Презентация к уроку «второстепенные члены предложения» (Русский язык, 5 класс)
Тема урока: «Второстепенные члены предложения».
1. Актуализация знаний обучающихся Члены предложения Главные подлежащее сказуемое Второстепенные дополнение определение обстоятельство
Главные члены (подлежащее и сказуемое) составляют грамматическую основу предложения. Подлежащее- это главный член предло- жения, кото-рый отвечает на вопросы (кто? что?) и обозначает предмет или явление. Оно называет то, о ком или о чём говорится в предложении Сказуемое- это главный член предло-жения, кото-рый отвечает на вопросы (что делать? что сделать? и обозначает действие пред-мета и отвеча ет на вопросы (что делать? что сделать?)
2. Объяснение нового урока. Дополнение Обстоятельство Определение Второстепенные члены предложения Стадия осмысления.
Распространённые и нераспространён- ные предложения. Идёт дождь. Сегодня идёт проливной дождь. Растёт гриб. На лесной поляне растёт белый гриб. Автомашины едут. Легковые автомашины едут по широкой дороге.
Дополнение – это второстепенный член предложения. Отвечает на вопросы косвенных падежей. Именительный – кто?что? Родительный - кого?чего? Дательный - кому?чему? Винительный - кого?что? Творительный - кем?чем? Предложный -о ком?о чём? косвенные падежи прямой падеж
Задание1. Найдите в предложениях дополнения. Старик ловил неводом рыбу. Старуха пряла свою пряжу. Я вас любил… __ __ __ __ __ __ __ __ - - - - - (кого?) (чем?) ___ ___ ___ родит. п., творит.п. винит.п. родит. п. (кого?) (что?)
Задание 2. Спишите предложение, найдите грамматическую основу и рассмотрите схему. Письмо брату мальчик пишет карандашом. мальчик письмо карандашом брату Что? Кому? Чем? (что делает?) Вывод! В предложении может быть несколько дополнений. пишет
ё солнечный день красная гвоздика спелое яблоко чистые тетради бабушкин шарф мамина сумка моё платье заячьи следы Определение - это второстепенный член предложения. Обозначает признак предмета или явления. Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Подчёркивается так: (чей?чья?чьё?чьи?) (какой?какая?какое?какие?)
Вчера выпал пушистый снег. У дома стоят кудрявые берёзы. Шелестит молодая листва. В вышине светило яркое солнце. Солдаты гордо несли боевое знамя. Задание. Выделите определения (какой?) (какие?) (какая?) (какое?)
--- . ----- . ----- . ----- . -- Обстоятельство– это второстепенный член предложения, который сообщает о месте, времени и цели того события, о котором говорится в предложении. Отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как? Подчёркивается так:
места (где?куда? откуда?) цели (зачем?для чего?) времени (когда?с каких пор? до каких пор) причины (почему? отчего?) образа действия (как?каким образом?) Виды обстоятельств
Мальчик читает (как?) выразительно. Охотники грелись (где?) у костра. (Когда?) Завтра дети поедут (куда?) за город. Проливной дождь шёл (когда?) ночью. Задание. Найдите в предложениях обстоятельство. --- . ----- . ----- . ----- --- . ----- . ----- --- . ----- . ---- --- . ----- . . _ . _ . _ . _