Предварительный просмотр презентации

мифореализм Сергей Телегин

Мифологическая концепция бытия включает в себя в качестве фундаментальной идею реальности. Мифологический реализм имеет в себе два взаимосвязанных процесса: 1) воздействие реальности на миф и 2) воздействие мифа на реальность. В первом случае реальность может быть рассмотрена как миф (реальность, отображенная в мифе, ставшая мифом). Во втором случае – миф как реальность (миф, повлиявший на реальность, создавший ее или ставший ею).

Реальность трансцендентного делает имманентное реальным. В реальности имманентное порождено и подчинено трансцендентному. Реальность есть функция сознания – человеческого или божественного в равной мере. Реальность в восприятии человека прямо зависит от степени реальности Логоса, от уровня реальности Его воплощения в человеческом сознании и от восприятия Его человеком как реальности. Реальность – это степень трансцендирования человеческого сознания и открытия в нем Логоса.

Трансцендентная реальность является человеку в мифе как реальность бытия. Мифологическая реальность мира соответствует мифологической природе человека и его сознания. Мифологическая реальность, с другой стороны, всегда есть реальность божественного. Реальность божественного и реальность человеческого, следовательно, соединяются в реальности мифа. Божественный мир отражается в мифе как в реальности и предстает как реальность бытия. Реальность Бога – это реальность мифа, а реальность мифа – это реальность бытия, жизни. Реальность мира усваивается человеком лишь через признание реальности мифа. Миф – это реальность, причем единственная реальность бытия. Миф обладает качествами реальности потому, что в самом себе содержит трансцендентные условия реальности и истинности. Миф реален, так как он трансцендентально бытиен и истинен. Миф есть первичная реальность человеческого сознания и бытия. Он также существует независимо от осознания его человеком и именно поэтому располагается в бессознательном. Миф – это подлинная реальность Логоса в нашем мире, и в силу этой проявленности высшей Реальности в мифе сам миф прямо воздействует на реальность.

Миф – это и есть единственная реальность нашего мира, так как он несет в себе реальность Абсолюта. Миф есть система жизненной реальности. Миф реален, поскольку организует, моделирует все аспекты бытия, жизненной реальности. Миф всегда реален для человека, живущего в нем, воспринимающего его как высшую парадигму, влияющую на бытие и определяющую ее во всех аспектах.

Основные законы мифореализма: (по трудам Я.Э. Голосовкера)

- в мифе все тайное явно и все явное тайно, скрыто; действуют законы «знания до опыта» и «знания не до конца». Что-то всегда остается непознанным, а божество предстает как всеведущее, но не всезнающее. Миф играет ведением и неведением, явностью и тайностью, переводя одно в другое, открывая все, но не до конца, не открывая последнего знания героя о своей судьбе, так как это последнее знание открыто только Логосу, замышлено Им;

- все неестественное и противоестественное дано как некая сверхъестественная естественность, реальность. Миф утверждает реальность невозможного, основываясь на оксюморонных сочетаниях и выражениях (кубы катятся, воду носят в решете, жареные куропатки летают по полям), когда функция предмета противоположна самому предмету по естеству, но при этом вполне представима, трансцендентно допустима;

- любая последовательность непоследовательна и любая непоследовательность последовательна; существует даже логика последовательности непоследовательности. Главным здесь является отказ от причинности, снятие вопроса «Почему?» Так желает сакральный реализм мифа. Событию в мире людей предшествует воля богов, их желание. Первопричина событий – желание Логоса, непоследовательность событий – это высшая последовательность Логоса. Действует особая, сакральная последовательность и логика мифа, противоречащая естественной логике и разумности, закономерности. Важен внутренний смысл, а не естественная формальная логика зрительного образа. В принципе «последовательности непоследовательности» внутреннее значение и смысл мифа важнее внешнего образа;

- любая нелепость разумна, а безумие действует как высший разум; человеческий же разум часто бессилен и безумен. Важна логика факта, а не события, где непостоянство постоянно, а нелепость и безумие трансцендентно оправданы;

