Презентация по литературе "Деревенская проза"
Деревенская проза Все последние годы так называемая деревенская проза больше всего занималась нравственным здоровьем человека- и человека настоящего, и человека будущего. Валентин Распутин Презентацию подготовила преподаватель русского языка и литературы академического лицея УМЭД города Ташкент Назирхонова Дильдора Неъматжоновна.
50-60-е годы — это особый период в развитии русской литературы. Преодоление последствий культа личности, сближение с действительностью, изживание элементов бесконфликтности, как ювелирные камни приукрашивания жизни — все это характерно для русской литературы этого периода. В это время выявляется особая роль литературы как ведущей формы развития общественного сознания. Это привлекало писателей к нравственной проблематике. Примером этому служит «деревенская проза».
Деревенская проза - направление в русской литературе 1960-1980-х годов, осмысляющее драматическую судьбу крестьянства, русской деревни в 20 веке, отмеченное обостренным вниманием к вопросам нравственности, к взаимоотношениям человека и природы. Деревенская проза - направление в русской литературе 1960-1980-х годов, осмысляющее драматическую судьбу крестьянства, русской деревни в 20 веке, отмеченное обостренным вниманием к вопросам нравственности, к взаимоотношениям человека и природы. Крупнейшими представителями, «патриархами» направления считаются Ф.А.Абрамов, В.И.Белов, В.Г.Распутин. Ярким и самобытным представителем «деревенской прозы» младшего поколения стал писатель и кинорежиссёр В.М.Шукшин. Также деревенская проза представлена произведениями В. Липатова, В. Астафьева, Е. Носова, Б. Можаева, В. Личутина и других авторов.
Валентин Григорьевич Распутин Советский и российский писатель, прозаик Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области. После окончания школы В.Распутин учился в историко-филологическом факультете Иркутского государственного университета. Первый рассказ Распутина "Я забыл спросить у Лешки…" был опубликован в 1961 году в альманахе "Ангара". В. Распутин считает: «Профессии писателя и учителя близки. Что общего между ними? — Общее — в мере воспитательного воздействия на человека. Учительская работа близко предшествует той работе, которую делает литература».
Творчество Валентина Распутина Первая книга Валентина Распутина "Край возле самого неба" вышла в 1966 году. В 1967 году была издана книга "Человек с этого света" и повесть "Деньги для Марии". В полную силу талант писателя раскрылся в повести "Последний срок" (1970). Затем последовали рассказ "Уроки французского" (1973), повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матерой" (1976). За повесть «Живи и помни» писатель удостоен Государственной премии.
"Уроки французского" Рассказ Распутина «Уроки французского» — реалистическое произведение, написанное от первого лица. Его в полной мере можно считать автобиографическим рассказом. В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность. Через много лет Распутин вновь обратится к событиям давно минувших лет. «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг — моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе.
"Уроки французского" Действия рассказа разворачиваются в 1948 году в послевоенное непростое время. Главный герой приезжает из деревни в город учиться и получать образование. Он голодал, страдал малокровием и очень сильно скучал по родным, отчиму дому. Несмотря на тяжелые условия, он отлично учился, проблемы возникали только с французским языком. Учительница Лидия Михайловна расстраивалась, когда слышала неверное произношение мальчика и грубые ошибки. Главный герой играл в популярную в то время игру «чику», с помощью чего «добывал» молоко. Однажды он был избит мальчишками, на что обратила внимание учительница. Лидия Михайловна стала помогать мальчику, присылать ему продукты, помогать с домашними заданиями. Между ними сложились теплые, близкие отношения. Однако директор школы неправильно и извращенно воспринял сложившуюся ситуацию и уволил молодую учительницу. Основная идея заключается в том, что только сообща люди могут добиться больших успех и вершин. Работая и трудясь на благо общества, помогая ближнему и окружающим, человек по-настоящему живет. Так, Лидия Михайловна учила детей не только французскому языку, она учила их честности, доброте, справедливости.
"Уроки французского" Рассказ заканчивается резко, последнее, о чём мы узнаём, – это посылка с Кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. Он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. Даже на расстоянии учительница умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленькогочеловека.
