Презентация к уроку литературы в 11 классе по прозе о Великой Отечественной войне
Послевоенная проза Память
Писать правду о войне очень опасно и очень опасно доискиваться правды... Когда человек идет на фронт искать правду, он может вместо нее найти смерть. Но если едут двенадцать, а возвращаются только двое – правда, которую они привезут с собой, будет действительно правдой, а не искаженными слухами, которые мы выдаем за историю. Стоит ли рисковать, чтобы найти эту правду, – об этом пусть судят сами писатели. Эрнест Хемингуэй По данным энциклопедии "Великая Отечественная война", в действующей армии служило свыше тысячи писателей, из восьмисот членов московской писательской организации в первые дни войны на фронт ушло двести пятьдесят. Четыреста семьдесят один писатель с войны не вернулся – это большие потери. Они объясняются тем, что писателям, большинство которых стали фронтовыми журналистами, случалось порой заниматься не только своими прямыми корреспондентскими обязанностями, а брать в руки оружие – так складывалась обстановка (впрочем, пули и осколки не щадили и тех, кто в такие ситуации не попадал). Многие же просто оказались в строю – воевали в армейских частях, в ополчении, в партизанах! Война явилась величайшим испытанием и проверкой всех сил народа, и эту проверку он выдержал с честью. Война была серьезнейшим испытанием и для советской литературы. В годы Великой Отечественной войны литература, обогащенная традициями советской литературы предшествующих периодов, не только сразу откликнулась на происходящие события, но и стала действенным оружием в борьбе с врагом. Отмечая напряженную, поистине героическую творческую работу писателей во время войны, М. Шолохов говорил: "Была у них одна задача: лишь бы слово их разило врага, лишь бы оно держало под локоть нашего бойца, зажигало и не давало угаснуть в сердцах советских людей жгучей ненависти к врагам и любви к Родине". Тема Великой Отечественной войны и сейчас остается предельно современной.
Общая ноша Великая Отечественная война отражена в русской литературе глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях они опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть. Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую ношу. Одной из первых книг о войне была повесть В.П. Некрасова "В окопах Сталинграда", опубликованная сразу же после войны в журнале "Знамя" в 1946 г., а в 1947 году была написана повесть "Звезда" Э.Г. Казакевичем. Одним из первых А.П. Платонов написал драматическую историю возвращения фронтовика домой в рассказе "Возвращение", который был опубликован в "Новом мире" уже в 1946 году. Герой рассказа Иванов Алексей не торопится домой, он обрел среди однополчан вторую семью, он отвык от домашних, от семьи. Герои произведений Платонова "…шли теперь жить точно впервые, смутно помня себя, какими они были три-четыре года назад, потому что они превратились совсем в других людей…". А в семье, возле его жены и детей появился уже другой мужчина, которого осиротила война. Трудно происходит возвращение фронтовика к другой жизни, к детям.
Писатели - фронтовики Самые достоверные произведения о войне создали писатели-фронтовики: В.К. Кондратьев, В.О. Богомолов, К.Д. Воробьев, В.П. Астафьев, Г.Я. Бакланов, В.В. Быков, Б.Л. Васильев, Ю.В. Бондарев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, Э.Г. Казакевич, М.А. Шолохов. На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны, достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с фашизмом. Писатели-фронтовики, вопреки сложившимся в советское время тенденциям к лакированию правды о войне, изображали суровую и трагическую военную и послевоенную действительность. Их произведения – правдивое свидетельство времени, когда Россия воевала и победила. Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели так называемой "второй войны", писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 50-х – начале 60-х годов. Это такие прозаики, как Бондарев, Быков, Ананьев, Бакланов, Гончаров, Богомолов, Курочкин, Астафьев, Распутин. В творчестве писателей-фронтовиков, в их произведениях 50-60-х годов, по сравнению с книгами предшествующего десятилетия усиливался трагический акцент в изображении войны. Война в изображении прозаиков-фронтовиков – это не только и даже ни сколько эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжелый, кровавый, но жизненно необходимый. И именно в этом каждодневном труде и видели советского человека писатели "второй войны"
Жестокая правда Виктора Астафьева Биография В. Астафьева практически полностью отражена в его творчестве. «Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказала бабушка», - так начинается биография героя повести «Звездопад» Мишки Ерофеева. Именно так родился и сам автор – в бане, при свете лампы, в ночь на 2 мая 1924 года в селе Овсянка на берегу Енисея. Детство – труднее не придумаешь. Мальчику было всего лишь семь лет, когда погибла его мать. Памяти матери, Лидии Ильиничне, он посвятил повесть «Перевал». А много позднее, став уже известным писателем, скажет с горькой сыновней любовью: «И лишь одно просил бы я у своей судьбы – оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь». В 1941-1942 годах учился в ФЗО на составителя поездов. На фронте, куда ушел добровольцем был шофером, связистом артиллерийской бригады, с 1943 года – на передовой, был дважды ранен, контужен. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом. Словом, на войне как на войне. «А после войны – однажды обмолвился он, - мне жилось так тяжело и так голодно, что я жалел иногда, что меня не убили».
