Презентация к уроку литературы в 11 классе «А.Платонов. Обзор романа «Котлован»
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
А.П.Платонов Жизнь и творчество Повесть «Котлован» Стригачева Татьяна Николаевна МБОУ «Тюшинская СШ» 2019
Детство 1899 год, 20 августа (1 сентября) – родился в Воронеже в многодетной семье (11 детей), настоящее имя – Андрей Платонович Климентов.
«Рабочий-философ» 1914-1918 – Работа в качестве литейщика на трубном заводе, в паровозоремонтных мастерских, помощника машиниста на железной дороге. Учёба на электротехническом отделении железнодорожного техникума. Отец Андрея Платонова — Платон Фирсович Климентов — был по специальности машинистом паровоза, а также слесарем в железнодорожных мастерских. Образ отца, работавшего машинистом, остался в прозе писателя.
Философия будущего писателя « В тяжелой жизни пригородной слободы зародилось у Платонова представление об истинных рабочих хозяевах жизни, тех, кто понимал свою силу не в насилии человека над громадой природы, а во имя жизни и для жизни. ... пробивалось, рождалось чувство восхищения перед рабочим человеком, таким бедным, таким обиженным жизнью, ожесточенным и таким добрым, могущественным и талантливым рабочим человеком, создателем изумительно прекрасной богатырской машины — паровоза». В.Гроссман «Все возможно — и удается все, но главное — сеять души в людях... Ведер и паровозов можно наделать сколько угодно, а песню и волнение сделать нельзя. Песня дороже вещей, она человека к человеку приближает. А это трудней и нужней всего». А.Платонов Из записных книжек
Начало литературной жизни 1918 – публикации в воронежских газетах и журналах 1920 – Участие в первом Всероссийском съезде пролеткультов. На вопрос о том, каким литературным направлениям сочувствует, ответил: «Никаким, имею свое».
1923-1926 – Состоит на службе в качестве мелиоратора, а также заведующего работами по электрификации сельского хозяйства. .
Расцвет литературной деятельности... 1927 – «Епифанские шлюзы», «Сокровенный человек», «Ямская слобода»; 1929-1937 – рассказ «Усумнившийся Макар», повесть «Впрок», роман «Чевенгур» и повесть «Ювенильное море». В критике все чаще начинает звучать слова «клевета на нового человека», «искажение линии партии»; 1929 - 1930 –повесть «Котлован»; 1937 –книга рассказов «Река Потудань» Искусство заключается в том, чтобы посредством наипростейшего выразить наисложнейшее. Из записных книжек А.Платонова
... и изоляция от литературной жизни страны Произведение «Впрок», опубликованное в 1931 году, вызвало резкую критику со стороны Сталина: вождь именно за рассказ «Впрок» назвал Платонова сволочью. «Впрок» помог опубликовать Фадеев, который после реакции Сталина перестроился и напечатал разгромную статью, обвиняющую Платонова в недальновидности. После поездки по Средней Азии Платонов публикует рассказ «Такыр», с которого возобновилась критика писателя. В газете «Правда» от 18 января 1935 года была напечатана статья, разгромившая рассказ. После этой публикации газеты и журналы больше не рискуют брать произведения Платонова в печать. Самые известные свои произведения, «Котлован», «Ювенильное море» и другие антиутопии, Платонов не издавал. «Чевенгур» был возвращен из издательства писателю в рукописи.
Семейная трагедия Весной 1938 года по политической статье арестовывают пятнадцатилетнего сына писателя — Платона. Он смог вернуться благодаря связям друзей Платонова, прежде всего благодаря хлопотам Шолохова. В заключении он провел почти 2 год и заразился туберкулезом. Писатель, ухаживая за сыном, тоже заразился туберкулезом. В 1943 году сын писателя умер.
В годы войны Платонов служит военным корреспондентом в газете «Красная звезда», а его военные рассказы появляются в печати. В 1946 году был опубликован рассказ «Семья Иванова» (другое название — «Возвращение») в журнале «Новый мир». В «Литературной газете» этот рассказ, вскрывающий трагедию Победы и разрушение войной основы общества — семьи, объявили клеветой на героя-солдата и клеветой на советскую семью. Произведения Платонова вновь возвращаются ему из редакций с отказом от публикации.
Платонов – детский писатель 1947-1949 – после войны, лишенный возможности публиковать свои произведения, Платонов занимается литературной обработкой русских народных и башкирских народных сказок, публикует произведения для детей. При поддержке Шолохова и Фадеева выходят книги сказок.
1951, 5 января – писатель умер в Москве от туберкулёза "Если бы мой брат Митя или Надя - через 21 год после своей смерти вышли из могилы подростками, как они умерли, и посмотрели бы на меня: что со мной сталось? - Я стал уродом, изувеченным, и внешне, и внутренне. Андрюша, разве это ты? Это я: я прожил жизнь". Из «Записных книжек» Платонов с женой и дочерью
Память о писателе « Жизнь прекрасна и огромна. Она началась задолго до появления живущих сейчас и продолжается в далеком будущем новых рождений и смертей. В этом ее волшебство, явственное для наивного и жадного внимания ребенка. В мире человеческих отношений господствует доброта. Доброта — первородный признак всякой жизни и естественная и направляющая человека сила». П. Антокольский. Памятник писателю в Воронеже: «... А без меня народ неполный»
Повесть «Котлован» Идейно-художественное своеобразие платоновской прозы
Чему посвящена повесть, почему она получила такое название?
Герои повести Из каких типов людей состоит «социалистическое вещество», из которого, по Платонову, строится новый мир? В каких персонажах мы видим типичные черты платоновского героя - мечтателя и правдоискателя?
Вощев – герой-правдоискатель «В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда» «... полезен ли он в мире или все без него благополучно обойдется?» « ... он почувствовал сомнение в своей жизни и слабость тела без истины, он не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира и того, куда надо стремиться»
Какими красками рисует действительность Платонов? Можно ли сказать, что Платонов возвеличивает в повести страдание и аскетизм? Какими на страницах повести представлены дети?
Как в повести сочетаются эти два пласта? Высокий пафос Острая сатира Приведите примеры эпизодов, воспевающих высокие нравственные качества и идеалы, и примеры эпизодов, сатирически обрисовывающих советскую действительность .
Гротеск – основной сатирический приём Платонов наследует традиции Салтыкова-Щедрина в изображении русской действительности. Приведите примеры гротеска. В чём символичность гротесковых эпизодов?
Финал повести Как понимать финал произведения? Какое предупреждение несёт повесть Платонова?
Своеобразие языка и стиля Платонова Основной особенностью языка Платонова в целом является прежде всего сплав из разговорных оборотов и административной лексики, столь характерной для эпохи становления нового государства. Административные клише у Платонова внедряются в саму жизнь и в саму душу человека. Именно поэтому утопия Платонова перерастает в антиутопию: государство должно оставаться государством, а человек — человеком. Когда государство внедряется в душу человека, происходит катастрофа. В предложениях часто намеренно нарушена лексическая и синтаксическая сочетаемость и логика. Нарушения используются с разным смыслом: они могут вскрывать абсурдность происходящего, быть скрытой иронией, указывать на внутренние свойства предмета или явления.
Похожие публикации