую воду называют минеральной водой. Урочище Куртяево в 35 км от Северодвинска
Источники минеральной воды имеются в разных местах нашей планеты. Большое их количество находится на Кавказе. Источники минеральной воды имеются в разных местах нашей планеты. Большое их количество находится на Кавказе.
Здесь есть такие места, где горячая или холодная минеральная вода струится либо бьёт фонтанами из скал и стекает в долины. Здесь есть такие места, где горячая или холодная минеральная вода струится либо бьёт фонтанами из скал и стекает в долины. Холодный минеральный источник Горячий минеральный источник
Минеральная вода богата веществами, полезными для человека. Вкус этой воды может быть солоноватым или горьковатым. Врачи рекомендуют её пить при некоторых заболеваниях. Минеральная вода богата веществами, полезными для человека. Вкус этой воды может быть солоноватым или горьковатым. Врачи рекомендуют её пить при некоторых заболеваниях.
Морская вода тоже является раствором. В ней растворено большое количество разных солей. На вкус она является горько-солёной. Морская вода не пригодна для питья, но растворённые в ней соли способствуют укреплению здоровья человека. Морские купания очень полезны для людей. Морская вода тоже является раствором. В ней растворено большое количество разных солей. На вкус она является горько-солёной. Морская вода не пригодна для питья, но растворённые в ней соли способствуют укреплению здоровья человека. Морские купания очень полезны для людей.
5. Какая вода называется питьевой? Задание: прочитайте последний абзац на с. 90. Ответьте на вопрос.
Повторим, что узнали Прочитайте вывод в рамке на с. 90. Ответьте на вопросы учебника. Прочитайте рубрику «Для любознательных» на с. 90.
Домашнее задание В учебнике: с. 88-90, повторить. В тетради: №4, с. 64.
Щипцова Наталья Борисовна