- все иллюзии суть реальности, вещества, предметы, а не обманы чувств (тень, душа – беспредметные предметы, но они живут своей жизнью, являются сущностями, самостоятельными героями);

- «иллюзии иллюзий» наличны, обладают «якобы существованием»;

- любые фигуры, тропы есть подлинные образы, вещи, а не символы, метафоры, аллегории или художественные приемы. Тропы в мифе – не скрытые уподобления, сравнения, а конкретные существа, предметы, вещи, действия. Это реалии, а не символы, иначе это и не был бы реализм. Восприятие мифологического образа буквально, а не символически, есть суть метода мифореставрации;

- развязка дается в самой завязке, начало и конец циклически сходятся и все конфликты разрешаются, а противоречия осуществляются;

- все предопределено, но так, что это предопределение представлено вне себя, как свобода воли героя (троянцы должны быть наказаны гибелью за то, что не верят пророчествам Кассандры, хотя именно Аполлон сделал так, чтобы ее словам никто не верил. Они наказаны за поступок как за свой свободный выбор, хотя он вовсе не свободен и предопределен заклятием Аполлона. Просто они этого не знают. Молчание Кассандры страшнее заклятия Аполлона);

- все бессмысленное осмысленно и все осмысленное может быть нарушено, разрушено. Абсурдность в мифе предстает лишь как нечто внешнее, внутренне она подчинена логике сакрального, трансцендентного и определена замыслом Логоса. Абсурдное – это лишь то, что человеку непонятно в мифе и в Логосе. В мифе действует закон отрицания очевидного и утверждения невероятного, бессмысленного в качестве истинного (утрата безусловности: камни и горы движутся, летают и говорят; человек телесно возносится на небо и живет там);

- противоречия снимаются синтезом, слиянием в «неисключенное третье». Тезис и антитезис не противоречат друг другу и сливаются. В мифе действует закон отрицания – утверждения. Отрицая что-то, герой не избавляется от этого вовсе, а просто утверждает вместо этого нечто новое, иное. В то же время миф может утверждать два противоположных явления, не отрицая ни одного из них, а соединяя в синкретичное «неисключенное третье». Мифологический реализм отрицает противоположности и их взаимоисключение, заменяя синтезом, так как в Логосе достигается всеединство разных возможностей и противоположных вариантов. Обе возможности, хоть и противоречивы в мире естественных и физических законов («клиент либо жив, либо мертв»), но в мифе они мистически объединяются («клиент и жив и мертв», он – носферату, «не умерший», «живее всех живых»). Оба предположения (жив или мертв) могут быть ложны и истинны, причем одновременно;

- все качества и функции абсолютны, всё превращается во всё, бесконечное включается в конечное. В мифе существует постоянство, неизменяемость форм и качеств. Безусловность мира нарушается, так как он не самодостаточен, а подчинен трансцендентному (герой бессмертен, но гибнет; боги неуязвимы, но могут быть ранены в битве человеком в нашем мире; бог смертен и утверждается, что «бог умер»);

- закон метаморфозы осуществляется мгновенно и наглядно, одно заменяет и подменяет другое, выходит из него или превращается в него. Метаморфоза абсолютно достижима и воплотима, так как по воле бога любое существо или вещество может быть превращено во что угодно иное;

- осуществимость неосуществимого, достижимость недостижимого, воплотимость невоплотимого, абсолютность достижимости цели и выполнения задачи, поскольку в мифе правит абсолютный закон Логоса, управляющий всеми событиями, причинами и следствиями. Миф утверждает абсолютность функции образа, объекта, вещи в их непрерывности, неисчерпаемости, абсолютности достижения героем любой цели, даже самой невероятной. Однако и эта абсолютность может быть нарушена, если это необходимо высшей логике мифа – замыслу Логоса. Желание и смысл Логоса имеют в мифе абсолютное воплощение, завершенную форму в сюжете и в судьбе героя;