«Деньги для Марии» «Деньги для Марии» (1967 г.) — первое крупное произведение В.Г. Распутина, сразу принесшее ему известность. В названии повести (и ее содержании) сталкиваются ценность условная и временная — деньги с ценностью непреложной, вечной - человеком. Извечные нравственные категории становятся смысловой доминантой повести. Деньги — классическая тема литературы. Само это слово вынесено Распутиным в название книги. Это, разумеется, неслучайно. Мотив денег проходит красной нитью через всю повесть. Автор повести рассматривает деньги как своеобразный пробный камень, которым проверяются нравственные качества людей. С людьми жить – человеком надо быть. Иначе тебя уважать не будут.
«Деньги для Марии» В небольшой сибирской деревушке произошло ЧП: ревизор обнаружил у продавца магазина Марии большую недостачу. И ревизору и односельчанам ясно, что Мария не взяла себе ни копейки, став скорее всего жертвой запущенного ее предшественницами учета. Но, к счастью продавщицы, ревизор оказался человеком душевным и дал пять дней для погашения недостачи. Учел, видимо, и малограмотность женщины, и ее бескорыстие, а главное – пожалел детей. Односельчане Марии держат своеобразный экзамен на милосердие. Они перед сложным выбором: или выручить свою совестливую и всегда работящую землячку, одолжив ей деньги, или отвернуться, не заметить человеческой беды, сохранив собственные сбережения. Деньги здесь становятся своего рода мерилом человеческой совести. Несчастье у Распутина не просто бедствие. Это еще и проверка человека, испытание, обнажающее сердцевину души.
«Деньги для Марии» В семье Марии к деньгам всегда относились просто. Муж Кузьма считал: «есть – хорошо – нет – ну и ладно». Для Кузьмы «деньги были заплатками, которые ставятся на дырки, необходимые для житья». Он мог думать о запасах хлеба и мяса – без этого нельзя обойтись, но мысли о запасах денег казались ему забавными, шутовскими, и он отмахивался от них. Он был доволен тем, что имел. Вот почему когда в его дом постучалась беда, не о накопленных богатствах Кузьма жалеет. Он думает о том, как спасти жену, мать его детей. Кузьма обещает сыновьям: «Мы всю землю перевернем вверх тормашками, а мать не отдадим. Нас пятеро мужиков, у нас получиться». Мать здесь – символ светлого и возвышенного, не способного на какую – либо подлость. Мать – это жизнь. Защитить ее честь ее достоинство – вот что важно для Кузьмы, а не деньги. Время и деньги -это уже возникающая в повести социальная проблема. Тягостно Кузьме – человеку скромному, застенчивому, привыкшему к самостоятельности, предпочитающему отдавать, а не брать – оказаться в роли просителя.
«Деньги для Марии» Распутин с убеждающей достоверностью доносит для нас это психологическое смятение: стыд и боль, неловкость и беззащитность. В конце повести психологическое напряжение достигает высшей точки: спасет ли Кузьма Марию? сможет ли герой победить злой рок, своей доброй энергией достучаться до сердца брата? а что, если брат будет готов дать денег, но не имеет нужной суммы? Вместе с Распутиным мы сочувствуем Кузьме и Марии, очень надеемся на счастливый исход. Но если, несмотря на усилия Кузьмы, всех денег собрать не получится, что тогда, жизнь закончится? Валентин Григорьевич Распутин оставляет нас с этими тяжелыми вопросами ..
