Презентация к уроку литературы в 11 классе «Обзор русской литературы 20–30 гг.»
Обзор русской литературы 20-30 годов XX века Стригачева Т.Н. МБОУ «Тюшинская СШ» 2016г.
Русская литература этого периода полнее и глубже других форм общественного сознания выразила мироощущение нашего соотечественника, жившего на родине или в изгнании – мироощущение разорванное, часто трагическое. М.М. Голубков
Эдуард Багрицкий «А ночь насыпает в мои глаза…» (1926)
Общая характеристика литературы 20-х гг. Бурный рост количества литературных кружков и групп «Серапионовы братья» «Перевал» ЛЕФ ОБЭРИУ «Кузница «Пролеткульт»
Борьба власти за единственно верный взгляд на мир и человека, борьба с многовариантностью: 1925г. – постановление ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» «Пролеткульт» РАПП
Разделение писателей Писатели пролетарские буржуазные «попутчики»
Из Деклараций РАППа: Пролетарской является такая литература, которая организует психику и сознание рабочего класса и широких трудовых масс в сторону конечных задач пролетариата как переустроителя мира и создателя коммунистического мира
Буржуазные писатели Явно буржуазная литература, начиная от эмигрантских погромных писателей типа Гиппиус и Буниных и кончая внутрироссийскими мистиками и индивидуалистами типа Ахматовых и Ходасевичей, организует психику читателя в сторону поповски-буржуазно-феодальной реставрации. Эта литература является отрядом классовых противников пролетариата…
Писатели-попутчики «Мелкобуржуазные группы писателей, «приемлющих» революцию, но не осознающих её пролетарского характера … отражают революцию в кривом зеркале и не способны организовать психику и сознание читателя в сторону конечных задач пролетариата»
Писатель Н.Огнев писал в 1929г: «Для текущего момента можно установить примерно такой смысл слова «попутчик»: «Сегодня ты ещё не враг, но завтра можешь быть врагом; ты на подозрении»
Постепенное разделение литературы Русская литература советская «потаённая», задержанная литература русского зарубежья
Тематика литературы 20-х гг. Тема России и революции. Её трагическое осмысление: А.Блок, А.Белый, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам З.Гиппиус, В.Ходасевич, И.Бунин, Д.Мережковский и др.
Дон – Аминадо (А.П.Шполянский) Дон – Аминадо (А.П.Шполянский) «Колыбельная» (1920)
Тема революции и гражданской войны
Эмигрантская сатира А.Аверченко Тэффи (Н.А.Лохвицкая)
А.Аверченко Тэффи Существует старинное распределение рассказчиков анекдотов на четыре категории: Когда рассказчик сохраняет серьёзное выражение лица, а слушатели покатываются со смеху… Когда смеётся и сам рассказчик, и слушатели… Когда рассказчик за животик держится от смеху, а слушатели, свесив голову, угрюмо молчат… Когда слушатели, вооружившись стульями и винными бутылками, хлопотливо бьют рассказчика. «Анекдоты смешны, когда их рассказывают. А когда их переживают, это трагедия»
Жанр антиутопии
О чём мечтает утопия и от чего предостерегает антиутопия Активное воздействие на природу Детальная регламентация жизни Изменение архитектуры: гигантомания, прямолинейность Обязательность и (или) добровольность труда Абсолютизация идеи равенства коллективизм отказ от частной собственности и жизни, традиционной семьи Обязательность счастья
Объясните закономерность тематики литературы 20-х гг
Общая характеристика литературы 30-х гг Репрессии и травля писателей Создание единой литературной организации –ССП в 1932 Полное подчинение литературы власти
Общая характеристика литературы 30-х гг Единая и тема и единый герой Тема труда и социалистического строительства Положительный герой
Тематика литературы 30-х гг Пафос и драматизм революционных испытаний
Николай Тихонов «Баллада о гвоздях» (1919-1922
Поэзия Расцвет песенного жанра М.Исаковский, М.Светлов Сочетание личного и общественного А.Твардовский, А.Прокофьев, К.Симонов
Эдуард Багрицкий «Смерть пионерки» (1932)
Сатира М.Зощенко И.Ильф, Е.Петров
Историческая тема