- идея бесконечности и непрерывности воплощается в мотивах вечной казни, вечной работы, бесцельности труда («сизифов комплекс»). Эта вечность работы несет в себе идею циклизма и бесконечность Самого Логоса. В этой непрерывности скрыта бесконечность и апофатичность. Бесконечность ведет к отказу от пространства и времени. Один и тот же объект может находиться в двух местах сразу или «везде», разлито в природе как стихия. Герой может мгновенно перемещаться в пространстве и времени, изменять свой возраст, размер, облик, пол и т.д.;

- все идеальное материализуется и все материальное одухотворяется. Реализм образов в мифе заключается в их материальной воплощенности и чувственности. Духовное, идеальное в них вещественно, воплощено. Идеи есть объекты, образы и вещи, живущие в космосе. Все вещественное идеализируется, одухотворяется, находится вне законов естественного мира. Образ веществен, но сакрально одухотворен. Оксюморон оказывается проявлением реализма в мифе: бестелесная телесность, одухотворенность материи и т.д.;

- судьба предстает как всеобщая необходимость. Все, даже боги, подчинены судьбе – трансцендентному замыслу о них Логоса. Но воля героя в мифе якобы свободна, он наделен мнимой свободой воли, будто бы действуя самостоятельно, а на самом деле бессознательно выполняя замысел Логоса. Необходимость и свобода неразрывно соединяются в воле Логоса. Герой действует по своей воле, но судьба неотвратимо настигает его. Даже если герой знает свою судьбу, он не предотвращает ее. Судьба – это реальное предопределение результатов дел, поступков героев, развивающихся внешне как свободный и волевой акт самого человека. Эта предопределенность задана сверхличным Абсолютом, который, собственно, и направляет действия героев. Но это предопределение и воля бога – совершенная тайна для героя.

Все законы поэтики мифа, развития его сюжета, принципы мифологического реализма, сформулированные Голосовкером, могут быть объяснены и поняты только при условии признания высшей трансцендентной реальности Логоса. Ничто не появляется из ничего, так и наша реальность не может появиться и существовать вне реальности трансцендентного мира. Если что-то творится, значит, оно уже присутствует в реальности и как реальность, но реальность особого рода – сакральная, абсолютная. Всякая реальность нашего мира имеет в своей основе иную реальность (высшую или низшую – в разных проявлениях). Главная и изначально сущая реальность есть реальность Бога. Именно реальность Бога делает возможной реальность нашего мира. Так и реальность Логоса делает возможной реальность мифа и литературы, их образов и сюжетов.

Миф ставит своей главной задачей не познание нашей реальности, а творение в воображении второй реальности как нашей материальной реальности. Но благодаря этому воображению и происходит процесс познания. Познать – значит сотворить, а творение и познание происходят через воображение. Так в мифотворчестве воображение равно познанию, а онтология и гносеология не различаются. Миф есть жизнь, причем жизнь творческая и интуитивная, то есть творящая иную, но подлинную для творца реальность. Реальность мифа в самом мифе, в его моделях и парадигмах, в том, что человек ощущает себя и мир реальными именно потому и благодаря тому, что в них входит миф – сакральная реальность. Миф оказывается главной положительной и сакральной реальностью нашего мира и литературы.

Реальность и миф не являются двумя противоположными понятиями. Это не два параллельных мира. На самом деле миф и есть реальность, подлинная сакральная реальность. Материальный профанный мир сотворен Богом и будет Им разрушен. Материя ожидает конца мира и страшится его. Поэтому паранойя есть категория нашего профанно-материального мира. Миф компенсирует собой параноидальный комплекс, идущий от профанной материальности. Но поскольку материальный мир изменчив и разрушим, то в нем отсутствует реальность. Раз материи присуща параноидальность, то в ней не может присутствовать реальность. Подлинная реальность открывается лишь в сакральном бытии мифа. Миф есть наша подлинная реальность, истинное бытие и надежда на спасение.