«Последний срок» Повесть «Последний срок» (1970г.) писатель называет «главной из своих книг». Сюжет повести прост, в ней очень мало событий, но произведение отличает философская насыщенность и тонкий психологизм. Тема жизни и смерти, вечная тема мировой литературы, волнует писателя. «Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети – счастье, дети- радость, дети – свет в окошке. Но дети – это ещё и мука наша!» Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может! В.П.Астафьев
«Последний срок» Главное действующее лицо повести это восьмидесятилетняя старуха Анна, которая живет у своего сына. Ее внутренний мир наполнен переживаниями о детях, которые уже давно разъехались и ведут жизнь отдельно друг от друга. Анна думает лишь о том, что ей хотелось бы увидеть их счастливыми до того, как она умрет. А если и не счастливыми, то просто увидеть их всех в последний раз. Но ее выросшие дети это дети современной цивилизации, занятые и деловые, у них уже свои семьи, и они могут думать о многих вещах - и на все им хватает времени и сил, кроме матери. Почему-то о ней они почти не вспоминают, не желая понимать, что для нее ощущение жизни осталось только в них, мыслями о них она только и живет. Когда Анна чувствует приближение смерти, она готова потерпеть до конца еще несколько дней, ведь ей очень хочется увидеть свою семью. До своей последней минуты она любит их всей душой и жизненной силой, что еще осталась в ней, но дети находят время и внимание для нее только ради приличия. Распутин раскрывает их жизни так, что кажется, что они вообще живут на белом свете ради приличия. Причем сыновья погрязли в пьянстве, а дочери заняты своими «важными» делами. Они нелепы и неискренни в своем последнем желании уделить внимание умирающей матери. Ведь в последние дни жизни матери они могли бы хоть что-то подправить, могли просто искренне поговорить с ней и уделить ей внимание, достойное матери, но и на это их не хватило.
«Последний срок» Валентин Распутин указывает современному обществу и человеку на их нравственное падение, на ту черствость, бессердечие и эгоизм, которые завладели их жизнями и душами. Ради чего живут такие люди? Ради злости и ненависти, зависти и неуважении к другим людям? Если они не могут даже по-человечески проститься с умирающей матерью, что можно говорить об их отношении к окружающему миру, об их жизненном предназначении и роли... Писатель показывает, насколько жалкой может быть жизнь таких людей, насколько бездуховной и мрачной, и главная мысль состоит в том, что они своими руками создали такой мир вокруг себя. И остается лишь один вопрос, касающийся названия повести и какой смысл в него вложил Распутин. На первый взгляд, последний срок это последние дни жизни Анны, но на самом деле, это последний срок для ее детей, последний шанс что-то исправить для них, собраться духом и достойно проводить их мать. И несмотря на всю любовь и внимание Анны, они так и не использовали свой последний срок.
«Живи и помни» В 1974 году в «Нашем современнике» публикуется повесть «Живи и помни», за которую писатель был удостоен в 1977 году Государственной премии. В. Астафьев назвал эту повесть одной из лучших книг о войне, отметив «её потрясающую глубокую трагичность». Сам Распутин признавался: «Я написал не только и меньше всего о дезертире, о котором, не унимаясь, талдычат почему-то все, а о женщине». Да, эта повесть о русской женщине, великой в своей любви, подвигах и своих несчастьях. Повесть Распутина психологическая, философская, о сохранении человеческого в человеке. Валентин Распутин оказался новатором, поскольку главными героями его повести оказались дезертир и его супруга. Суть произведения заключена в смысле названия – живи, но помни о содеянном тобой. Название повести В. Распутина «Живи и помни» звучит как наказ всему человечеству. Писатель хочет показать читателю, что человеческая жизнь – это не игрушка. Необходимо помнить о том, что каждый самостоятельно несет ответственность за свои поступки. Каждый человек – творец своей судьбы.
«Живи и помни» Война становится непреодолимым испытанием для Андрея Гуськова. На фронте он честно сражался за родину, не особо задумываясь о возможной смерти, был несколько раз ранен. Но уже на самом исходе войны, оказавшись в госпитале и узнав о преждевременном возвращении на линию огня, Гуськов сломался. Оказавшись во власти собственного эгоизма и малодушия, он решается на дезертирство. Однако совершённое им предательство накладывает отпечаток на его душу, на всю его судьбу. Вид родной деревни уже не радует Андрея, ведь он не может открыто показаться своей семье – он дезертир, предатель, отщепенец. Жизнь, которой так дорожил герой, уже не мила ему: непрестанное нервное напряжение, душевные муки, невозможность расслабиться превращают его в загнанного зверя. Однако не Андрей и его внутренняя трагедия занимает писателя. Центральным в повести является образ Настёны – его супруги. Молодая женщина сочетает в себе все лучшие черты: милосердие, доброту, беспокойство и ответственность за других людей, искреннюю веру в доброе начало.