Рассказы и повести Астафьева О его участии в войне рассказы «Где-то гремит война», «Звездопад», «Горсть спелых вишен», «Пастух и пастушка» и другие. «О достойных людях надо и писать достойно…чтобы не унизить своих друзей торопливым, неряшливым словом…И как надо писать о них, тихо спящих в родной земле российских солдатах! Какими высокими словами, каким пространственным звуком, какой высокой правдой и пронзительной печалью!» - пишет в книге «Посох памяти» «Всю жестокую, но необходимую правду, для того, чтобы человечество, узнав её, было благоразумней», рассказывает В.Астафьев в повести «Пастух и пастушка», написанной в 1971 году. Это одно из первых его произведений о войне. Замысел повести возник еще в 1954, но трудно и больно она давалась писателю и поэтому в конце ее значатся три даты: 1967 – 1971 – 1989. Сегодня разные исследователи насчитывают от 8 до 14 ее вариантов. Сам писатель назвал эту повесть своим лучшим произведением. В повести Астафьев показывает, что война губит все самые прекрасные мечты, унося жизни молодых и красивых парней, хоронит самые сокровенные надежды солдат на будущее. Он доказывает, что необходимо всеми силами противостоять войне и надеяться, что она станет нравственным уроком человечеству, что подобное кровопролитие никогда больше не повторится.
Прозаик Юрий Бондарев Юрий Васильевич Бондарев один из лучших представителей военной прозы. Именно публикация произведений Юрия Васильевича «Батальоны просят огня» и «Последние залпы», положили начало так называемой «лейтенантской прозе». Юрий Бондарев, характеризуя произведения писателей своего поколения, писал: «Сила и свежесть новых книг была в том, что, не отвергая лучшие традиции военной прозы, они во всех подробностях показали "выраженье лица" солдата, стоящие насмерть "пятачки" и плацдармы, безымянные высоты, заключающие в себе обобщение всей окопной войны». Юрий Бондарем родился 15 марта 1924 года в городе Орске, в семье следователя. Семья часто меняла место жительства, пока не обосновалась окончательно в Москве в 1931 году. Юре тогда было 7 лет. Когда началась война, будущему писателю было чуть больше семнадцати лет. Сам Бондарев говорил об этом времени так: «После окончания средней школы ушел на фронт. Был артиллеристом. Всю войну стрелял по танкам. До сих пор чувствую запах гильз и горелой брони»
Роман «Горячий снег» А чуть раньше, в 1957 году вышла повесть писателя «Батальоны просят огня». В ней Бондарев также писал о правде войны: смерти, страхе, предательстве. И автору удалось совместить в произведении несколько тем, актуальных для любого времени: война, дружба, любовь. Поколение писателей, победившее в войне с фашизмом, по мнению Бондарева, отмечено «чем-то очень новым, освежающим, непримиримым и добрым». «Мы помним о войне потому, - говорил писатель, - что человек – величайшая ценность данного мира, а его мужество и свобода – это освобождение от страха, зла, которые разъединяют людей». Пройдут годы, протекут десятилетия, но не ослабеет в сознании Бондарева-художника память о войне. Человек – величайшая ценность данного мира, а его мужество и свобода – это избавление от страха, от зла, которые убивают веру и надежду и разъединяют людей. В такие моменты, как показал Бондарев, от слез людских становится горячим снег Бондарев вспоминал: «В 1964 году в Австрии после международной дискуссии писателей ко мне подошли два немца и заявили, что они ненавидят гитлеровское прошлое, что они оба бывшие танкисты из армейской группы «Гот», воевали на том же участке фронта на реке Мышкова, где в декабре 1942 года был и я. Вот эта неожиданная встреча, недавних врагов и послужила внезапным, что ли, возбуждающим импульсом – я вспомнил многое: зиму 1942-го, степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бомбёжки, запах гари и горелой брони…» Эти впечатления составляют основу мировидения героев романа «Горячий снег». С первых же страниц Бондарев знакомит читателей с солдатами и офицерами, в руках которых по роковому стечению обстоятельств сосредоточена судьба их Родины, их соотечественников. Бондаревские герои проходят школу «тихого» героизма. Это героизм не напоказ, это то истинно русское долготерпение, которое позволило сражаться в нечеловеческих условиях войны и выжить, став победителями. Долготерпение и выносливость героев проявляются в романе «Горячий снег» каждый миг и час. «То, что считалось мёртвым, уничтоженным, начинало слабо шевелиться, подавать признаки жизни, и невозможно было вообразить, как сохранилась эта жизнь».
Солдат войны и прозы Константин Дмитриевич Воробьев долго шел к читателям — но не по своей вине: повесть "Это мы, господи!.." написана в сорок третьем году, отдана в "Новый мир" в сорок шестом, а напечатана... в восемьдесят шестом. Родился Константин Воробьев 24/29 сентября 1919 года в крестьянской семье в селе Нижний Реутец Медвенского района. У него было пять сестер и брат. Константину Дмитриевичу с детских лет приходилось помогать родителям — выполнять почти все крестьянские работы. Пришлось пережить многое — и голодный год, и раскулачивание не только богатых, но и бедняков. Окончив сельскую школу, Константин Воробьев поступил в сельхозтехникум в Мичуринске. Но вернувшись в родное село, окончил курсы киномехаников и шесть месяцев разъезжал по деревням с кинопередвижкой, что ему очень нравилось. В 1935 году он начал писать стихи и небольшие корреспонденции о сельской жизни в районную газету, а затем стал работать в Медвенской местной прессе литературным инструктором. Но окончилась эта деятельность быстро и трагично: его уволили за недозволенные в то время стихи