«Живи и помни» Гуськовы живут в глухой сибирской деревне Атамановке на Ангаре. Андрей берёт в жёны сироту Настёну, с которой до войны успевает прожить четыре года. Детей у них нет. Лето 1941 года. Началась Великая Отечественная война. Андрея и ещё нескольких парней из деревни забирают на фронт. Он служит до лета 1944 года, когда его тяжело ранят и направляют в госпиталь в Новосибирск. Уверенный, что после выздоровления его если не комиссуют, то дадут отпуск на несколько дней, Андрей потрясён и разочарован, когда осенью его снова направляют на фронт. Чтобы хотя бы на день побывать у родных, он из госпиталя едет в Иркутск, однако через несколько дней понимает, что всё равно не успеет, и что он уже совершил дезертирство. Прячась от всех, он постепенно пробирается в родные места. Между тем, его пропажа обнаружена, и в Атамановку уже приезжали из военкомата узнавать, не было ли известий от Андрея. Настёна постепенно догадывается о том, кто может быть вором, и вскоре ночью встречает Андрея в бане. Он просит её никому не рассказывать о том, что она его видела. Время от времени Настёна навещает мужа, укрывшегося в отдалённой зимовке посреди тайги, и приносит ему необходимые вещи.
«Живи и помни» В марте Настёна понимает, что беременна. Андрей рад, что от него останется ребёнок, однако и он, и Настёна понимают, что ей придётся выдать ребёнка за незаконнорождённого. Заканчивается война. Настёна время от времени, под предлогом того, что ей нужна лодка для хозяйственных нужд, перебирается на другой берег Ангары повидать Андрея. Наконец, свекровь замечает, что Настёна беременна и выгоняет её из дому. Настёна уходит жить к подруге Надьке, вдове с тремя детьми. Свёкор догадывается, что отцом ребёнка может быть Андрей и просит Настёну признаться, но она не делает этого, чтобы не нарушить данное Андрею обещание. Между тем, её усталость от необходимости жить, скрывая от всех правду, становится невыносимой. В деревне начинают подозревать, что Андрей может скрываться поблизости, и за Настёной начинают следить. Ночью, желая предупредить Андрея, Настёна видит, что за ней плывут односельчане, и топится в Ангаре.
«Прощание с Матерой» В 1976 году Распутин вновь потряс читателей, на этот раз это была повесть «Прощание с Матерой». В основу сюжета легли реальные события: в годы строительства Братской ГЭС родная деревня писателя Аталинка была затоплена. Матера — это остров и название деревни, которая подлежит затоплению. Старики пытаются отстоять деревню, их волнует судьба деревенского кладбища. Повесть «Прощание с Матерой» — размышления писателя о судьбе русской деревни. Остров Матера для Распутина — это модель крестьянского мира с его патриархальным укладом жизни, со своими нравственными законами. Писатель считает, что «цивилизация с какого-то необозначенного времени взяла неверный курс, соблазнившись механическими достижениями и оставив на десятом плане человеческое совершенствование».
В последние годы писатель чаще обращается к публицистике. Среди его последних работ стоит отметить рассказ «Нежданно- негаданно» (1997), повести «Изба» и «Дочь Ивана, мать Ивана». Распутин, подводя некоторый итог творчества, как-то сказал, что он понял, какое ему Бог дал богатство — народный русский язык. С ним прямая дорога была в «деревенскую» литературу, помимо нее как писатель он едва бы состоялся. В 2005 году в Китае произведение «Дочь Ивана, мать Ивана» было названо одним из лучших зарубежных произведений иностранных авторов, получив награду конкурса «Лучший зарубежный роман XXI века», проводимого Издательством народной литературы. Глава государства Владимир Путин подписал указ о награждении писателя Валентина Распутина орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Писатель удостоен высокой награды "за большой вклад в развитие отечественной литературы".
Селиванова Галина Геннадьевна
Назирхонова Дильдора
Горбачёва Марина Юрьевна